Контрольная работа (домашняя) № 2.

Проведите стилистический анализ выбранного вами текста.

 

Текст № 1.

- Я преподаватель сороковой школы, бывшая спортсменка… Первый вопрос: кого, по вашему мнению…мм-мм…вы можете назвать из истинных… героев. И второй вопрос: ваши авторитеты в спорте и литературе.

- Вы знаете… в общем-то… моим героем является… сам спорт, сама система силы и борьбы для меня… вот это главное, а если так… о человеке, так, о личности говорить, все-таки свести к этому, не уходить от этого, я знаю, что у каждого свои герои, свои-ии какие-то любимые рекордсмены, чемпионы. …А мне очень нравился, всегда недостаточно воспитанный, несдержанный, прямолинейный, обидчивый, бывало и хмельной / с множеством, множеством ошибок… Бобров. Очень он мне нравился, человечески. Я с ним… очень дружил, до последнего дня жизни. Всеволод Бобров, изорванный, изломанный, вместо колен, крошево, сердца не было. И в самом ещё, сорок девятом, сорок восьмом году, играя в хоккей… его страшно ударили об борт. У него произошел инфаркт, и он не знал… на ногах его выносил. Большая часть сердечной мышцы отказала работать. И он всю жизнь на недостаточности сердечной на этой и жил… на искалеченном, никогда не думая, не соизмеряя свою жизнь со здоровьем, ни с чем, но это был, вот, если говорить, настоящий честный человек. Спорту он был предан…

(Из выступления Ю. П. Власова, спортсмена,

писателя, на TV. Стенограмма)

 

 

Текст № 2.

Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал, - сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам, далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах. Человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.

(А. А. Леонтьев)

 

Текст № 3.

Статья 50. Скрытая запись.

Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки допускаются:

1) если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

3) если демонстрация записи производится по решению суда.

 

Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста.

Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

(Закон Российской Федерации о средствах

Массовой информации. 1992, с. 15)

 

Текст № 4.

Стоял я на вершине холма. Просторный Калинов лог огромным распахом лежал передо мной. Внизу зеленели брошенные дикие сады давно умершего хутора. Насколько хватало глаз – поля и степь. Бронзовела озимая пшеница, серебрился ячмень, желтело убранное поле напротив – картина будто красивая, а на душе было горько. И в прошлом году бывал я на этих полях, и ныне их объехал, знал хозяев. Издали, сверху, картина красивая, а вот рядом…

Тощий ячменишко, сорные поля, порой и не поймешь, что сеяли; или вовсе стоит прошлогодняя трава – старник, её сухие будылья; или как в Липологовской балке, где новый землевладелец, вчерашний овцевод, осенью на непаханые бахчи кинул семена, на укоры ответив: «Никуда не денется, вырастет!».

Выросло… Только вот что? А много ли лучше поля Бударина, Найденова?.. А ведь вот она – Россошь, которая испокон веку была кормилицей всей голубинской округи. Вот она, живая вода, которую где-то ищут, скважины бурят, роют каналы, строят водопроводы. А здесь, как говорится, Бог дал, только бери!

(Б. Екимов. Последний рубеж //

Новый мир. – 1995. - № 4)

 

Текст № 5.

Одна из вечерних прогулок…

Ясный, апрельский закат, еще не набитый серый поселок, весенняя нагота полей, впереди еще голый зеленоватый лес. Еду на него, спокойно и распущенно сидя в седле.

От перекрестка беру к лесу целиком, по широкой меже, по грани среди жнивья. Она вся зеленая, но еще по-весеннему мягкая, - чувствуется, как вдавливается в неё копыто. А возле леса, на жнивье под опушкой, еще тянется длинный островок нечистого и затвердевшего снега. И ярко-голубые подснежники, - самый прелестный, самый милый в мире цветок, - пробиваются из коричневой, внизу гниющей, влажной, а сверху сухой листвы, густо покрывающей опушку. Листва шумно шуршит под копытами, когда я въезжаю в лес, и нет ничего радостнее этого напоминания о прошлой осени в соединении с чувством весны.

Шуршит и лесная дорога, - она тоже вся под листвой, - и далеко слышно это шуршание по лесу, еще сквозному, раскрытому, а все-таки уже не зимнему. Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее. Солнце село, но вечер светлый, долгий. И Тамара чувствует всю эту весеннюю красоту не меньше меня, - она идет особенно легко, подперев шею и глядя вперед, в далеко видимую и ещё просторную сероватую чащу стволов, идущих нам навстречу, выглядывающих друг из-за друга. Внезапно, как кол, свалилась со старой осины мохнатая совка, плавно метнулась и с размаху села на березовый пень, - просыпаясь, дернула ушастой головкой и уже зрячим оком глянула кругом: здравствуй, мол, лес, здравствуй, вечер, даже и я теперь не та, что прежде, готова к весне и любви! И как бы одобряя её, на весь лес раскатился где-то близко торжествующим цоканьем и треском соловей. А под старыми березами, сквозящими своей кружевной наготой на сероватом, но легком и глубоком вечернем небе, уже торчат тугие и острые глянцевито-темно-зеленые трубки ландышей.

(И. Бунин. Сосед)

 

Вопросы к зачету (экзамену) по всему курсу:

1. Объект и предмет стилистики. Её основная проблематика и методы исследования.

2. Определение стилистики, её структура и научные направления.

3. Стилистика и культура речи.

4. Стилистика и риторика.

5. Описательная (аналитическая) стилистика.

6. Функциональная стилистика.

7. Стилистика художественной речи.

8. Практическая стилистика.

9. Историческая стилистика.

10.Сопоставительная стилистика.

11. Соотношение стилистики с курсом «Современный русский язык».

12. Социальная дифференциация языка и функциональные стили.

13. Экстралингвстические и внутрилингвистические факторы стилеобразования.

14. Проблема определения понятия «стиль».

15. Существенные признаки функционального стиля.

16. Проблема функционального расслоения литературного языка в работах Г. О. Винокура, В. В. Виноградова, Л. В. Щербы, Пражского лингвистического кружка.

17. Нерядоположенность основных функциональных разновидностей литературного языка.

18. Ядро и периферия стиля; динамика стиля.

19. Выделение стилей на основе собственно стилистической и экспрессивной окраски языковых единиц (А. Н. Гвоздев).

20. Вопрос о разграничении стилей языка и стилей речи.

21. Теория речевых жанров в работах М. М. Бахтина и современных исследователей.

22. Стилистическая окраска языковых единиц: функционально-стилистическая и экспрессивная.

23. Понятие экспрессии в синтаксисе.

24. Ш. Балли о типах окраски языковых фактов и методике их выделения.

25. Концепция стилистического значения в работах Т. Г. Винокур.

26. Стилистические средства языка. Стилистическая функция языкового средства.

27. Средства словесной образности и стилистические фигуры.

28. Специфика использования средств словесной образности и стилистических фигур в разных стилях.

29. Синонимические средства языка как проблема стилистики.

30. Межстилевая и внутристилевая синонимия.

31. Природа норм литературного языка.

32. Соотнесенность нормы с языковой системой и узусом.

33. Вариативность нормы.

34. Внешние и внутренние причины изменения литературной нормы.

35. Стилистическая норма.

36. Определение понятия «текст».

37. Категориальные признаки текста.

38. Соотнесенность категорий текста с его функциональной принадлежностью.

39. Экстралингвистическая характеристика разговорной речи, особенности акта коммуникации.

40. Статус разговорной речи в системе функциональных стилей литературного языка.

41. Соотношение понятий «разговорная речь», «разговорный стиль», «просторечие».

42. Основные лингвистические особенности системы разговорной речи.

43. Разговорная речь в художественном тексте.

44. Ведущие принципы отбора и организации языковых средств в научном стиле.

45. Лингвистическая характеристика научного стиля.

46. Разновидности научного стиля в зависимости от области знаний, конкретной цели, характера адресата, жанра.

47. Экстралингвистическая характеристика делового стиля.

48. Лингвистические особенности делового стиля.

49. Основные разновидности делового стиля.

50. Формирование языка рекламы.

51. Экстралингвистические факторы формирования публицистического стиля.

52. Разновидности публицистического стиля.

53. Основной принцип организации языковых средств публицистического стиля.

54. Открытость стиля.

55. Две концепции эстетической функции языка.

56. Теория общей образности и вопрос об упаковочном материале.

57. Семантическая осложненность как категориальное свойство художественной речи.

58. Семантико-стилистическая система писателя и факторы, определяющие её формирование.

59. Структура прозаического художественного текста и типы повествований.

60. Художественное значение; типология художественного значения.

61. Место языка художественной литературы в системе функциональных стилей.

62. Современное состояние стилистической системы русского литературного языка.

63. Влияние средств массовой информации на норму.

64. Устные функциональные варианты (в рамках книжной речи) литературного языка. Устная публичная речь.

65. Язык радио.

66. Телевизионная речь.

 

 

Приложение

Сопоставительная таблица стилей, подстилей и жанров

Стиль Подстили Сфера функционирования Функции Жанры
Научный Собственно научный Научная деятельность Сообщение научной информации Монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, авторефераты, диссертации, тезисы докладов и т. д.
    Научно-технический Производство, отделы технической документации Ознакомление с техническими характеристиками изобретений, производственными и иными инструкциями Производственные пособия и руководства, производственно-инструктивные издания и др.
    Научно-популярный Газеты, научно-популярные журналы и издания Сообщение научной информации в популярной, доступной и понятной неспециалисту форме Монографии, статьи, доклады и др. научно-популярного характера
    Научно-учебный Учебная деятельность Сообщение научных знаний по различным предметам обучающихся Учебники, методические пособия, справочники и т. п.
Официально-деловой стиль Законодательный подстиль     Право, правовые отношения между гражданами, а также между отдельными организациями и учреждениями Предписывающе-регулирующая функция в законах и организационно-регулирующая в уставах Закон, акт гражданский, акт уголовный, указ, кодекс, конституция, уставы и др.
    Административно-канцелярский подстиль   Административно-ведомственные отношения, с которыми связаны различного рода канцелярии, ведающие служебной перепиской, оформлением документации   Информационно-содержательная или организационно-регулирующая функции Подзаконные документы: административные акты, циркуляры, приказы, распоряжения, договоры и т. п. Канцелярская документация: заявления, характеристика, автобиография, доверенность, расписка и т. п.
    Дипломатический подстиль Дипломатия и международные отношения Организационно-регулирующая и информационно-содержательная функции Конвенция, коммюнике, декларация, заявление, меморандум, нота, международное соглашение и т. п.
Публицистический стиль Газетная публицистика Газеты и общественно-политические журналы Информативная и воздействующая функции Статья, хроникальная заметка, репортаж, очерк, фельетон  
    Радио-, теле- публицистика Теле- и радиопередачи, кинопублицистика Информационная и воздействующая функции Информационное сообщение, теле-, радио- и киноочерк, репортаж
    Ораторская речь Публичная речь, обращение к различной аудитории Воздействующая и информационная функции Общественно-политические выступления, дискуссии
Разговорный стиль Обиходно-разговорный Устное бытовое общение на различные темы Информативная, воздействующая и эмотивная функции Разговорный рассказ, беседа, спор
    Обиходно-эпистолярный Письменное бытовое общение на различные темы Информативная, воздействующая и эмотивная функции   Письма, записки  
    Разговорно-профессиональный Устное профессиональное общение Информационная функция   Беседы, устные выступления (в том числе и на научные темы)

 


1 Головин Б. Н. Вопросы социальной лингвистики. Л., 1969.