А - теория А. Тойнби, Б - теория марксизма, В - теория модернизации,
Г - теория Л.Н. Гумилева, Д - теория Н.Я. Данилевского.
Таблица для ответов.
№ пояснения | |||||
Автор, или название теории. |
По 0,5 балла за правильный ответ.
Упражнение 5. Инновации.
Материал для размышления: теории лучше всего изучать на знакомых примерах. Возьмем в качестве примера инноваций появление в нашем обществе сотовых телефонов.
Задание.
Проанализируйте эту ситуацию по предложенной схеме (см. лекцию № IV в учебнике Лейбовича О.Л.). В первых трех строках просто обозначьте название конфликта, реакции и инновации, которые соответствуют данному случаю. Далее более подробно укажите, как складывалась ситуация применительно к сотовым телефонам. Простое написание терминов – слишком слабый ответ.
№№ | Ответ | |
1. | Тип конфликта | |
2. | Тип реакции | |
3. | Класс инновации | |
4. | Условие 1.1. | |
5. | Условие 1.2. | |
6. | Условие 2. | |
7. | Условие 3. | |
8. | Культурный шок. | |
9. | Частичное принятие | |
10. | Привыкание. |
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Упражнение 6. Гробокопательское.
Материал для размышления: как вы уже знаете, "массовое сознание- кладбище отживших парадигм".
Задание.
Определите, какие бытовые высказывания можно отнести к эволюционизму, а какие к циклизму. Поставьте во втором столбце "Э" - если высказывание относится к эволюционизму, или "Ц" - если высказывание относится к циклизму.
№№ | Высказывание | Парадигма |
1. | России пора идти своим путем! | |
2. | Необходимо учиться у европейцев обустраивать свою жизнь | |
3. | Запад уже дал миру все, что мог. Теперь наш черед. | |
4. | У китайцев другое мышление, которое нам не понять. | |
5. | Умом Россию не понять, аршином общим не измерить... | |
6. | Давно пора, ядрена мать, умом Россию понимать! | |
7. | Надо протянуть руку дружбы братскому народу! | |
8. | В современном мире изоляция невозможна |
По 0,5 балла за каждый правильный ответ.
Блок 3. Итоги ответов.
Номер упражнения | Сумма | ||||||
мах. кол-во баллов | 2,5 | 37,5 | |||||
Итого: | Зачет - 19 баллов, хор. -25-32 балла, отл. - 33-37,5 - балла |
Семинар 7. Архаическая культура.
Изучаемые проблемы: мифологическое сознание в прошлом и в современности.
Блок 1. Домашнее задание.
1. Изучить литературу:
1.1. Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. Пермь. 1999./ лекция № 5.
1.2. Тайлор Э. Первобытная культура. – М.: 1989.
1.3. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: 1990.
1.4. Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М.: 1980.
1.5. Арсеньев Р. Звери=боги=люди. – М.: 1991.
1.6. Лосев А.Ф. История античной философии. – М.: 1994.
2. Найти и записать определения следующих понятий:
миф, магия, тотем, инвективы, анимизм, антропоморфизм, инициация, род, родовая община, символ.
Блок 2. Упражнения.