Сократ говорил: «Язнаю, что ничего не знаю, но...»
J1.2. Античность
1.2.1.
Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:
а) вода;
б) огонь;
в) земля;
г) дерево.
1.2.2.
Сократ в молодости обучался в школе:
а) софистов;
б) пифагорейцев;
в) милетцев;
г) элеатов.
1.2.3.
О рабовладельческой демократии он говорил: «Худшее - это большинство»:
а) Пиррон;
б) Диоген;
в) Сократ;
г) Клеанф.
1.2.4.
По Платону, прекрасное - это:
а) совершенство линий и форм;
б) нравственное величие души;
в) разумное построение произведения искусства;
г) то общее, что прекрасные предметы имеют между собой.
1.2.5.
По мнению этого философа, знание - высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ?
а) Пиррон;
б) Сократ;
в) Диоген;
г) Хрисипп.
1.2.6.
По Эпикуру, наслаждение от еды есть удовольствие:
а) динамическое;
б) статическое;
в) разумное;
г) совершенное.
1.2.7.
Согласно стоикам, ревность относится к такому виду страстей, как:
а) удовольствие;
б) вожделение;
в) страх;
г) печаль.
1.2.8.
Стоики признавали три вида движения: пространственное перемещение, изменение качеств и -
а) духовное восхождение к Единому;
б) нравственное совершенствование;
в) напряжение пневмы;
г) укрощение страстей.
1.2.9.
Этот философ писал: «Мы говорим о Богах как о существующих и даже поклоняемся Богам, но при этом не выражаем никакой веры и избегаем опрометчивости догматиков». К какой школе он принадлежал?
а) неоплатоников;
б) стоиков;
в) киников;
г) скептиков.
1.2.10.
Согласно стоикам, злорадство относится к такому виду страстей, как:
а) удовольствие;
б) вожделение;
в) страх;
г) печаль.
1.2.11.
Философ делает добро, чтобы быть добродетельным, а не добродетелен, чтобы делать добро, - считали:
а) скептики;
б) эпикурейцы;
в) киники;
г) стоики.
1.2.12.
Он считал, что Прометей был справедливо наказан за то, что принес людям искусства, породившие сложность и искусственность жизни:
а) Эпикур;
б) Диоген Синопский;
в) Пиррон;
г) Зенон.
1.2.13.
Поскольку нет никакого основания предпочитать один порядок устройства государства другому, следует подчиняться обычаям той страны, в которой живешь, - так считал:
а) Клеанф;
б) Пиррон;
в) Аристотель;
г) Платон.
1.2.14.
Стоики сравнивали философию с яйцом, в котором этика, физика и логика, соответственно:
а) скорлупа, желток, белок;
б) желток, скорлупа, белок;
в) белок, желток, скорлупа;
г) желток, белок, скорлупа.
1.2.15.
Также стоики сравнивали философию с фруктовым садом, полным различных плодов, в котором соответственно плоды, деревья и ограда -
а) логика, физика, этика;
б) физика, логика, этика;
в) этика, логика, физика;
г) этика, физика, логика.
1.2.16.
Для Платона мир нереальный и недействительный - это мир:
а) первоматерии;
б) эйдосов;
в) множества конкретных предметов и вещей;
г) представлений.
1.2.17.
Основополагающей категорией Аристотель считал:
а) сущность;
б) обладание;
в) положение;
г) время.
1.2.18.
Скептик говорит по поводу познания вещи:
а) «Я думаю, что она такая-то и такая-то, но я не уверен»;
б) «Я не узнаю о ней ничего, и никто никогда не сможет узнать»;
в) «Я не знаю какова она, но я надеюсь это узнать»;
г) «Я, возможно, и смогу узнать о ней что-то, но мне это не нужно».
1.2.19.
Если киник проголодался, то он:
а) купит то, что он любит и получит удовольствие от еды;
б) выпьет воды и убедит себя в том, что есть он, в действительности, не хочет;
в) станет есть ту еду, что попадется на глаза;
г) подождет до определенного часа и съест то, что считает полезным.
1.2.20.
Сократ говорил: «Язнаю, что ничего не знаю, но...»
а) знать все и невозможно;
б) знания увеличивают скорбь;
в) знать что-то вовсе и не нужно;
г) другие не знают и этого.
1.2.21.
Плотин мечтал построить новый город и назвать его:
а) Александрией;
б) Петрополем;
в) Платонополисом;
г) Согдеей.
1.2.22.
В эпоху эллинизма у философов отмечался повышенный интерес к:
а) медицине;
б) астрономии;
в) математике;
г) астрологии.
1.2.23.
В. С. Соловьев писал, что в платонизме это «соединяет в себе идеальную природу с чувственною»:
а) эйдос;
б) хора;
в) эрос;
г) философия.
1.2.24.
По Аристотелю, человек - это:
а) двуногое без перьев;
б) нравственное существо;
в) душа в темнице тела;
г) политическое животное.
1.2.25.
Майевтика - это:
а) ироничное подтрунивание;
б) форма назидания;
в) легкая беседа «ни о чем»;
г) общение с собеседником с целью обретения им истины.
1.2.26.
Так называемая «платоническая любовь» в позднейшие эпохи ассоциировалась с:
а) «животным» эросом;
б) семейно-брачным союзом;
в) аскетизмом;
г) идеалом богочеловека.
1.2.27.
Перипатетическая школа зародилась в:
а) гимназии;
б) лицее;
в) академии;
г) университете.
1.2.28.
Основателем этики в западноевропейской философии считается:
а) Фалес;
б) Сократ;
в) Платон;
г) Аристотель.
1.2.29.
Миф об андрогине был впервые поведан:
а) Гераклитом;
б) Сократом;
в) Платоном;
г) Аристотелем.
1.2.30.
О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил:
а) Хрисипп;
б) Сократ;
в) Платон;
г) Аристотель.
1.2.31.
«В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил:
а) Фалес;
б) Анаксимандр;
в) Гераклит;
г) Левкипп.
1.2.32.
Платон во время путешествий по Востоку обучался в школах:
а) софистов;
б) пифагорейцев;
в) милетцев;
г) элеатов.
1.2.33.
Анаксимандр был учеником:
а) Сократа;
б) Аристотеля;
в) Фалеса;
г) Анаксимена.
1.2.34.
Среди категорий Аристотеля нет такой, как:
а) обладание;
б) форма;
в) положение;
г) страдание.
1.2.35.
Наиболее известна и исторически значима в системе Эпикура:
а) гносеология;
б) этика;
в) онтология;
г) физика.
1.2.36.
«Единое» у Плотина - это:
а) природа;
б) Бог-личность;
в) инобытие (ничто);
г) бытие.
1.2.37.
«Гегемоникон» - так называли центральную часть души:
а) эпикурейцы;
б) киники;
в) скептики;
г) стоики.
1.2.38.
Этот философ считал, что благоразумие дороже самой философии:
а) Клеанф;
б) Эпикур;
в) Диоген;
г) Пиррон.
1.2.39.
О наличии материи как «строительного материала» для создания мира говорили:
а) Сократ и Платон;
б) Платон и Аристотель;
в) Платон и Плотин;
г) Плотин и Порфирий.
1.2.40.