Блок 1. Домашнее задание.
1. Изучить литературу:
1.1. Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. Пермь. 1999./ лекция № 9.
1.2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Изд. 3-е, переработанное и дополненное.- М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.
1.3. Рывкина Р.В. Драма перемен. – М: Изд-во «Дело», 2001.
1.4. Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Аспект Пресс, 2000.
1.5. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. – М.: 1992.
1.6. Пайпс Р. Собственность и свобода. – М.: Московская школа политических исследований, 1999.
2. Найти и записать определения следующих понятий:
экономизм, товар, сокровища, деньги, мотивации, частная собственность.
Блок 2. Упражнения.
Упражнение 1. Все начинается с детства…
Материал для размышления: помните знаменитую сцену из мультфильма «Трое из Простоквашино»?
Сцена 1.
Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик сидят вокруг стола и пьют чай.
Матроскин: Что это мы все без молока и без молока…Так и помереть можно. Надо бы корову купить.
дядя Федор: Надо бы, да где денег взять?
Шарик: А может занять у соседей?
Матроскин: А чем отдавать будем? Отдавать надо!
Шарик: А отдавать молоком будем.
Матроскин: А если молоко отдавать, то зачем тогда корова?
Шарик: Значит надо что-нибудь продать.
Матроскин: А что?
Шарик: Ну, что-нибудь не нужное.
Дядя Федор.: Чтобы продать что-нибудь не нужное, надо сначала купить что-нибудь не нужное, а у нас денег нет.
Матроскин: А давай, Шарик, мы тебя продадим.
Шарик: Это как так?
Дядя Федор: Никого мы продавать не будем. Мы пойдем клад искать.
Ш.: Ура!… А что такое склад?
Сцена 2.
Дядя Федор копает. Матроскин и Шарик сидят рядом на поваленном дереве.
Матроскин: И как это я сам не додумался про клад… теперь корову купим… в огороде можно не работать… Мы все можем на рынке покупать.
Шарик: И в магазине.
Матроскин: Почему?
Шарик: Мясо лучше в магазине покупать. В нем костей больше.
(Дядя Федор откапывает клад)
Матроскин, Шарик: Ура! Склад!
А теперь вспомните, как закладывали основы своего благосостояния герои западных мультфильмов, например, дядюшка Скрудж («Утиные истории»), который будучи чистильщиком сапог, изобретал машину, которая могла обслужить сразу же нескольких клиентов.
Задание.
Сравнив два эпизода, сформулируйте обе модели экономического поведения по следующей схеме:
Трое из Простоквашино | Дядюшка Скрудж | ||
Мотивация экономической деятельности | |||
Методы достижения целей | |||
Тип ментальности |
По 1 баллу за каждый правильный ответ.