Взаимодействие звучания и графики. Граффон ( Graphon )

Особенности орфографии также могут выполнять стилистическую функцию.

Граффон - намеренное искажение орфографической нормы слова или словосочетания, отражающее индивидуальное или диалектное нарушение фонетической нормы. Подобные искажения встречаются не только в речи персонажей в художественной прозе, но также в средствах массовой информации и в рекламе.

Граффон является кратким, но стилистически релевантным средством снабжения информацией о происхождении говорящего, его социальном и образовательном статусе, физическом и эмоциональном состоянии и т.п. Так, когда известный персонаж произведения Теккерея дворецкий Yellowplush поражает слушателей научными словами, произнося их “sellybrated” (celebrated), “bennyviolent” (benevolent), “illygitmit” (illegitimate), “jewinile” (juvenile), читатель видит не только яркий образ и социально-культурную и образовательную характеристику персонажа, но также и саркастическое отношение писателя к нему. С другой стороны, через граффон авторы показывают физические дефекты речи говорящих – заикание и шепелявость – и, таким образом, индивидуализируют речь персонажа, делая её более правдоподобной, живой, яркой, запоминающейся, например: «The b-b-b-b-bas-tud – he seen me c-c-c-c-coming” (Warren); или “You don’t mean to thay that thith ith your firth time” (Cusack). Некоторые граффоны стали клише в современной разговорной речи: gimme (give me), lemme (let me), gonna (going to), gotta (got to), coupla (couple of), mighta (might have), willya (will you).

Неформальность и достоверность, присущая граффону, привлекает внимание рекламодателей. Так, можно встретить следующую рекламу в местах общественного питания, на постерах (плакатах), в газетах, на телевидении и других местах: «Pik-kwik Store”, “The Donut (doughnut) Place”, “Rite Bread Shop”, “Wok-in Fast Food Restaurant”, “Sooper Class Model Cars”, “Knee-hi Socks”, “Rite Aid Medicines” и др.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Упражнение 25. Определите вид дополнительной информации, которую несут следующие случаи употребления аллитерации, ономатопеи и граффона.

1. He ducks into the Ford and in that fusty hot interior starts to murmur, “Ev, reebody loves the, cha cha cha.” (Updike)

2. Then, with an enomous, shattering rumble, sludge-puff, sludge-puff, the train came into the station. (Saxton)

3. “You, lean, long, lanky lath of a lousy bastard!” (O’Casey)

4.“Very bad”, Clemenza said. “It means an all-out war with the Tattaglia Family. You gotta stop them at the beginning.” (Puzo)

5. The fair breeze blew, the white foam flew, the furrow followed free. (Coleridge)

6. “So what’re you gonna do, Finn?” Spicer asked without looking. “…Gimme a break.” (Grisham)

7. The Italian trio tut-tutted their tongues at me. (Capote)

8. “Well, I dunno. I’ll show you summat.” (Barstow)

9. “It don’t take no nerve to do somepin when there ain’t nothing else you can do. We ain’t gonna die out. People is goin’ on – changin’ a little may be – but goin’ right on.” (Steinbeck)

10. Sense of sin is sense of waste. (Waugh)

11. “The count,” explained the German officer, “expegs you, chentlemen, at eight-dirty.” (Holmes)

12. The quick crackling of dry wood aflame cut through the night. (Heym)

13. “Did the dog do that?” The boy’s face goes rapt at the pantomime. “Like dis”, he says… .(Updike)

14. Who’s that dear, dim, drunk little man? (Waugh)

Вопросы:

1. Какова разница между тропами и стилистическими фигурами?

2. Какие модели классификации лексико-фразеологических стилистических средств

вы знаете?

3. Какие тропы основаны на взаимодействии а) предметно-логического и

контекстуального значения? б) главного и производного логического значения?

в) логического и эмотивного значения? г) логического и номинативного значения?

4. Какова разница между а) метафорой и метонимией? б) метонимией и синекдохой?

в) зевгмой и каламбуром? г) преуменьшением и литотой?

5. Как классифицируются синтаксические стилистические средства?

6. В чём разница между параллелизмом и хиазмом?

7. Как называется стилистическое средство, основанное на контекстуальной антонимии?

8. В чём сходство и различие между звукоподражанием и аллитерацией?

9 . Какова стилистическая функция граффона?