Выразительные средства графики и фонетики

Понятие стиля. Стиль и норма.

 

Норма – не только лингвистическое понятие. Это победа космоса над хаосом.

Соотношение нормы и стилистической системы языка:

- Обычная точка зрения: норма – ноль. Выпадает из стилистической системы, нет стилистического значения. Шарль Балли; Винокур: не все звуки, формы и знаки являются предметом стилистики, а лишь такие, которые обладают особой стилистической окраской.

- Ревзина: это взгляд является несостоятельным. Любую стилистическую информацию мы воспринимаем по отношению к норме. Тогда стилистический класс «норма» - центральный и наиболее объемный в стилистической системе. Какой стилистический смысл стоит за нормой?

Позитивное содержание стилистического смысла:

а) этот смысл не передает дополнительных сведений о субъекте речи, поэтому он делает как бы равными всех членов языкового социума.

б) вербализация мира в самом широком объеме. Это отражение объективной и нормативной картины мира, принятой в данном социуме.

Язык нормы – семантически очень богатый язык. Тут представлены такие явления, как

- многозначность

- идеографическая синонимия (ученый гениальный, выдающийся, знаменитый замечательный, маститый, известный – нет стилистических различий, это все норма. Но есть глубочайшая стилистическая дифференциация, для стилистического смысла «норма» это показательный момент, для других стилистических смыслов мы такого рода стилистической дифференциацией не обладаем).

- на языке нормы мы формулируем наши основные оппозиции, которые относятся к мышлению, жизни, мировоззрению (добро – зло, свое – чужое, бедность – богатство).

- это коммуникативно успешный язык в разных социальных слоях.

- на языке нормы формулируются метафорические концепты обыденного сознания, научного, художественного (концептуальные метафоры) (жизнь – это путь, время – деньги).

- язык нормы в высшей степени способствует интертекстуальности.

- разнообразные индивидуально авторские приращения в большей степени связаны с нормой

- в языке нормы воплощаются коллективные представления об эстетике

В любом тексте в качестве обязательных представлены стилистические знаки со смыслом нормы.

Панов: Не может существовать естественного текста устного или письменного, состоящего только из слов высокого или разговорного стиля, но может встретиться текст целиком из слов и языковых знаков со стилистическим смыслом «норма».

 

2. Выразительные средства графики и фонетики.

 

Выразительные средства графики и фонетики

 

Категория выр-сти: 2 – 17

 

ГРАФИКА

1. Проставление ударения.

 

Поэма Маяковского "Про это":

 

Да небо

попрежнему

лирикой зве́здится.

Глядит

в удивленьи небесная звездь —

затрубадури́ла Большая Медведица.

 

Еще Маяковский:

 

За горами угля́ и рельс

(«Три тысячи и три сестры»)

всех кто на́ век ушел ко сну

(«Хорошо!», гл. 14)

идет и горит до красна́ до бела́

(«Моя речь на показательном процессе...»)

 

Хлебников:

 

Хлебников проставлял ударения – для него важен был размер, мелодия его стихов. Большая часть написана четырёхстопным хореем. Примеры: Ду́мчи, да́мчи, до́мчи; а́ли, э́ли, и́ли!; о́льга, э́льга, а́льга!

 

С. А. Бердяев:

 

Киевский поэт С.А. Бердяев, печатавшийся под псевдонимом “Аспид”, написал антисемитский пародийный эпос «Надсониада». Это инвектива на Надсона. Во всей поэме Бердяев проставил ударения над вторым слогом фамилии поэта, подчёркивая его еврейское происхождение (сам Надсон всегда настаивал на ином произношении).

2. Выделение курсивом.

 

Пушкин «Из Пиндемонти»:

 

Все это, видите ль, слова, слова, слова 1
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.

Использование курсива можно считать распространённым и образующим устойчивую литературную традицию.

Первые два слуая употребления курсива фиксируют у Кантемира в первой редакции "Сатиры I. Ну хулящих учении". Потом находим курсив у Тредиаковского в шести стихотворениях, написанных на франц. языке. Возможно, поэт заимствовал этот прием из франц. поэзии.

Далее курсив встречается у Брандта, Ломоносова, Державина ("Любителю художеств"), Княжнина, Поповского, Богдановича, Капниста, Дмитриева, Муравьева.

Жуковский использовал курсив как интонационное средство.

Потом у А.С. Грибоедова ("Горе от ума"), А.С. Пушкина ("Евгений Онегин", 1823-1831), В.К. Кюхельбекера ("Сирота", 1833-1834), М.Ю. Лермонтова ("Сказка для детей", 1840), Ап. Григорьева ("Искусство и правда", 1854), Д. Минаева ("Педагогический приговор", 1862; "Фанты", 1863).

Активно использовал курсив Некрасов. Курсив применялся поэтом на протяжении всего творчества. Известно 176 случаев употребления ("Железная дорога", "Кому на Руси", "Суд", "Чернильцинца", "Балет").

Курсив встречаем у Достоевского, Гончарова.

 

3. Разбивка на слоги.

 

Маяковский «Из улицы в улицу»:

 

У –

лица.

Лица

у

догов

годов

резче.

Че-

рез

железных коней

с окон бегущих домов

прыгнули первые кубы...

 

4. Различные эксперименты со шрифтом, с заглавными буквами.

 

Русские футуристы (А. Крученых, В. Каменский, И. Зданевич и др.) активно прибегали к перемене шрифта в отдельном тексте, а также к цветовому выделению букв и слов.

 

Каменский печатает цикл «Танго с коровами», используя при наборе комбинации типографских шрифтов разного размера и начертания.

 

Маяковский «Человек»:

 

Покоится в нем у меня

прекрасный

красный язык.

«О-го-го» могу –

зальется высóко, высóко.

«О-ГО-ГО» могу –

и охоты поэта сокол –

голос

мягко сойдет на низы.

 

5. Использование визуальных знаков вместе с графическими.

 

Есть немало примеров замены букв, слогов или слов графическими символами. Так, стихотворение А. Кондратова "За100льная" составлено преимущественно из слов, в которых обнаруживается сочетание букв "сто" и в которых это сочетание выражено с помощью цифр ("по100й", "100л", "ма100донт").

 

В 1971 г. английский поэт Д.Дж.Энрайт создает стих. "The Typewriter Revolution" ("Революция пишущей машинки"), стиль которого предопределил графические приемы выражения англоязычного молодежного сленга, а затем и сленга компьютерного. При наборе текста на машинке автор превращал привычные слова в неологизмы, но главное – использовал большинство клавиш с дополнительными знаками, и его строки приобрели такой вид: "U 2 can b a / Tepot" ("Ты тоже можешь быть / Поэтом"), "C! *** stares and /// strips" ("Гляди–ка, три звезды и три нашивки"), "All nem r =" ("Все люди равны").

 

6. Отказ от заглавной буквы в начале поэтической строки.

 

Утверждается в русской литературе с реформы Бродского. Примеры: «Остановка в пустыне», «Пилигримы», «Рождественский романс», «С точки зрения воздуха»

 

С точки зрения воздуха, край земли

всюду. Что, скашивая облака,

совпадает - чем бы не замели

следы - с ощущением каблука.

 

(«С точки зрения воздуха»)

 

7. Отказ от знаков препинания.

 

Крученых «Дыр бул щыл».

 

8. Использование знаков препинания не в соответствии с правилами (индивидуально-авторские знаки):

 

М. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий», «Мой день беспутен и нелеп…»

 

В иголку продеваю – луч,

Грабителю вручаю – ключ.

 

(«Мой день беспутен и нелеп…»)

 

ФОНЕТИКА

 

1. Добавление или пропуск звуков.

 

Поэты охотно прибегают к редуцированию звуков. Например, так звучат строки из «Десантников» А. Межирова:

 

Это наша разведка, наверно,

Ориентир указала неверно.

 

В первой строке 10 слогов, а во второй 11, но для соблюдения размера строки следует предположить, что один слог из 11 не читается, а вернее, из-за пропуска е сливается с предыдущим и получается [арин]тир. Поэтому по фактическому произношению в каждой строке по 10 слогов, и ее размер сохраняется.

 

Многие поэтические строки рассчитаны на добавление слога, а это тоже характерно для сниженного стиля произношения. Так, в четверостишии И. Сулейманова

 

И не пытайся измерить

Круг суммой абсолютных чисел,

И не пытайся все понять,

Иначе все теряет смысл.

 

во второй строке 9 слогов, а в рифмующейся с ней четвертой строке формально 8 слогов. Можно предположить (а на самом деле так и есть), что автор рассчитывает на произношение слова смысл как на двусложное (смысел) и предполагает его рифмовку со словом чисел.

2. Удлиннение звука.

 

Гончаров «Обломов»:

 

Что-о? - перебил Тарантьев. - А давно ли ты ходил со двора, скажи-ка?

 

Гончаров «Обыкновенная история»:

 

Учитель немец, как Васюков, прежде всего исковеркал ему руки и начал

притопывать ногой и напевать, следя за каждым ударом по клавише:

а-а-у-у-о-о.

 

3. Звукопись.

 

К. Д. Бальмонт:

 

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

 

Б. Пастернак:

 

Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж

 

4. Анаграмма.

 

Ян Сатуновский:

 

Но и в РЕАЛИЗМЕ, при желании,

обнаружат сговор с ИЗРАИЛЕМ.

 

5. Звуковой символизм.

 

Бальмонт «С лодки скользнуло весло»:

 

Ласково млеет прохлада.

"Милый! Мой милый!"- Светло,

Сладко от беглого взгляда

 

6. Паронимическая аттракция.

 

«Пощадят ли площади меня?» (Пастернак)

 

«скандалы точно кандалы» (А. Вознесенский)

 

7. Ритмизация прозы.

 

Чуден Днепр при тихой погоде.

 

Гоголь «Вечера на хуторе…»

8. Скандирование.

 

«Дух-óт — рица́—нья-ду́х — сомне́нья» (Пушкин «Ангел»)

 

9. Палиндром.

 

Ян Сатуновский :

 

В 90-м году Вознесенский выпустил книгу "Аксиома самоиска".

В книге "Тень звука у него есть строчка: "А луна канула".

 

Хлебников «Перевертень»:

 

Кони, топот, инок.

10. Оформление текста в какую-то фигуру.

 

Изобразительная поэзия А.Вознесенского в его книге 70-го года "Тень звука". Поэт буквально рисовал словами, имитируя разные предметы и действия. Например, он изобразил из бой петухов, где буквами нарисован силуэт петуха, голова его отрублена и тоже нарисована буквами отдельно.

 

В 1986 году Нецкова выпустила книгу, в которой наряду с узорным рукописным текстом гениально воссоздала образ человеческой руки.

 

В России действует целый ряд визуальных поэтов: Ры Никонова, Сергей Сигей, Борис Констриктор, Александр Горнон, Дмитрий Авалиани, более молодые Александр Бубнов, Дмитрий Булатов, Сергей Проворов, Игнат Филиппов, Александр Суриков и др.

11. Обращение к старому написанию либо написанию, которое основано на произношении.

 

Василий Шукшин «Охота жить»:

 

Чайку щас поставим, Живи, мне што, Хорошего-томало, конечно.

 

Бродский: Через тыщу лет.

 

_______

Выразительные знаки фонетики: изменение фонетического облика слова; аллитерация; ассонанс (созвучие), звукопись (соответствие звукового состава фразы смысловому заданию), звуковой символизм; анаграмма (шифровка в тексте ключевого имени с помощью последовательного включения в текст звуков, из которых состоит имя). Поэтический дискурс, художественный.

Графика. Особое написание, использование заглавных букв, внесрочных букв, курсива, ненормированность знаков препинания (извлечь из графического облика иногда глубоки смысла, иногда прежде всего апеллирующие к зрению).

 

3. Понятие речевого жанра. Классификация речевых жанров.

 

2 – 66

 

4. Порядок слов и модальность как стилеобразующий фактор в простом предложении.

 

Порядок слов: 1 – 68

Модальность: 1 – 69

 

Порядок слов как явление поэтического синтаксиса – явление, которое достаточно хорошо изучено.

ü Субъективно-модальное значение. Модальность – отношение говорящего к действительности, к сообщаемому. Объективная модальность – синтаксическая категория, выражение реальности-ирреальности. Субъективная модальность – отношение говорящего к тому, что он сообщает (дождь – кажется, дождь – ну и дождь – безусловно, дождь и т.д.). Говоря о субъективно-модальном значении в предложении, мы можем выделить такое оценочно-характеризующие значения. В этом случае субъективная оценка соединяется со значением интенсивности и экспрессии (вот это дождь!), в других случаях мы имеем дело с собственно оценочным значением.

Средства выражения субъективной модальности и передачи стилистической окрашенности:

- лексические (можно, нельзя, надо, нужно, глаголы, краткие прилагательные, предикативы);

- специальные синтаксические конструкции (соединения, например, с глаголом – знать не знаю, читать не читаю);

- повторы (бежит-бежит, иду я, иду, могут быть с союзом – купил и купил). Они могут быть двух и трехчленные (не сомневайтесь, женитесь, женитесь);

- Это может быть определенный словопорядок с определенной интонацией как способ выражения субъективно-модального значения (мать, и та не любит меня!);

- модальные частицы, которые передают непосредственные модальные реакции (ну чудак, так я и поверил, съезжу-ка я в Москву);

- в этой функции выступают междометия как средства передачи субъективной модальности (эх, молодость, молодость). Иногда соединяются с частицами, союзами (ох, и потеха же была). Они могут соединяться с местоименными словами (эх, как больно);

- вводные слова, большая часть из которых несет значение «норма», но некоторые могут выражать историчность и другие смыслы.

Вообще субъективные модальности легко нанизываются друг на друга, тем самым создается рисунок предложения, который отличается разговорностью, часто это может быть и просторечность, особенно когда один из элементов является собственно просторечием (эх, тебя понесло). Субъективная модальность по своему содержанию создает нам такой стилистический облик высказывания, который предназначен прежде всего для определенного типа дискурса (повседневного, художественного).

 

5. Классификация стилистических дисциплин. Предмет стилистики. Понятийный аппарат. Цели и задачи стилистики.

 

классификация: 1- 1

предмет: 1- 2

понятийный аппарат: 1- 4

цели: 1- 5