Генеральная Ассамблея

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый челвоек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих правил и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств – членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия. Как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию

Статья 10

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

(Вступительная часть Всеобщей декларации прав человека, принятой

Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.)

 

ВАРИАНТ 17.

Н.С.Валгина. Активные процессы в современном русском языке. М., 2001

Динамика языкового развития в конце XX века столь ощутима и очевидна, что не оставляет равнодушных ни в кругу лингвистической общественности, ни в среде журналистов и публицистов, ни среди политиков и общественных деятелей и даже среди обычных граждан, профессионально не связанных с языком.

Состояние современного русского языка, изменения, которые в нем активно происходят, действительно нуждаются во внимательном изучении и освещении с целью выработки оценок и рекомендаций с позиций объективности и исторической целесообразности.

В настоящее время СМИ дают впечатляющую картину пользования языком, и это вызывает довольно противоречивые оценки и суждения относительно происходящего. Одни безоговорочно принимают “вербальную свободу”, другие- скрупулезно собирают грубые “ошибки” в речи, ориентируясь при этом на традиции литературного языка прошлого. Так что обеспокоенность общественности судьбой языка имеет серьезные основания.

Однако при противоречивой стилистике современных СМИ часто смешиваются результаты реальных процессов собственно в языке и явления, объяснимые недостаточной культурой публичной речи.

Попыткой разобраться в “языковом хозяйстве” нашего времени и является книга Н.С.Валгиной, которая прямо и называет предмет размышлений – “Активные процессы в современном русском языке”.

Книга в качестве учебного пособия рекомендована студентам гуманитарных специальностей – филологам, журналистам, редакторам, книговедам. Она рассчитана на повышение внимания к вопросам языка, на развитие языковой наблюдательности и критически-осмысленное отношение к современной языковой практике.

Необходимость появления такой работы объясняется и задачами собственно лингвистическими, и обеспокоенностью российской общественности отношением к русскому языку и его литературной норме со стороны журналистов, корреспондентов и отчасти редакторов, проявляющих в своих публикациях чрезмерную “свободу слова”, сломавшую все социально-этические запреты и каноны. При этом главное внимание автора сосредоточено на описании закономерных изменений в самом языке. И хотя в задачу книги не входил анализ языка массовой печати как таковой, эти материалы в качестве иллюстраций широко представлены в книге, поскольку данная сфера применения языка наиболее оперативно реагирует на новые явления в языке, в определенном смысле актуализирует их.

Хронологической основой описания новых явлений в языке является конец XX века. Но понятие “новые” в частных проявлениях может оказаться достаточно растяжимым во времени, ведь сдвиги в языке, которые обнаруживаются сегодня, подготавливались последовательным накоплением изменений, подчас не сразу заметных. Поэтому иллюстрации, которые приводятся в книге, не жестко привязаны к последнему десятилетию XX века, а включают в себя примеры из публикаций начала и середины века. Более того, ниточки связи ведут иногда и в более дальнее прошлое. Длительность жизни языковых явлений разная, и борьба конкурирующих вариантов тоже охватывает разные хронологические периоды. И если преследуется цель дать описание явлений в языке, указывающих на общее направление эволюции, то подобные экскурмы представляются вполне оправданными.

Разделы книги в совокупности дают достаточно полное представление о процессах на разных уровнях языковой системы: в произношении и ударении, в лексике и словообразовании, в морфологии, в синтаксисе и пунктуации. Причем предваряется это описание раскрытием основополагающих для данной темы понятий – понятий языковой нормы и вариантности языкового знака, приниципов социологического изучения языка и др. Достойное место отводится в книге закономерностям, действующим в языке, и при описании тех или иных новых явлений в языке указывается на их соответствие или несоответствие данным закономерностям. В принципе каждое явление рассматривается с позиций внутренних потребностей языка, и с позиций социальной приемлемости и неприемлемости их.

Одним из достоинств книги является обилие фактического материала, объем которого и разнообразие источников, из которых он черпается, служат гарантом объективности описываемых ялвений и исключают момент их случайности. Причем количество иллюстраций на то или иное языковое явление различное. И это не случайно. И объясняется разумным желанием автора подчеркнуть степень распространенности явлений.

Н.С.Валгина учла современные исследования, посвященные процессам в языке, и лексикографические труды последних лет. Весь лексический материал сверен в сопоставительном плане по разным словарям, отмечены разночтения в словарях относительно характеристик лексем – как в стилистическом плане, так и с точки зрения наличия или отсутствия в них семантико-социологических коннотаций.

Оценки языковых фактов и рекомендации, вытекающие из них, даны в книге достаточно корректно, в спокойном, без полемических крайностей тоне.

Обоснованность научной позиции автора не вызывает сомнений, а большой фактический материал, снабженный пояснениями и оценками, служит надежной базой приводимых рекомендаций.

По объективным причинам автор не ставит нормализаторской цели, однако освещение материала так или иначе подводит к объективным выводам относительно употребления приводимых языковых фактов, безусловно повышая интерес к проблемам языка в современных условиях жизни российского общества и способствует воспитанию чувства языка, во всяком случае заставляет серьезно задуматься о судьбе языка и о своем частном и частичном учатии в его судьбе.

Книга безусловно поможет разобраться в сложных вопросах “противоречивой” жизни современного русского языка и ее отражения в современной практике печати, поможет вдумчиво отнестись к своей собственной речи.

Книга адресована студентам – гуманитариям, которые обладают знанием многоуровневой системы русского языка и его современной стилевой и стилистической дифференциации. Но она может быть полезна и любому любознательному читателю, интересующемуся языковой практикой современной печати, поскольку написана доходчиво, без ложного наукообразия.

(Иванова М.В. Филологические науки. 2003, № 1)

 

ВАРИАНТ 18.