Ход урока.
Урок по теме «Причастие как часть речи». 7 класс
Цели урока:
Образовательные: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные.
Развивающие: составление связного устного рассказа на лингвистическую тему; обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.
Воспитательные: уважение к мнению других, терпение, любовь к языку.
Ход урока.
- Орг.момент
Учитель: О том, что из себя представляет прилагательное и глагол как части речи нам уже известно. Сегодня мы познакомимся с таким понятием, как причастие. (Учитель может использовать в качестве наглядного материала небольшой мяч).
- Объяснение нового материала
Учитель: Опишите мяч. Какой он формы, по величине, по назначению и материалу (круглый, небольшой, теннисный, резиновый). Какие части речи мы использовали для того, чтобы дать характеристику мячу? (Прилагательные). Дайте определение прилагательному.
Ученики: Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какое? какая? какие? чей?
Учитель: Прилагательные, которые вы назвали ранее, обозначают постоянный признак предмета или временный? (Постоянный). Что касается действий – какие признаки обретет мяч? (летающий, падающий, ударяющийся, прыгающий, катящийся, лежащий, пойманный). Данные признаки по действию являются постоянными или временными? (Временными). Взгляните на доску. Все названные вами признаки мы записывали в виде таблицы. В первой колонке – качественные признаки мяча, во второй колонке – признаки по действию.
Мяч (признаки)
Какой? | Какой? |
Круглый Небольшой (маленький) Красный (алый) Резиновый Теннисный | Падающий (от падать – сам падает) Летящий (от лететь – сам летит) Прыгающий (от прыгать – сам прыгает) Упавший(от упасть – сам упал) Пойманный (кто-то поймал) |
Учитель: Обратите внимание на первую колонку. Можем ли мы заменить записанные признаки синонимами? Давайте запишем в скобках рядом с прилагательными синонимичные им слова. Какую особенность вы видите в пояснениях во второй колонке? (все пояснения состоят из сочетаний местоимения и глагола). Слова, которые представлены во второй колонке – это и есть причастия. Все признаки мы уже назвали, нам остается только сформулировать определение. Кто попробует?
Ученики: Причастие – это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени, не является постоянным.
Учитель: Давайте вспомним то, что мы узнали о прилагательном и глаголе. Назовем признаки этих частей речи и оформим сказанное в таблицу.
Признаки прилагательного | Признаки глагола |
1. Вопросы: Какой? Какая? Какое? 2. Род. 3. Число. 4. Изменяется по падежам 5. Имеет полную и краткую форму. 6. Согласуется с существительным в числе и падеже. 7. В предложении выражено определением или сказуемым. | 1. Что делать? и др. 2. Лицо. 3. Число. 4. Род. 5. Возвратность. 6. Время. 7. Пеходность. 8. Вид. 9. Наклонение. 10. В предложении выражено сказуемым. |
Учитель: Причастие – та часть речи, которая совмещает в себе признаки прилагательного и глагола. Давайте еще раз посмотрим на наши причастия и выделим признаки причастия.
Признаки причастия:
- Какой? Что делающий?
- Род.
- Падеж
- Полная и краткая формы
- Число
- Вид
- Время (только настоящее и прошедшее)
- В предложении выражено определением
- Могут быть действительными и страдательными
- Согласуется с существительным и сказуемым.
- Первичное закрепление материала