Анализ стиля – анализ текста. Стилистика восприятия.

Каждый художественный текст принадлежит, как правило, к тому или иному жанру (роман, рассказ, поэма) и т.д.) и, следовательно, подчиняется жанровым нормам. Однако, нормы эти таковы, что оставляют большую свободу индивидуальной интерпретации роли. Более того, всякий подлинно художественный новаторский текст обязательно в той или иной мере нарушает жанровые нормы. По выражению Ю.М. Лотмана, художественный текст ведет себя непредсказуемо. Анализ стиля должен быть анализом текста в целом.

Но из этого не следует, что анализ текста, особенно учебный анализ, должен включать в себя всю проблематику, так или иначе с этим текстом связанную, - некоторые вопросы, касающиеся, в частности, истории создания произведения, можно оставить в стороне. На этом основании Ю.С.Степанов и И.В.Арнольд выделяют стилистику восприятия, которую нужно отличать от стилистики автора. В стилистике восприятия внимание концентрируется не на писателе, а на результате его творчества, на воздействии, которое текст оказывает на читателя. Иными словами, стилистика восприятия, к которой можно отнести и учебный анализ текста, занимается не творческой биографией автора и историей создания произведения, а тем, что объективно содержится в тексте и может быть воспринято.

Таким образом, исследование стиля в отрыве от всей системы текста не может быть плодотворным. Но, с другой стороны, такое исследование нуждается в солидной лингвистической базе – иначе оно неминуемо впадает в субъективизм. Такой базой должна быть в первую очередь стилистика языка (стилистика 1), или описательная стилистика, занимающаяся стилистическими ресурсами того или иного естественного языка (ее проблематика в основном сводится к следующему вопросу: как в данном языке можно выразить то или иное предметно-логическое содержание, т.е. каков тот выбор, который язык предоставляет в этом отношении говорящему (пишущему) и, главное, каковы стилистические значения каждого из узуальных способов выражения этого содержания. Такой базой может также быть и функциональная стилистика (стилистика 2), точнее, ее раздел, который занимается изучением общих свойств художественной речи. Обычно его рассматривают либо как составную часть поэтики, либо как самостоятельную дисциплину – теорию поэтической речи, по определению В.В.Виноградова, или риторику, как ее продолжают называть на Западе.