Древнегреческая скульптура: от архаики к классике (сравнительный анализ)

Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (11—9 веков до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики — также оставил в истории несколько имён великих скульпторов, у каждого из которых был свой индивидуальный почерк. Скульптура этого периода предвещала те изменения, которые произошли с наступлением нового исторического периода — эллинизма.

Архаика – скульптура еще не занимала такого значительного места в культуре, как это стало позднее. Основные скульптурные элементы – куросы и коры. Скульптурные приемы ограничены. Возникает стремление к передаче объема тела, гармоническому равновесию форм, утонченному ритму. Важное место занимает архитектоническая конструкция человеческого тела. Возникающая именно в этот период архаическая улыбка одухотворяет лица статуй, превращая идол в обобщенный образ человека, понимаемого как высшая эстетическая ценность. За редким исключением статуи приобретают соразмерный человеку масштаб. Сразу следует отметить, что до эпохи поздней классики женские изображения будут лишены наготы, в то время как в мужских образах будет воспеваться естественная красота обнаженного человеческого тела. Примеры:«Богиня с гранатом» из Кератеи 580—570 годов (Берлин, Государственные музей); скульптурная группа Клеобис и Битон, созданная на рубеже VII—VI веков Полимедом Аргосским.

Ранняя классика - возникает особый интерес к максимально правдивой передаче движения. Скульптор стремится поймать неуловимые моменты движения. Стремление прямолинейно передать натуру даже порождает угловатость форм, разрушающую гармонию статуй конца архаики. Лишь со временем искусство классики придёт к новой гармонии и цельности. Усиливается взаимодействие скульптуры и архитектуры. Примеры:Мирон «Дискобол»

Высокая классика –расцвет греческой скульптуры. Интерес к передаче эмоций, душевных переживаний, характера, индивидуальности. Пример:Поликлет (С его именем связывается т. н. «канон Поликлета» — система пропорциональных отношений, определяющая красоту человеческого тела.) «Дорифор» («Копьеносец»), «Раненая амазонка»; Пеоний «Ника»; Фидий «Афина Парфенос».

Поздняя классика - В IV в. до н. э. греческая скульптура, не утратив своего совершенства, приняла иной, чем прежде, характер: к великим идеям и возвышенным чувствам, породившим столько замечательных произведений в век Перикла, присоединились новые понятия и стремления; создания пластики стали более страстными, проникнутыми драматизмом, в них проявилась более чувственная красота.Изменился также материал скульптуры: слоновая кость и золото были вытеснены мрамором; меньше стали использоваться металлические и иные украшения. Изображались портреты известных лиц, например, философов. Примеры:Скопас «Битва греков с амазонками»; Пракситель «Афродита Книдская».