МУЖИК И МЕДВЕДЬ
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Быть так, — сказал медведь. А коли обманешь, так в
лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушел в дуброву.
Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:
— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.
Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь:
— Мужик, куда ты едешь?
— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
— Дай-ка попробовать — каков корешок?
Мужик дал ему репу. Медведь как съел:
— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои
корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова,
а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:
— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.
Мужик говорит:
— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе
возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.
Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.
Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
(Русские народные сказки. – М.: ЗАО «Фирма СТД», 1998)
ВАРИАНТ 19
ФРАК
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу;
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, наперекор стихиям.
Грибоедов А.С. Горе от ума. 1822-1824. Действие 2. Явл 22
Фрак – мужской костюм, появившийся еще в первой половине XVIII века в Англии, а позднее распространившийся по всей Европе. Изначально фрак предназначался для верховой езды. С этой целью полы верхней приталенной одежды отгибали назад, и наконец сложилась форма фрака – одежды, не имеющей пол, а только фалды сзади.
Во времена правления императора Павла I фраки были запрещены как символ идей, заимствованных у революционной Франции. Свидетель событий тех лет Ф.Ф.Вигель сообщает: “Казня в безумстве не камень, как говорит Жуковский о Наполеоне, а платье, Павел вооружился против круглых шляп, фраков, филетов, панталон, ботинок и сапогов с отворотами, строго запретил носить их и велел заменить однобортными кафтанами с стоячим воротником, трехугольными шляпами, камзолами, коротким нижним платьем и ботфортами” (Вигель Ф.Ф. Записки. М., 1928. Т.1. С.93).
После смерти Павла I фраки мгновенно появились в Петербурге и Москве, а потом и во всей России.
Модный покрой фрака в первой половине XIX в. постоянно изменялся, и эти различия хорошо прослеживаются по десятилетиям.
Описание фрака 10-х гг. XIX в. встречается в мемуарах Ф.Ф.Вигеля: “Василий Львович мало заботился о политике, но после стихов мода была важнейшим для него делом. От ее поклонения близ четырех лет мы были удерживаемы полицейскими мерами; прихотливое божество вновь показалось в Петербурге, и он устремился туда, дабы, приняв ее новые законы, первому привезти в Москву. Он оставался там столько времени, сколько нужно было, чтобы с ног до головы перерядиться. Едва успел он воротиться, как явился в Марфине и всех изумил толстым и длинным жабо, коротким фрачком и головою в мелких курчавых завитках, как баранья шерсть, что называлось тогда a la Дюрок” (С.178). Вигель столь язвительно описал В.Л.Пушкина не столько за его приверженность модным новинкам, сколько за участие в спорах по поводу “старого и нового слога”. В этой борьбе сторонников, с одной стороны, Шишкова, а с другой Карамзина, В.Л.Пушкин был на стороне карамзинистов, использовал в своих стихах модную лексику, так как это было приемом в споре с литературными противниками. Вместе с тем манера одеваться была формой выражения идеологической позиции.
Фрак 20-х гг. XIX в. был совсем иным. “Учитель лет 27-ми, во фраке с высоким воротником, на рукавах пуфы, талия на затылке, фалды ниже колен”, - так описал фрак 20-х гг. И.И.Панаев (Барыня, 1844).
В первые десятилетия XIX в. сложились правила ношения фрака: “Хорошо, что я не остался обедать: как можно остаться обедать в сюртуке. В сюртуке только выезжают по утрам, а к обеду надевают фраки…
Как истинный онагр, молодой человек превосходно знал все обычаи, переходящие из большого в маленький свет (Панаев И.И. Онагр, 1841).
Фрак 30-х гг. туго обхватывал талию и имел пышный к плечу рукав. Такой покрой рукава исключал использование верхней одежды с рукавами – пользовались многочисленными накидками, плащами, Тонкая талия, широкие плечи, маленькие руки и ноги при высоком росте – таков был идеал красивого мужчины этого времени.
Фрак 40-х гг. требовал чуть заниженной талии, рукав стал небольшим и узким, что позволило носить верхнюю одежду с рукавами – появилось пальто.
Во второй половине XIX в. фрак становится парадной и концертной одеждой.
Фраки первой половины века шили из тонких сукон, а иногда бархата. Излюбленными цветами были синий, зеленый, коричневый, различные оттенки красного. Зеленый, традиционный для русской армии в XVIII в., был сложных оттенков для фраков, предназначенных для неслуживых людей, - оливковый, бутылочный и т.д. Фраки украшались большими узорчатыми пуговицами. Черный цвет как цвет фрачной пары явился не сразу, поскольку он связывался с трауром. Только к концу 30-х гг. черные фраки стали обычным явлением. До конца 20-х гг. фрак носили с панталонами другого цвета и из другой ткани. Фрачная пара явилась позднее.
Описание фрака, данное А.С.Грибоедовым в комедии “Горе от ума”, встречается даже в прозаических произведениях. В частности, А.Ф.Вельтман в своей повести “Сердце и думка”, бесспорно следуя за А.С.Грибоедовым, писал: “Но члены, которые платят 50 рублей в год, как будто пренебрегая летом жар, зимой холод, носят неизменное сукно, подбитое шелком, покроя фракийского, с искусственным хвостом сзади, с жалостью смотреть спереди” (1838, Ч.2.Гл.12).
Фрак как одежда для верховой езды сохранился до конца XIX в. “Откуда вы так рано? – спросил Обломов.
– От портного. Посмотрите, хорош фрак? – говорил он, ворочаясь перед Обломовым.
– Отличный! С большим вкусом сшит, - сказал Илья Ильич, - только отчего он такой широкий сзади?
– Это рейт-фрак: для верховой езды.
– А! Вот что” (Гончаров И.А. Обломов, 1859. Ч.1.Гл.2).
Среди знаменитых портных, известных в обеих столицах как поставщики самых модных фраков первой половины XIX в., встречаются имена Флорио, Оливье, Сарра. Наибольшую славу приобрел петербургский портной Руч, упоминаемый во многих литературных произведениях и мемуарах.
(Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок: Костюм –
вещь и образ в русской литературе XIX в. – М., 1989)
ВАРИАНТ 20.