Маркетинг как наука
Маркетинг как наука (маркетология) | |||
Законы и закономерности | Связь с другими науками | Методологические инструменты | Специфические особенности |
Законы диалектики. Экономические законы (закон устойчивого развития, закон равновесия спроса и предложения, закон планомерного развития). Закономерности существования и развития социально-экономических систем. Закономерности управления социально-экономическими системами. Закономерности поведения социума и человека. | Экономика, математика, психология, социология, общая теория систем, кибернетика, теория моделирования, философия. | Системный подход, логический анализ, моделирование, комплексная теория принятия управленческих решений, экономико-математический анализ и др. | Междисциплинарность, системность, синергичность, прикладной характер, четкая целевая ориентация на решение задач фирмы и реализацию социальной ответственности и этических норм. |
Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на создание новых знаний о чем-либо (природе, обществе, человеке, мышлении).
Маркетинг как наука создает новые знания о рынке и функционировании фирмы на рынке.
Основные функции науки:
1. Познание и объяснение мира (или его части):
- эмпирические исследования,
- теоретические обобщения.
2. Преобразование мира (или его части):
- прикладные изобретения и инновации, направленные на создание материальных ценностей, совершенствование цивилизации,
- повышение уровня культуры, духовности, образованности.
3. Просвещение:
- образование (распространение знаний),
- совершенствование личности (и самосовершенствование) - развитие творческих способностей, интеллекта, духовное развитие человека.
Основные составляющие науки:
ü Законы и закономерности,
ü Методология (концепция, принципы, система методов и моделей),
ü Методика (система практических приемов, способов, алгоритмов решения задач в рамках данной науки).
Маркетология (маркетинг как наука) - междисциплинарная область знаний о законах и закономерностях функционирования рынка, поведении субъектов рынка и деятельности фирмы на рынке; наука о принципах и методах функционирования фирмы на рынке с целью удовлетворения потребностей потребителя и развития фирмы.
Маркетология в отличие от других наук, изучающих рынок (например, экономической теории), рассматривает эти вопросы под определенным углом зрения: как добиться того, чтобы фирма была успешной на рынке, с одной стороны, и полезной потребителю, обществу, с другой стороны.
Предметом маркетологии является:
· изучение рыночной среды как сложной социально-экономической системы, в которой функционирует фирма,
· изучение фирмы как сложной социально-экономической системы, обладающей свойствами активности, целенаправленности и открытости (наличие обратной связи).
· изучение целенаправленной деятельности фирмы в рыночной среде.
Основные направления маркетинга как науки:
ü Маркетинговый анализ – методология и методика сбора, систематизации, обработки и интерпретации информации о рынке (в том числе, маркетинговое прогнозирование).
ü Маркетинговое целеполагание – методология и методика постановки целей и задач деятельности фирмы на рынке с учетом внешний и внутренних ограничений этой деятельности.
ü Маркетинговое планирование – методология и методика разработки планов деятельности фирмы на рынке.
Маркетология тесно связана с такими науками и областями знаний, как:
ü Экономическая теория (общая теория экономики, макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика),
ü Психология (поведение потребителей, управление персоналом),
ü Социология (теория поведения социальных групп и обществ),
ü Философия (этика, логика),
ü Моделирование (общая теория моделирования, экономико-математическое моделирование),
ü Кибернетика (общая теория систем, общая теория управления системами),
ü Комплексная теория принятия управленческих решений (общая теория решений, менеджмент - управление фирмой),
ü Математика (высшая математика, теория вероятностей, исследование операций, математическая статистика).
Междисциплинарная прикладная наука | Маркетинг | ||||||
Прикладные науки (микротеория) | Макроэкономика, микроэкономика, экономика предприятия, экономическая история и др. | Математическое программирование, исследование операций, теория вероятностей, математическая статистика и др. | Теория управления, теория информации, системный анализ и др. | Социология, политология, история, право и др. | Психология, физиология и др. | ||
Макротеория | Экономическая теория | Математические науки | Кибернетика | Обществознание | Человекознание | ||
Фундаментальные области знаний (глобальная теория) | Теория моделирования | Общая теория систем | Философия | ||||