Деление попиши

Логическая операция, заключающаяся в том, что пред­меты, отображенные в исходном понятии /роде/, делятся на виды, называется делением объема понятия. Например, понятие «вещество» можно разделить на понятия «сложное вещество» и «простое вещество», понятие «покупатель» — на «случайный покупатель» и «постоянный покупатель» и т. д.

Необходимость обращения к этой операции обусловле­на тем, что при определении понятий нам приходится рас­крывать не только содержание понятия, существенные признаки предметов и явлений, но и устанавливать его объ­ем, т. е. очерчивать круг предметов, отображенных в поня­тии. Разве можно, к примеру, обойтись без этого приема при анализе понятия «товарно-материальные ценности данного предприятия»? Деление, таким образом, есть логи­ческое действие, посредством которого объем делимого по­нятия /реальное или мысленное множество/ распределяет­ся, классифицируется на ряд подгрупп /подмножеств/ с помощью избранного основания деления. Проще говоря, деление — это распределение на группы тех предметов, ко­торые мыслятся в исходном понятии.

Признак, но которому производится деление, называет­ся основанием деления. Получаемые в результате деления группы называются членами деления. Делимым, естест­венно, называется понятие, над которым производится дан-


пая операция. Разбивая, к примеру, понятие «ощущения», делимое на «зрительные ощущения», «слуховые ощуще­ния», «осязательные ощущения» и т. п. /члены деления/, мы в качестве основания используем характер ощущения, его специфические особенности. Аналогично при делении электростанций на ГЭС, гелиоэлектростанции, геотермаль­ные и ветровые ТЭС в качестве основания деления выступа­ет характеристика источника энергии.

В итоге логического деления члены деления /видовые понятия/ должны не потерять признаков делимого /родо­вого/, т. е. все, что мыслится о целом, должно быть приме­нимо и к части данного целого. По этой причине рекомен­дуем не смешивать операцию деления с произвольным ло­гическим расчленением предмета, лучше сказать, понятия на составные части. Если мы делим все деревья на хвойные и лиственные, это — логическое деление. Когда утверждаем, что дерево делится на крону, ствол и корни, мы прибегаем ко второй операции. Здесь члены деления не приобретают свойств исходного понятия — скорее, лишаются их.

Эффективность деления определяется соблюдением сле­дующих правил или требований к делению понятий.

1. Деление должно производиться только по одному ос­
нованию. Это означает, что признак, но которому ведется
деление, не следует подменять другими признаками или
нельзя брать два или более признаков, по которым бы ве­
лась эта операция. Правильно делить климат на холодный,
умеренный, жаркий, неверно деление его на холодный, уме­
ренный, жаркий, морской и континентальный. Нельзя де­
лить обувь на мужскую, женскую и резиновую, вещества —
на жидкие, твердые, газообразные и металлы, а транспорт
— на водный, наземный, воздушный, транспорт общего
пользования и транспорт личного пользования. Нарушение
первого правила приводит к перекрещиванию объемов по­
нятий, возникающих в результате деления, а они должны
быть независимыми, не совпадающими ни в одном эле­
менте.

2. Деление должно быть соразмерным или исчерпываю­
щим: объем делимого понятия должен быть равен сумме
объемов членов деления. Например, электрический ток де­
лится на постоянный и переменный. Если членов деления
очень много, для соблюдения этого правила можно упот­
реблять слова: «и другие», «и так далее». Например, продук­
ция фирмы включает в себя электротехнические, радио-


электронные, измерительные и другие виды товаров. Нару­шение этого правила приводит к следующим ошибкам. Не­полное деление — перечисляются не все виды данного ро­дового понятия: «Энергия делится на механическую и хи­мическую», «Работники нашего предприятия /института/ делятся на профессоров и доцентов». Деление с лишними членами, не входящими в объем делимого понятия: «Хи­мические элементы делятся на металлы, неметаллы и спла­вы», «Науки делятся на естественные, общественные и ма­тематические». Введение лишних членов нарушает правило, предписывающее делить по одному основанию и не подме­нять его в процессе деления.

3. Члены деления должны взаимно исключать друг дру­
га. Каждый отдельный предмет должен находиться только в
объеме одного видового понятия и не входить в объемы
других видовых понятий. Нельзя, к примеру, треугольники
разбивать на тупоугольные, разносторонние, равнобедрен­
ные и прямоугольные, а войны делить на справедливые,
несправедливые, освободительные, захватнические и миро­
вые. В этих примерах члены деления не исключают друг
друга. Причина ошибки — отступление от принципа деле­
ния только но одному основанию.

4. Деление должно быть непрерывным. Нельзя допус­
кать скачков в делении. Следует переходить от исходного
понятия сперва к видам, затем подвидам и т. д. К примеру,
удобрения делим сначала на органические и минеральные,
а затем уже минеральные можно разделить на азотные,
фосфорные и калийные. Тот, кто разделил бы удобрения
сразу на органические, азотные, фосфорные и калийные,
допустил бы названную ошибку — скачок в делении.

Различают следующие виды деления: по видообразую-щему признаку и дихотомическое деление.

При делении по видообразующему признаку основани­ем деления выступает тот признак, по которому образуются видовые понятия, т. е. члены деления. Например, когда де­лим ядерные взрывы на воздушные, наземные, подземные и подводные, в качестве основания деления берем вид сре­ды, где происходит взрыв. Если делим товары на дорогие, дешевые и сравнительно доступные, основание деления — вид цены.

Дихотомическое деление /буквально: разделение на­двое, пополам/ имеет в виду или присутствие признака у предмета, или его отсутствие, что, собственно говоря, и яв-


ляется основанием деления. С одной стороны, предметы, обладающие признаком, с другой — лишенные его. К при­меру, деление веществ на органические и неорганические, радиоактивности — на естественную и искусственную, то­варов — на группы производственного и непроизводствен­ного назначения и т. д. В свою очередь, каждый из получен­ных членов деления опять можно подвергнуть дихотоми­ческому делению. Например, товары непроизводительного назначения делим на товары повседневного спроса и дли­тельного пользования и т. и. Удобство дихотомического де­ления в том, что оно всегда соразмерно, члены деления иск­лючают друг друга, деление проводится только по одному основанию. Ограниченность дихотомии в излишней жест­кости и ригористичности. Оно отсекает одну половину де­лимого класса, оставляя ее без конкретной характеристики. Если бы мы вздумали дихотомически делить людей, то дальше таких классов, как «-мужчины» и «немужчины», «дети» и «недети*, «холерики» и «нсаолсоики», мы бы, к со­жалению, не пошли.

Разнообразные приемы и виды деления подводят нас к понятию, которым широко пользуемся в житейских и на­учных целях. Это — классификация, под которой подразу­мевается распределение предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, при­сущим предметам данного рода и отличающим их от пред­метов других родов. В результате классификации некоторое множество объектов распадается на подмножества таким образом, что каждый объект попадает в определенную руб­рику системы. Примеры: классификация элементарных частиц. Периодическая система элементов Д. И. Менделее­ва, классификация животных и растений, классификация частей речи, геохронологическая таблица, классификация общественно-экономических формаций, типология руко­водителей /менеджеров/ но стилю руководства и др.

Существует классификация по видоизменению призна­ка /зеркала классифицируем на плоские и сферические, в свою очередь, сферические — на вогнутые и выпуклые/ и дихотомическая /плоды можно расклассифицировать на сочные и сухие, в свою очередь, сухие — на раскрывающие­ся и нераскрывающиеся и т. п./.

Классификация может производиться по существенным признакам, и тогда мы имеем дело с естественной класси­фикацией, — и но несущественным признакам — вспомо-


гательная, искусственная классификация. Примерами ес­тественной классификации могут быть названные выше классификационные системы из разных отраслей знаний. Их ценность в том, что они основываются на существен­ных, научно обоснованных признаках предметов и явлений. Искусственная же классификация использует для построе­ния каких-либо систем несущественные, поверхностные признаки предметов, вплоть до ссылки на начальные бук­вы, порядковые номера, цвета, запахи объектов и т. п. Она применяется для легкого отыскания предмета или удобного пользования им. Например, товары, продаваемые в мага­зине, можно расклассифицировать по секциям, по полкам, по назначению, по цене, по упаковке. Вспомогательная классификация помогает составлять предметные или пред­метно-именные указатели, справочники, каталоги, алфа­витные списки и проч.

/^&, £&&£• УПРАЖНЕНИЯ:

№ 1. Дать характеристику делений понятий: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления.

1. Похищение личного имущества граждан классифицируется как
кража или грабеж.

2. Кодекс закона о труде предусматривает следующие дисциплинар­
ные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на ниже-
оплачнваемую работу или смещение на низшую должность.

3. Политические режимы бывают демократическими и недемократи­
ческими.

4. Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюл­
летени и периодические сборники.

5. Суждения по качеству делятся на утвердительные и отрицатель­
ные.

6. Отношения между людьми бывают доброжелательными и недоб­
рожелательными.

7. По государственному устройству государства делятся на унитар­
ные, федеративные и конфедеративные.

 

8. Химические вещества делятся на кристаллические и аморфные.

9. Железы делят на железы внешней секреции и железы внутренней
секреции.

 

10. Семенные растения делятся на голосемянные и покрытосемян­
ные.

11. В эволюции органического мира различают два вида отбора: ес­
тественный и искусственный.

№ 2. Проверьте правильность деления понятий и классификаций. Укажите на ошибки, если они имеются, и определите, какие правила на­рушены.

1. Игрушки делятся на образные, технические, игрушки-забавы, мас-


карадно-елочпые, спортивно-моторные, музыкальные и озвученные, те­атральные, дидактические, строительный материал, игрушки-самоделки.

2. Государство может быть рабовладельческим и капиталистическим.

3. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйст­
венные.

 

4. Основными свойствами товара являются потребительская стои­
мость и стоимость.

5. Видами искусства являются художественная литература, музыка,
скульптура, архитектура и портретная живопись.

6. Республики разделяются на президентские, парламентские и уни­
тарные.

7. Сделки бывают двусторонними, многосторонними и по доверен­
ности.

8. Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно.

9. В формальной логике иошпия делятся на общие и единичные,
конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные.

10. Основными структурными элементами деловой игры являются:
игровой замысел, сюжет игры или ее содержание, игровые действия,

роли, правила.

11. Языки делятся на естественные, искусственные и народные.

12. Часы делятся на наручные, настенные, настольные и башенные.

13. Речь бывает устной, письменной, путаной и заумной.

14. Существует несколько видов тепловых двигателей: паровая ма­
шина, двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, газовая турбина,

реактивный двигатель.

15. Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и несп­
раведливыми.


ГЛАВАII. СУЖДЕНИЕ § 1. Общая характеристика суждения

Анализ понятия показал нам, что оно, как форма мыс­ли, не существует само по себе, изолированно от других по­нятий и соответствующих мыслей о предметах и явлениях. Ограничение и обобщение, определение, деление, класси­фикация понятий — эти и другие операции убедили нас в том, что любые понятия имеют смысл и право на сущест­вование лишь постольку, поскольку они находятся в опре­деленной связи, координации между собой, т. е. опираются на другие формы мышления, к которым относятся, кроме понятий, суждения и умозаключения. Без них, строго гово­ря, невозможно произвести ни одной операции с понятием.

Суждением называется форма мысли, в которой утверж­дается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая облада­ет свойством выражать либо истину, либо ложь. Примеры суждений: «Железо есть элемент», «Альпинисты совершили восхождение на Эверест», «Все книги полезны», «Пушкин — современник Ломоносова», «Уровень цен влияет на объемы совершаемых клиентом закупок». Одни из них истинны, другие /например, о Пушкине — современнике Ломоносо­ва/ — ложны. Но это с позиций двузначной, обыденной ло­гики, которая подразумевает из двух значений истинности только одно: либо истину, либо ложь. В трехзначной логике возможен третий — неопределенный — вариант, связанный с непредсказуемостью по каким-либо причинам событий и фактов: «На Марсе есть жизнь», «Рыночная экономика су­лит народам нашей страны процветание». Говорить об ис­тинности или ложности данных суждений нельзя, они явно неопределенны.

Независимо от истинности или ложности, все суждения обладают одной и той же формой построения. В любом суждении есть субъект, предикат, связка и кванторное сло-


во. Рассмотрим эти понятия.

Субъект суждения — это та часть суждения, в которой говорится о предмете мысли, об объекте, выступающем в качестве предмета наших размышлений /«железо», «альпи­нисты», «книги», «Пушкин», «уровень цен»/. Обозначается субъект буквой S. Предикатом суждения называется та часть суждения, которая отображает то, что утверждается /или отрицается/ о предмете мысли, о признаке или свой­стве данного предмета /«элемент», «совершили восхожде­ние на Эверест», «полезны» и т. п./. Связкой называется тер­мин, выражающий отношение между субъектом и предика­том /обозначается буквой Р/. Наиболее распространенной формой связки являются слова «есть», «суть», «является», в случае их отсутствия — они подразумеваются. Квантор /кванторное слово/ — термин, который стоит перед субъек­том /или подразумевается/ и указывает, относится ли суж­дение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части. Например, в суждении «Все книги полезны» квантором является слово «все». Суждение можно изобра­зить символически в виде формулы.

S есть /не есть/ Р, где S — субъект, а Р — предикат, есть /не есть/ — связка, квантор — отсутствует /подразумевается/.

Правда, таким образом обозначаются далеко не все суж­дения, а лишь простые, атрибутивные, т. е. суждения свойств. Суждения, в которых выражаются отношения между предметами /«5 больше 3», «Колбаса дороже хлеба», «Иван брат Петра»/, имеют иную формулу:

aRc.

Если понятие выражается словом или группой слов, то суждения существуют в виде предложений, чаще всего — повествовательных, где группа подлежащего совпадает с субъектом, а группа сказуемого — с предикатом. Односос­тавные безличные предложения /«Жарко», «Знобит»/, на­зывные предложения /«Полдень», «Зима»/ являются суж­дениями лишь в контексте, когда субъект или предикат лег­ко подразумеваются. Вопросительные предложения /«Сколько стоит ваш товар?», «Где вы собираетесь провести свой отпуск?»/ к суждениям не относятся, так как в них нет ни утверждения, ни отрицания и говорить об их истиннос­ти или ложности нельзя. Если же в предложении выражен риторический вопрос, подразумевающий утверждение, уве­ренность в чем-либо, то оно выступает в качестве суждения


/«Какой человек не дорожит свободой?» — подразумевается, что все мы дорожим свободой; «Кому не по душе изобилие товаров но доступным ценам?» — подразумевается, что каждому по нраву изобилие дешевых товаров/. Побуди­тельные предложения /«Погасите свет!», «Возьми вилку!», «Закрой окно!»/ не содержат суждения, хотя в них что-то утверждается или отрицается /«Не продавай дачу!», «Воз­люби ближнего своего!»/. Вместе с тем предложения, в ко­торых сформулированы инструкции, служебные и прочие предписания, воинские команды, приказы или лозунги, выражают суждения, называемые модальными: «Помните, что реклама должна быть адресована определенной катего­рии покупателей», «Все рабочие и служащие подлежат обя­зательному страхованию», «Пользуйтесь услугами носиль­щиков!», «Пруд декоративный — купаться запрещено!».

УПРАЖНЕНИЯ.

№ 1. Найдите предложения, выражающие суждения. Укажите терми­
ны суждения /суоъекипред|у$ат, связку,
кван горное слово/. /i^j/.

/ 1. Острейша$г!гЙого1ема, стоящая перед нашим народом. — э|сутгроб-
1 tx.Z/ztt.-'*^' - <а_ " .

' лема перехо^ргк условиям рыночных отношении.

2. Разворачивайтесь в марше! /Маяковский/. я 3. Товарно-денежные отношения существуют много тысяч лет. ".Пусть сильнее грянет буря! С" ""*' '•'"•**' " *' '

'_ 5. Долговременная цена — это цена на товары массового спроса. ' jj. Задачей управления /менеджмента/ является удовлетворение пот­ребностей клиентов посредством производства товаров пли предоставле­ния услуг.

, 7. Все виды искусства служат культивированию прекрасного в разно­образных художественных произведениях.

8. Руководство есть способность направлять энтузиазм подчиненных на достижение поставленных целей. г 9. Одни поддельные цветы дождя боятся /Крылов/.

10. Авторитет менеджера — это комбинация убеждения, принуждения и примера. г 11. Да здравствует солнце, да скроется тьма! /Пушкин/.

Д2. Ни один подложный документ не является доказательством.

13. На основе знания законов общественного развития возможно
-/ предвидение с°ниалы»ьи rrpoiu^^^^^^.-?

14. Ребята! Не^йосква ль зггнэын? /Лермонтов/.

I 15. Все судь!р&шзро,тся на началах выборности судей и заседателей.

16. Какой р<^кЖйне,любЙ^Ш«1^^>('пЁзды? /Гоголь/. ~17. Спешить не спеши, а поторапливайся.

18. Частная инициатива — движущая сила развития производства.

19. Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека? /
Шекспир/

20. Государство — основной инсттут политической системы общес­
тва.


21. Кто над морем не философствовал? /Маяковский/.

22. Все шедевры мировой культуры созданы исключительно талант­
ливыми людьми.

 

23. Некоторые предприниматели во главу своих интересов ставят
лишь соображения выгоды своего предприятия.

24. Цель управляющего должна совпадать с целью компании.

25. Прощай, свободная стихия! /Пушкин/.