Маркетинг как наука

 

Маркетинг как наука (маркетология)
Законы и закономерности Связь с другими науками Методологические инструменты Специфические особенности
Законы диалектики. Экономические законы (закон устойчивого развития, закон равновесия спроса и предложения, закон планомерного развития). Закономерности существования и развития социально-экономических систем. Закономерности управления социально-экономическими системами. Закономерности поведения социума и человека.   Экономика, математика, психология, социология, общая теория систем, кибернетика, теория моделирования, философия. Системный подход, логический анализ, моделирование, комплексная теория принятия управленческих решений, экономико-математический анализ и др. Междисциплинарность, системность, синергичность, прикладной характер, четкая целевая ориентация на решение задач фирмы и реализацию социальной ответственности и этических норм.

 

 

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на создание новых знаний о чем-либо (природе, обществе, человеке, мышлении).

Маркетинг как наука создает новые знания о рынке и функционировании фирмы на рынке.

Основные функции науки:

1. Познание и объяснение мира (или его части):

- эмпирические исследования,

- теоретические обобщения.

2. Преобразование мира (или его части):

- прикладные изобретения и инновации, направленные на создание материальных ценностей, совершенствование цивилизации,

- повышение уровня культуры, духовности, образованности.

3. Просвещение:

- образование (распространение знаний),

- совершенствование личности (и самосовершенствование) - развитие творческих способностей, интеллекта, духовное развитие человека.

 

Основные составляющие науки:

ü Законы и закономерности,

ü Методология (концепция, принципы, система методов и моделей),

ü Методика (система практических приемов, способов, алгоритмов решения задач в рамках данной науки).

Маркетология (маркетинг как наука) - междисциплинарная область знаний о законах и закономерностях функционирования рынка, поведении субъектов рынка и деятельности фирмы на рынке; наука о принципах и методах функционирования фирмы на рынке с целью удовлетворения потребностей потребителя и развития фирмы.

Маркетология в отличие от других наук, изучающих рынок (например, экономической теории), рассматривает эти вопросы под определенным углом зрения: как добиться того, чтобы фирма была успешной на рынке, с одной стороны, и полезной потребителю, обществу, с другой стороны.

 

Предметом маркетологии является:

· изучение рыночной среды как сложной социально-экономической системы, в которой функционирует фирма,

· изучение фирмы как сложной социально-экономической системы, обладающей свойствами активности, целенаправленности и открытости (наличие обратной связи).

· изучение целенаправленной деятельности фирмы в рыночной среде.

 

Основные направления маркетинга как науки:

ü Маркетинговый анализ – методология и методика сбора, систематизации, обработки и интерпретации информации о рынке (в том числе, маркетинговое прогнозирование).

ü Маркетинговое целеполагание – методология и методика постановки целей и задач деятельности фирмы на рынке с учетом внешний и внутренних ограничений этой деятельности.

ü Маркетинговое планирование – методология и методика разработки планов деятельности фирмы на рынке.

 

Маркетология тесно связана с такими науками и областями знаний, как:

ü Экономическая теория (общая теория экономики, макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика),

ü Психология (поведение потребителей, управление персоналом),

ü Социология (теория поведения социальных групп и обществ),

ü Философия (этика, логика),

ü Моделирование (общая теория моделирования, экономико-математическое моделирование),

ü Кибернетика (общая теория систем, общая теория управления системами),

ü Комплексная теория принятия управленческих решений (общая теория решений, менеджмент - управление фирмой),

ü Математика (высшая математика, теория вероятностей, исследование операций, математическая статистика).

 

 

Междисциплинарная прикладная наука Маркетинг
Прикладные науки (микротеория) Макроэкономика, микроэкономика, экономика предприятия, экономическая история и др. Математическое программирование, исследование операций, теория вероятностей, математическая статистика и др. Теория управления, теория информации, системный анализ и др. Социология, политология, история, право и др. Психология, физиология и др.
Макротеория Экономическая теория Математические науки Кибернетика Обществознание Человекознание
Фундаментальные области знаний (глобальная теория) Теория моделирования Общая теория систем Философия