Задание 1. Найдите в предложениях причастия.

1. Внимание охотников привлёк растущий на опушке леса дуб.

2. Догоравший костёр ещё дымился.

3. Прочитанная книга лежала на полке.

4. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью.

 

Задание 2. Выпишите в два столбика словосочетания: 1) со страдательными причастиями, 2) с действительными причастиями.

Колеблемый ветром, колеблющийся тростник, ожидаемый пассажирами, уважающий старших, уважаемые всеми, строящийся стадион, вырастивший урожай, выращенный лес, спасенный юннатами лес, освобожденный народ, освободившийся народ.

 

Задание 3. Найти в приведенных примерах причастия и указать их номера:
1) зрелый 2) бегающий 3) бегать 4) пожелтевший 5) желтый 6) победа 7) победить 8) расколотый 9) соединивший 10) осенний.

 

  1. Подведение итогов

Учитель: предлагаю вам сравнить пары предложений.


«Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.

Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.

 

Книга, которая лежит на столе, уже прочитана.

Лежащая на столе книга уже прочитана.

 

За столом сидят ученики и читают книгу.

За столом сидят ученики, читающие книгу».

 

Первое предложение написано без использования причастия. А второе содержит его в себе. Какой мы можем сделать вывод?

Ученики: Предложения с причастиями выглядят лучше и на слух приятнее, чем предложения без причастия.

Учитель: Предложения с причастиями делают нашу речь лучше, богаче и ярче. Повторения вроде тех, что встретились нам в первом предложении отсутствуют.

 

Домашнее задание:Написать сочинение на тему «Картина летнего утра», включив него причастия.