III. Понятие нормы в языкознании
Практическое занятие №1.
Основные понятия стилистики
Вопросы для обсуждения:
I. Понятие стилистической окрашенности языковых единиц
1. Стилистическая коннотация как одно из центральных понятий стилистики. Разновидности стилистических коннотаций.
2. Виды стилистически окрашенных средств языка.
3. Языковая синонимия и вариантность как база для формирования стилистических ресурсов языка.
4. Проблема определения понятия «стилистическое средство».
II. Базовые понятия функциональной стилистики
1. Трактовки понятия «стиль» в современной лингвистике.
2. Понятие о функциональном стиле. Определение функционального стиля.
3. Вопрос о стилях языка и стилях речи.
4. Речевая системность функционального стиля.
5. Конструктивный принцип функционального стиля как ведущий принцип отбора языковых средств и их речевой организации. Стилевая черта.
6. Принципы выделения и описания функциональных стилей. Экстралингвистические и собственно лингвистические стилеобразующие факторы.
7. Полевое структурирование стиля. Ядро и периферия стиля. Взаимопроникновение стилей.
8. Понятие о подстиле, жанре, типе речи.
9. Вопрос о функциональных семантико-стилистических категориях текста.
III. Понятие нормы в языкознании
1. Различные трактовки понятия нормы.
2. Соотношение коммуникативной, стилистической и языковой норм.
3. Языковая норма.
· признаки, функции языковой нормы;
· типология языковой нормы;
· «сильная» / «слабая» ненормативность;
· преднамеренные / непреднамеренные отступления от нормы;
· узус и кодификация; соотношение нормы и кодификации;
· критерии нормативности.
4. Коммуникативная норма
· понятие об успешном и эффективном общении; факторы успешного общения;
· типичные нарушения коммуникативной нормы.
5. Стилистическая и стилевая нормы. Соотношение понятий.
Практическая часть:
1. Сделайте конспект работы С.И. Виноградова (Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи // Культура речи и эффективность общения. – М., 1996. – С. 121 – 152).
2. Укажите стилевую принадлежность приведенных фрагментов, выделив в каждом из них стилеобразующие факторы.
1. Реклама – явление чрезвычайно многогранное и многоаспектное. Поэтому неудивительно, что существует значительное разнообразие толкований данного понятия и определений самого термина. Как справедливо отмечается в исследовании «История рекламы», «существование множества определений интересующего предмета не должно смущать ни начинающих, ни опытных профессионалов рекламной сферы – такова участь любых сложных, многогранных, в известной мере, даже универсальных явлений действительности».
Реклама занимает пограничное положение между различными профессиональными сферами и привлекает внимание представителей различных профессий. Выделение отдельных направлений деятельности в рекламной сфере свидетельствует об определенном уровне ее развитости. В России этот процесс находится на начальном этапе; тем не менее уже сейчас можно с уверенностью говорить о все возрастающих темпах превращения рекламы в сферу профессиональной деятельности. На многочисленных конференциях и форумах, посвященных различным аспектам рекламной деятельности, все чаще говорится о том, что рекламист – это не профессия, а указание на то, в какой области человек осуществляет свою профессиональную деятельность. В странах с давно сложившейся рекламной индустрией существует расслоение рекламных профессий и четкое распределение обязанностей в соответствии с этими профессиями.
Трактовка сути рекламного процесса, а следовательно, и определение понятия «реклама» в значительной степени зависят от того, какой концепции придерживаются исследователи рекламы. В настоящее время выделились две основные концепции рекламы: культурологическая (или историко-культурологическая) и маркетинговая (или конкретно-прагматическая). Наиболее конструктивным представляется такой подход, который позволил бы объединить обе концепции и отразить как экономическую, маркетинговую природу рекламы, так и ее культурологические особенности.
При анализе рекламных текстов представляется целесообразным опираться на определение, предложенное Американской Маркетинговой Ассоциацией, обращая внимание на то, что способ подачи информации зависит от ее характера и особенностей целевой аудитории:
Реклама – это распространяемая в определенной форме информация неличностного характера о товарах, услугах или идеях и начинаниях, предназначенная для группы лиц (целевой аудитории) и оплачиваемая определенным спонсором.
Подобная трактовка рекламы позволяет объединить обе вышеназванные концепции.
2. Журналист обязан:
1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;
2) проверять достоверность сообщаемой им информации;
3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;
5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;
6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;
7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;
8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.
(п. 10 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.
Рекомендуемая литература:
Выделенные графически источники читать обязательно