Деление попиши
Логическая операция, заключающаяся в том, что предметы, отображенные в исходном понятии /роде/, делятся на виды, называется делением объема понятия. Например, понятие «вещество» можно разделить на понятия «сложное вещество» и «простое вещество», понятие «покупатель» — на «случайный покупатель» и «постоянный покупатель» и т. д.
Необходимость обращения к этой операции обусловлена тем, что при определении понятий нам приходится раскрывать не только содержание понятия, существенные признаки предметов и явлений, но и устанавливать его объем, т. е. очерчивать круг предметов, отображенных в понятии. Разве можно, к примеру, обойтись без этого приема при анализе понятия «товарно-материальные ценности данного предприятия»? Деление, таким образом, есть логическое действие, посредством которого объем делимого понятия /реальное или мысленное множество/ распределяется, классифицируется на ряд подгрупп /подмножеств/ с помощью избранного основания деления. Проще говоря, деление — это распределение на группы тех предметов, которые мыслятся в исходном понятии.
Признак, но которому производится деление, называется основанием деления. Получаемые в результате деления группы называются членами деления. Делимым, естественно, называется понятие, над которым производится дан-
пая операция. Разбивая, к примеру, понятие «ощущения», делимое на «зрительные ощущения», «слуховые ощущения», «осязательные ощущения» и т. п. /члены деления/, мы в качестве основания используем характер ощущения, его специфические особенности. Аналогично при делении электростанций на ГЭС, гелиоэлектростанции, геотермальные и ветровые ТЭС в качестве основания деления выступает характеристика источника энергии.
В итоге логического деления члены деления /видовые понятия/ должны не потерять признаков делимого /родового/, т. е. все, что мыслится о целом, должно быть применимо и к части данного целого. По этой причине рекомендуем не смешивать операцию деления с произвольным логическим расчленением предмета, лучше сказать, понятия на составные части. Если мы делим все деревья на хвойные и лиственные, это — логическое деление. Когда утверждаем, что дерево делится на крону, ствол и корни, мы прибегаем ко второй операции. Здесь члены деления не приобретают свойств исходного понятия — скорее, лишаются их.
Эффективность деления определяется соблюдением следующих правил или требований к делению понятий.
1. Деление должно производиться только по одному ос
нованию. Это означает, что признак, но которому ведется
деление, не следует подменять другими признаками или
нельзя брать два или более признаков, по которым бы ве
лась эта операция. Правильно делить климат на холодный,
умеренный, жаркий, неверно деление его на холодный, уме
ренный, жаркий, морской и континентальный. Нельзя де
лить обувь на мужскую, женскую и резиновую, вещества —
на жидкие, твердые, газообразные и металлы, а транспорт
— на водный, наземный, воздушный, транспорт общего
пользования и транспорт личного пользования. Нарушение
первого правила приводит к перекрещиванию объемов по
нятий, возникающих в результате деления, а они должны
быть независимыми, не совпадающими ни в одном эле
менте.
2. Деление должно быть соразмерным или исчерпываю
щим: объем делимого понятия должен быть равен сумме
объемов членов деления. Например, электрический ток де
лится на постоянный и переменный. Если членов деления
очень много, для соблюдения этого правила можно упот
реблять слова: «и другие», «и так далее». Например, продук
ция фирмы включает в себя электротехнические, радио-
электронные, измерительные и другие виды товаров. Нарушение этого правила приводит к следующим ошибкам. Неполное деление — перечисляются не все виды данного родового понятия: «Энергия делится на механическую и химическую», «Работники нашего предприятия /института/ делятся на профессоров и доцентов». Деление с лишними членами, не входящими в объем делимого понятия: «Химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы», «Науки делятся на естественные, общественные и математические». Введение лишних членов нарушает правило, предписывающее делить по одному основанию и не подменять его в процессе деления.
3. Члены деления должны взаимно исключать друг дру
га. Каждый отдельный предмет должен находиться только в
объеме одного видового понятия и не входить в объемы
других видовых понятий. Нельзя, к примеру, треугольники
разбивать на тупоугольные, разносторонние, равнобедрен
ные и прямоугольные, а войны делить на справедливые,
несправедливые, освободительные, захватнические и миро
вые. В этих примерах члены деления не исключают друг
друга. Причина ошибки — отступление от принципа деле
ния только но одному основанию.
4. Деление должно быть непрерывным. Нельзя допус
кать скачков в делении. Следует переходить от исходного
понятия сперва к видам, затем подвидам и т. д. К примеру,
удобрения делим сначала на органические и минеральные,
а затем уже минеральные можно разделить на азотные,
фосфорные и калийные. Тот, кто разделил бы удобрения
сразу на органические, азотные, фосфорные и калийные,
допустил бы названную ошибку — скачок в делении.
Различают следующие виды деления: по видообразую-щему признаку и дихотомическое деление.
При делении по видообразующему признаку основанием деления выступает тот признак, по которому образуются видовые понятия, т. е. члены деления. Например, когда делим ядерные взрывы на воздушные, наземные, подземные и подводные, в качестве основания деления берем вид среды, где происходит взрыв. Если делим товары на дорогие, дешевые и сравнительно доступные, основание деления — вид цены.
Дихотомическое деление /буквально: разделение надвое, пополам/ имеет в виду или присутствие признака у предмета, или его отсутствие, что, собственно говоря, и яв-
ляется основанием деления. С одной стороны, предметы, обладающие признаком, с другой — лишенные его. К примеру, деление веществ на органические и неорганические, радиоактивности — на естественную и искусственную, товаров — на группы производственного и непроизводственного назначения и т. д. В свою очередь, каждый из полученных членов деления опять можно подвергнуть дихотомическому делению. Например, товары непроизводительного назначения делим на товары повседневного спроса и длительного пользования и т. и. Удобство дихотомического деления в том, что оно всегда соразмерно, члены деления исключают друг друга, деление проводится только по одному основанию. Ограниченность дихотомии в излишней жесткости и ригористичности. Оно отсекает одну половину делимого класса, оставляя ее без конкретной характеристики. Если бы мы вздумали дихотомически делить людей, то дальше таких классов, как «-мужчины» и «немужчины», «дети» и «недети*, «холерики» и «нсаолсоики», мы бы, к сожалению, не пошли.
Разнообразные приемы и виды деления подводят нас к понятию, которым широко пользуемся в житейских и научных целях. Это — классификация, под которой подразумевается распределение предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов. В результате классификации некоторое множество объектов распадается на подмножества таким образом, что каждый объект попадает в определенную рубрику системы. Примеры: классификация элементарных частиц. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева, классификация животных и растений, классификация частей речи, геохронологическая таблица, классификация общественно-экономических формаций, типология руководителей /менеджеров/ но стилю руководства и др.
Существует классификация по видоизменению признака /зеркала классифицируем на плоские и сферические, в свою очередь, сферические — на вогнутые и выпуклые/ и дихотомическая /плоды можно расклассифицировать на сочные и сухие, в свою очередь, сухие — на раскрывающиеся и нераскрывающиеся и т. п./.
Классификация может производиться по существенным признакам, и тогда мы имеем дело с естественной классификацией, — и но несущественным признакам — вспомо-
гательная, искусственная классификация. Примерами естественной классификации могут быть названные выше классификационные системы из разных отраслей знаний. Их ценность в том, что они основываются на существенных, научно обоснованных признаках предметов и явлений. Искусственная же классификация использует для построения каких-либо систем несущественные, поверхностные признаки предметов, вплоть до ссылки на начальные буквы, порядковые номера, цвета, запахи объектов и т. п. Она применяется для легкого отыскания предмета или удобного пользования им. Например, товары, продаваемые в магазине, можно расклассифицировать по секциям, по полкам, по назначению, по цене, по упаковке. Вспомогательная классификация помогает составлять предметные или предметно-именные указатели, справочники, каталоги, алфавитные списки и проч.
/^&, £&&£• УПРАЖНЕНИЯ:
№ 1. Дать характеристику делений понятий: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления.
1. Похищение личного имущества граждан классифицируется как
кража или грабеж.
2. Кодекс закона о труде предусматривает следующие дисциплинар
ные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на ниже-
оплачнваемую работу или смещение на низшую должность.
3. Политические режимы бывают демократическими и недемократи
ческими.
4. Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюл
летени и периодические сборники.
5. Суждения по качеству делятся на утвердительные и отрицатель
ные.
6. Отношения между людьми бывают доброжелательными и недоб
рожелательными.
7. По государственному устройству государства делятся на унитар
ные, федеративные и конфедеративные.
8. Химические вещества делятся на кристаллические и аморфные.
9. Железы делят на железы внешней секреции и железы внутренней
секреции.
10. Семенные растения делятся на голосемянные и покрытосемян
ные.
11. В эволюции органического мира различают два вида отбора: ес
тественный и искусственный.
№ 2. Проверьте правильность деления понятий и классификаций. Укажите на ошибки, если они имеются, и определите, какие правила нарушены.
1. Игрушки делятся на образные, технические, игрушки-забавы, мас-
карадно-елочпые, спортивно-моторные, музыкальные и озвученные, театральные, дидактические, строительный материал, игрушки-самоделки.
2. Государство может быть рабовладельческим и капиталистическим.
3. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйст
венные.
4. Основными свойствами товара являются потребительская стои
мость и стоимость.
5. Видами искусства являются художественная литература, музыка,
скульптура, архитектура и портретная живопись.
6. Республики разделяются на президентские, парламентские и уни
тарные.
7. Сделки бывают двусторонними, многосторонними и по доверен
ности.
8. Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно.
9. В формальной логике иошпия делятся на общие и единичные,
конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные.
10. Основными структурными элементами деловой игры являются:
игровой замысел, сюжет игры или ее содержание, игровые действия,
роли, правила.
11. Языки делятся на естественные, искусственные и народные.
12. Часы делятся на наручные, настенные, настольные и башенные.
13. Речь бывает устной, письменной, путаной и заумной.
14. Существует несколько видов тепловых двигателей: паровая ма
шина, двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, газовая турбина,
реактивный двигатель.
15. Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и несп
раведливыми.
ГЛАВАII. СУЖДЕНИЕ § 1. Общая характеристика суждения
Анализ понятия показал нам, что оно, как форма мысли, не существует само по себе, изолированно от других понятий и соответствующих мыслей о предметах и явлениях. Ограничение и обобщение, определение, деление, классификация понятий — эти и другие операции убедили нас в том, что любые понятия имеют смысл и право на существование лишь постольку, поскольку они находятся в определенной связи, координации между собой, т. е. опираются на другие формы мышления, к которым относятся, кроме понятий, суждения и умозаключения. Без них, строго говоря, невозможно произвести ни одной операции с понятием.
Суждением называется форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь. Примеры суждений: «Железо есть элемент», «Альпинисты совершили восхождение на Эверест», «Все книги полезны», «Пушкин — современник Ломоносова», «Уровень цен влияет на объемы совершаемых клиентом закупок». Одни из них истинны, другие /например, о Пушкине — современнике Ломоносова/ — ложны. Но это с позиций двузначной, обыденной логики, которая подразумевает из двух значений истинности только одно: либо истину, либо ложь. В трехзначной логике возможен третий — неопределенный — вариант, связанный с непредсказуемостью по каким-либо причинам событий и фактов: «На Марсе есть жизнь», «Рыночная экономика сулит народам нашей страны процветание». Говорить об истинности или ложности данных суждений нельзя, они явно неопределенны.
Независимо от истинности или ложности, все суждения обладают одной и той же формой построения. В любом суждении есть субъект, предикат, связка и кванторное сло-
во. Рассмотрим эти понятия.
Субъект суждения — это та часть суждения, в которой говорится о предмете мысли, об объекте, выступающем в качестве предмета наших размышлений /«железо», «альпинисты», «книги», «Пушкин», «уровень цен»/. Обозначается субъект буквой S. Предикатом суждения называется та часть суждения, которая отображает то, что утверждается /или отрицается/ о предмете мысли, о признаке или свойстве данного предмета /«элемент», «совершили восхождение на Эверест», «полезны» и т. п./. Связкой называется термин, выражающий отношение между субъектом и предикатом /обозначается буквой Р/. Наиболее распространенной формой связки являются слова «есть», «суть», «является», в случае их отсутствия — они подразумеваются. Квантор /кванторное слово/ — термин, который стоит перед субъектом /или подразумевается/ и указывает, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части. Например, в суждении «Все книги полезны» квантором является слово «все». Суждение можно изобразить символически в виде формулы.
S есть /не есть/ Р, где S — субъект, а Р — предикат, есть /не есть/ — связка, квантор — отсутствует /подразумевается/.
Правда, таким образом обозначаются далеко не все суждения, а лишь простые, атрибутивные, т. е. суждения свойств. Суждения, в которых выражаются отношения между предметами /«5 больше 3», «Колбаса дороже хлеба», «Иван брат Петра»/, имеют иную формулу:
aRc.
Если понятие выражается словом или группой слов, то суждения существуют в виде предложений, чаще всего — повествовательных, где группа подлежащего совпадает с субъектом, а группа сказуемого — с предикатом. Односоставные безличные предложения /«Жарко», «Знобит»/, назывные предложения /«Полдень», «Зима»/ являются суждениями лишь в контексте, когда субъект или предикат легко подразумеваются. Вопросительные предложения /«Сколько стоит ваш товар?», «Где вы собираетесь провести свой отпуск?»/ к суждениям не относятся, так как в них нет ни утверждения, ни отрицания и говорить об их истинности или ложности нельзя. Если же в предложении выражен риторический вопрос, подразумевающий утверждение, уверенность в чем-либо, то оно выступает в качестве суждения
/«Какой человек не дорожит свободой?» — подразумевается, что все мы дорожим свободой; «Кому не по душе изобилие товаров но доступным ценам?» — подразумевается, что каждому по нраву изобилие дешевых товаров/. Побудительные предложения /«Погасите свет!», «Возьми вилку!», «Закрой окно!»/ не содержат суждения, хотя в них что-то утверждается или отрицается /«Не продавай дачу!», «Возлюби ближнего своего!»/. Вместе с тем предложения, в которых сформулированы инструкции, служебные и прочие предписания, воинские команды, приказы или лозунги, выражают суждения, называемые модальными: «Помните, что реклама должна быть адресована определенной категории покупателей», «Все рабочие и служащие подлежат обязательному страхованию», «Пользуйтесь услугами носильщиков!», «Пруд декоративный — купаться запрещено!».
УПРАЖНЕНИЯ.
№ 1. Найдите предложения, выражающие суждения. Укажите терми
ны суждения /суоъекипред|у$ат, связку,кван горное слово/. /i^j/. —
/ 1. Острейша$г!гЙого1ема, стоящая перед нашим народом. — э|сутгроб-
1 tx.Z/ztt.-'*^' - <а_ " .
' лема перехо^ргк условиям рыночных отношении.
2. Разворачивайтесь в марше! /Маяковский/. я 3. Товарно-денежные отношения существуют много тысяч лет. ".Пусть сильнее грянет буря! С" ""*' '•'"•**' " *' '
'_ 5. Долговременная цена — это цена на товары массового спроса. ' jj. Задачей управления /менеджмента/ является удовлетворение потребностей клиентов посредством производства товаров пли предоставления услуг.
, 7. Все виды искусства служат культивированию прекрасного в разнообразных художественных произведениях.
8. Руководство есть способность направлять энтузиазм подчиненных на достижение поставленных целей. г 9. Одни поддельные цветы дождя боятся /Крылов/.
10. Авторитет менеджера — это комбинация убеждения, принуждения и примера. г 11. Да здравствует солнце, да скроется тьма! /Пушкин/.
Д2. Ни один подложный документ не является доказательством.
13. На основе знания законов общественного развития возможно
-/ предвидение с°ниалы»ьи rrpoiu^^^^^^.-?
14. Ребята! Не^йосква ль зггнэын? /Лермонтов/.
I 15. Все судь!р&шзро,тся на началах выборности судей и заседателей.
16. Какой р<^кЖйне,любЙ^Ш«1^^>('пЁзды? /Гоголь/. ~17. Спешить не спеши, а поторапливайся.
18. Частная инициатива — движущая сила развития производства.
19. Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека? /
Шекспир/
20. Государство — основной инсттут политической системы общес
тва.
21. Кто над морем не философствовал? /Маяковский/.
22. Все шедевры мировой культуры созданы исключительно талант
ливыми людьми.
23. Некоторые предприниматели во главу своих интересов ставят
лишь соображения выгоды своего предприятия.
24. Цель управляющего должна совпадать с целью компании.
25. Прощай, свободная стихия! /Пушкин/.