Происхождение и развитие языка. Развитие языка и развитие общества. Типы взаимодействия языков.
1.Вопрос происхождения языка: биологические (междометная и звукоподражательная), социальные и другие гипотезы.
2.Почему язык не относится к явлениям природы? К каким явлениям он относится?
3.Что общего у языка с другими общественными явлениями и чем он от них отличается?
4. Типы взаимодействия языков6 сосуществование, смешение, скрещивание.
5. Языковая политика и языковая ситуация.
Задания:
1.Выберите из предложенных ниже определений то, которое, по Вашему мнению, наиболее точно отражает суть понятия литературный язык. Объясните недостатки других определений.
Литературный язык - это:
- язык в его письменной форме;
- язык художественной литературы;
- язык наиболее образованной части общества;
- язык, который используется в сфере официального общения;
- разновидность общенародного языка, основанная на центральном (столичном) диалекте;
- книжный вариант национального языка;
- обработанная (нормализованная) форма общенародного языка.
2. В чем проявляется полифункциональность литературного языка? Какие функциональные стили литературного языка Вам известны?
3.Какие Вы знаете нелитературные типы речи? Какими признаками они противопоставлены литературному языку?
4.В чем состоят различия между синхронным и диахронным подходами к изучению языка?
5.Каковы различия между вопросом о происхождении языка и вопросом об образовании отдельных языков?
6.Какие данные о происхождении языка предоставляют лингвистам смежные науки?
7.Как неравномерность развития общества помогает решить вопрос о происхождении языка?
8.“Биологические” теории происхождения языка.
9.“Социальные” теории происхождения языка.
10.Назовите основные положения теории Ф.Энгельса о происхождении языка. В чем Ф.Энгельс сделал шаг вперед по сравнению с ранними теориями о происхождении языка?
11. Охарактеризуйте типы взаимодействия языков (языки Кавказа; английский и французский в период нормандского завоевания Англии, элементы галльского языка во французском языке, элементы германского языка во французском языке.)
12.Дайте определения следующим терминам: «билингвизм», «диглоссия», «лингва франка», «пиджин»
Основная литература:
1.Глинских Г.В., Петрова О.В. Введение в языкознание. Нижний
Новгород. 1999.: с. 24-43.
2.Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М. 1987.:§§ 3-7, 12-26;
3.Кодухов В.И. Введение в языкознание. М. 1987.гл. II, V;
4.Реформатский А.А. Введение в языковедение. М. 1996 (М. 1967).:§§ 1, ;
5.Головин Б.Н. Введение в языкознание. М. 1983.:гл. I;
Практическое занятие15.
Классификация языков. Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Метод глоттохронологии.