Тема 6. Культура эпохи модерна

 

Истоки модерна. Его сущность. «Расколдовывание» мира через науку и технику как содержание модернизации. Становление капиталистических отношений в Западной Европе в XVII-XVIII вв. Первые буржуазные революции. Промышленный переворот. Развитие естествознания. И.Ньютон.

Политико-правовые идеи Нового времени. Разум, политическая свобода, равенство. Антиклерикализм. Энциклопедическая систематизация науки, искусства и литературы деятелями Просвещения.

Основные жанры литературы: философский роман; просветительский роман; мемуары; памфлет. Становление классической музыки.

Классицизм в литературе, искусстве и архитектуре Нового времени.

Западноевропейская культура в XIX веке. Становление интеллигенции, усиление её роли в общественной жизни. Романтизм как стиль, его утверждение в борьбе с классицизмом.

От романтизма – к критическому реализму. Нарастание кризисных явлений в культуре. А.Шопенгауэр и Ф.Ницше. Литература критического реализма: О. Де Бальзак, Ч.Диккенс, Э.Золя, О.Уайльд.

Импрессионизм в художественной культуре.

Развитие науки в XIX веке. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Клеточная теория Т.Шванна. Закон сохранения энергии. Учение Г.Менделя о наследственности. Открытие и внедрение в промышленность и в быт людей электричества.

Кризисные явление в европейской культуре начала ХХ века. Отражение этого кризиса в философии, литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, образовании.

Европейская культура в период между мировыми войнами. Антивоенная и антифашистская деятельность выдающихся представителей культуры.

 

Семинарское занятие. Культура эпохи модерна.

Самостоятельная работа. Изучить: Сущность модерна, его культурное содержание. Написать эссе на тему: «Способствует ли Просвещение нравственному прогрессу общества и индивида?» Подготовить презентацию: «Импрессионизм в живописи позднего модерна».

Рекомендуемая литература:

основная [1, 2, 3, 4];

дополнительная [5, 6, 10].