Опровержение
Опровергнуть какое-либо положение — значит показать его ложность. Опровержением называется логическая операция, направленная на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности какого-либо тезиса. Эта процедура противоположна доказательству, но по форме выглядит аналогичной ему. Опровергнуть суждения «Вечный двигатель существует», «Земля — есть центр Вселенной» — значит доказать истинность суждений «Вечного двигателя нет», «Земля не является центром Вселенной».
Суждение, которое надо опровергнуть, называется тезисом опровержения. Суждения, с помощью которых опровергается тезис, называются аргументами опровержения.
Опровержение может быть выполнено тремя способами: 1/ критикой тезиса; 2/ критикой аргументов; 3/ критикой демонстрации.
Опровержение /критика/ тезиса — операция, цель которой заключается в том, чтобы показать несостоятельность / ложность или ошибочность/ тезиса. Опровержение осуществляется с помощью трех способов.
1/. Опровержение фактами, т. е. обращение к реальным событиям, статистическим данным, результатам экспериментов, показаниям приборов, которые противоречат опровергаемому тезису.
2/. Установление ложности следствий, вытекающих из тезиса /«сведение к абсурду»/, по следующей схеме:
А/. Условно допускается истинность тезиса /Т/. Например: «Все филиалы предприятия работают с прибылью».
Б/. Из тезиса /Т/ выводятся следствия:
Филиал № 1 работает с прибылью /CJ', Филиал № 2 работает с прибылью /С2/, Филиал № 3 работает с прибылью /С3/, В/. Следствия сопоставляются с фактами, устанавливается их ложность: филиал № 1 принес убытки предприятию, филиал № 2 закрыт на ремонт и т. д.
Г/. Из ложности следствий вытекает ложность тезиса. 3/. Опровержение тезиса на основе доказательства истинности антитезиса. По следующей схеме:
А/. Выдвигается антитезис /А/, противоречащий ис- ,
ходному тезису /Т/. Например, за исходный берем предыдущий тезис /«Все филиалы предприятия работают с прибылью»/. Выдвигаем антитезис: «Некоторые филиалы предприятия работают убыточно» /А/.
Б/ Обосновываем истинность антитезиса:
Филиал №1 принес убытки предприятию /ах/ Филиал № 2 закрыт на ремонт /а2/
В/ Из истинности антитезиса следует ложность тезиса.
Опровержение /критика/ аргументов заключается в установлении ложности оснований /аргументов/ доказательства. Аргументы опровергаются теми же тремя способами, которыми опровергается тезис. В случае установления ложности аргументов тезис считается недоказанным. Однако называть его ложным нельзя, ибо у оппонента могут быть более солидные аргументы. Поэтому следует идти дальше: от опровержения аргументов — к опровержению тезиса.
Опровержение /критика/ демонстрации состоит в том, чтобы показать отсутствие логической связи между аргументами и тезисом, т. е. обнаружить ошибку в форме доказательства. Однако следует помнить, что опровержение демонстрации не отвергает сам тезис, который может быть истинным.
УПРАЖНЕНИЯ:
№ 1. Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
1. Все студенты 1-й группы получили «красный диплом».
2. Россия — унитарное государство.
3. Все преступления являются умышленными.
4. Суждение «Игорь Стравинский — выдающийся композитор наше
го времени» общее.
5. Все виды хозяйственных преступлений согласно уголовному ко
дексу наказываются лишением свободы.
6. Людвиг Фейербах — представитель идеалистической философии.
7. Государство не вмешивается в дела частных предпринимателей.
8. Логика изучает три основных закона мышления — тождества, дос
таточного основания и противоречия.
9. Все литературные произведения, созданные членами Союза писа
телей, отмечены государственными премиями.
10. Обвиняемый Дроздов не имеет ааиби.
№ 2. Установите несостоятельность аргументов.
1. Вашего знакомого можно назвать истинным интеллигентом. Он
закончил институт, а каждый человек, имеющий высшее образование, —
интеллигент.
2. Пьер Леже — веселый, остроумный человек, так как он француз, а
все французы веселы и остроумны.
3. Если войны — результат агрессивных наклонностей человека, то
очи неизбежны, так как человек по своей природе ai-рессивен.
4. Куры летают, так как куры — птицы, а все птицы летают.
5. В фармацевтическом институте изучается химия, так как во всех
пузах России изучается химия, а Пятигорский фармацевтический инсти
тут— российский вуз.
№ 3. Установите несостоятельность демонстрации.
1. Несомненно, что эпоха Возрождения в Европе дала миру многих
".ыдающихся ученых-философов. Свидетельством тому является насле
дие Джордано Бруно.
2. Для меня очевидно, что Бондарев не может любить музыки. Я ис-
>:о;ку in того, что все люди делятся на «гуманитариев» и «технарей». Бон-
CipuR же, как известно, работает в проектном институте.
3. Все фильмы, созданные п нашей стране в 70-х гг., сделаны на вы-
•jriKOM профессиональном уровне. Достаточно назвать ленты В. Шукши-
,.;i •<Калина красная.,, «Печки-лавочки» и др.
4. Следствием установлено, что ограбление кассы могли совершить
iiv-тров, Иванов пли Сидоров. Алиби Сидорова доказано. Из этого факта
л.! гскает, что преступление совершено Петровым и Ивановым.
5. Если человек имеет неустойчивую нервную систему, то он склонен
!•: употреблению наркотиков. Из того факта, что у Андреева на квартире
обнаружены наркотические вещества, следует, что он имеет неустойчи-
») to нервную систему.
6. Мирзоев и Османов работают в ресторане, неплохо справляются с
обязанностями официантов, увлекаются рок-музыкой. Османов — хоро
ший спортсмен. Без сомнения, Мирзоев также занимается спортом.
7. Около двадцати хозяйств нашего района стали фермерскими. Этот
факт убедительно говорит о том, что большинство хозяйств нашего рай
она встали на путь фермерства.
8. Пастухов — черноглазый человек, поэтому со всей определен
ностью можно сказать, что он уроженец Кавказа, так как большинство
жителей Кавказа отличаются темным цветом глаз.
9. Во время отпуска мой друг мог поехать и в Москву, и в Ленинград.
Ч не сомневаюсь, что он не был в Ленинграде, так как почти две недели
ч провел в Москве.
Глава VI. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА /задачи и упражнения повышенной сложности/