Предмет и задачи философии науки
Предмет ф.н. ― общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.
Одной из важнейших задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.
Ф.н. развивается вместе с самой наукой. Она выступает своего рода самосознанием науки.
Ф.н. как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР.
Как дисциплина, ф.н. испытывает на себе огромное влияние философско-мировоззренческих концепций и теоретических разработок. Однако цель ее — в интегративном анализе и синтетическом подходе к широкому спектру обсуждаемых проблем.
Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности.
Центральная проблема ф.н. — проблемы роста научного знания.
Можно разделить все проблемы ф.н. на три подвида. К первым относятся проблемы, идущие от философии к науке. Вторая группа возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем. К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и переплетений.
Объект ф.н. составляют:
― формы организации научного знания,
― способы развития науки,
― методы исследовательской деятельности и др.
Ф.н. возникает из необходимости посмотреть на науку извне, понять науку как особую сферу жизни общества. Философия может сопоставить научное и ненаучное знание, проанализировать это, что дает в некоторой степени возможность сконструировать определение науки. Наука рассматривается как познавательный (когнитивный) вид деятельности, результатом которого является получение рационального, системного и объективного знания, которое можно проверить и доказать.
Функции ф.н.:
1. Философская разработка различных моделей реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свою предметную область.
2. Исследует общие закономерности познания, которые рассматривает как вид деятельности и вид отношений. Это субъективно-объектные отношения; также изучает особенности познания.
3. Философия дает науке общие принципы, нормы и ценности, которые регулируют познавательную деятельность.
4. Методологическая функция. Философия науки предлагает предельно общие методы научных исследований.
6. В рамках философии разрабатываются основания науки, она выполняет логическую функцию, формирует логику исследования.
Предмет. Философия науки пытается ответить на следующие вопросы: что такое научное знание, каковы принципы его организации и функционирования, какие методы использует наука, как развивается знание, чем наука отличается от псевдонауки, каковы формы взаимосвязи научного знания с философией, религиозным сознанием.
Как специальная философская дисциплина философия науки начала складываться с 19 века, но как составная часть философских учений она существовала гораздо раньше.
3. Наука как система знаний и как социальный институт
Наука может быть определена как рационально-предметная деятельность сознания. Ее цель — построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Источником рационального знания может быть только мышление — либо в форме построения эмпирических моделей чувственного опыта, либо в форме конструирования теоретических объектов.
Науку можно рассматривать как: 1) наука как специфический тип знания; 2) наука как особый вид деятельности; 3) наука как особый социальный институт.
1) Наука как специфический тип знания
Науку как специфический тип знания исследуют логика и методология науки. Главной проблемой здесь является выявление тех признаков, которые необходимы для различения научного знания и различных форм вненаучного знания (обыденное знание, искусство, религия, экзистенциальные переживания и т.д.). Критерии научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, теоретическая и/или эмпирическая обоснованность, инструментальная полезность (практическая применимость).
2) Наука как познавательная деятельность
Наука — это когнитивная, познавательная деятельность. Любая деятельность — это целенаправленная, процессуальная, структурированная активность. Структура любой деятельности состоит из трех основных элементов: цель, предмет, средства деятельности. В случае научной деятельности цель — получение нового научного знания, предмет — имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, релевантная подлежащей разрешению научной проблеме, средства — имеющиеся в распоряжении исследователя методы анализа и коммуникации, способствующие решению заявленной проблемы. Известны три основные модели изображения процесса научного познания: 1) эмпиризм; 2) теоретизм; 3) проблематизм.
Согласно эмпиризму, научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о конкретном предмете научного исследования, выдвижение на их основе возможных эмпирических гипотез — обобщений, отбор наиболее доказанной из них на основе ее лучшего соответствия имеющимся фактам.
теоретизм, считающий исходным пунктом научной деятельности некую общую идею, рожденную в недрах научного мышления (детерминизм, индетерминизм, дискретность, непрерывность, определенность, неопределенность, порядок, хаос, инвариантность, изменчивость и т.д.).
проблематизма, наиболее четко сформулированная К. Поппером: наука - это специфический способ решения когнитивных проблем, составляющих исходный пункт научной деятельности. Научная проблема — это существенный эмпирический или теоретический вопрос, формулируемый в имеющемся языке науки, ответ на который требует получения новой, как правило, неочевидной эмпирической и/или теоретической информации.
Современная научная деятельность не сводится, однако, к чисто познавательной. Она является существенным аспектом инновационной деятельности. Научные инновации являются первичным и основным звеном современной наукоемкой экономики.
3) Наука как особый социальный институт
Функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре научно-технической политики общества и государства, а также соответствующей системы законодательных норм. Внутренние ценности науки: универсализм, беспристрастность, отсутствие личной выгоды и т.д.
Одно из важнейших открытий в области исследования науки как социального института: наука не представляет собой какую-то единую, монолитную систему, а представляет собой скорее гранулированную конкурентную среду, состоящую из множества мелких и средних по размеру научных сообществ, интересы которых часто не только не совпадают, но и иногда противоречат друг другу.
Современная наука — это сложная сеть взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций и учреждений. Все они связаны как между собой, так и с другими мощными подсистемами общества и государства (экономикой, образованием, политикой, культурой и др.).
5. Возникновение дисциплинарно организованной науки
Вторая глобальная научная революция (конец XVII — начало XVIII вв.) определила переход к новому состоянию естествознания — «дисциплинарно организованной науке». Этот процесс был связан в первую очередь с тем, что механистическая картина мира утрачивает статус общенаучной.
В биологии, химии, геологии и др. областях знания формируются специфические картины реальности. 1) происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования; 2) видоизменяются философские основания науки, а именно, они становятся гетерогенными, т.е. включают широкий спектр смыслов тех основных категориальных схем, в соответствии с которыми осваиваются объекты; 3) в эпистемологии центральной становится проблема соотношения разнообразных методов науки, синтеза дисциплинарно разрозненных знаний и классификации наук.
Возникновение дисциплинарно организованной науки относят к концу 18 ― первой половине 19 вв., когда возникает спектр специально-научных картин мира. Они становятся особыми автономными формами знания, организующие в систему наблюдения факты и теории каждой научной дисциплины.
Возникают проблемы построения общенаучной картины мира, объединения достижений отдельных наук. Единство научного знания становится ключевой философской проблемой науки XIX ― начала XX вв. Усиление междисциплинарного взаимодействия в науке ХХ в. приводит к уменьшению уровня автономности специальных научных картин мира. Они интегрируют в особые блоки естественнонаучных и социальных картин мира, базисные представления которых включены в общенаучную картину мира.
Во второй половине ХХ в. общенаучная картина мира начинает развиваться на основе идей универсального (глобального) эволюционизма, соединяющего принципы эволюции и системного подхода. Выявляются связи между неорганическим миром, живой природой и обществом, в результате чего устраняется резкое противопоставление естественнонаучной и социальной научной картины мира. Соответственно усиливающие интегративные связи дисциплинарных теорий.
13. Специфика и принципы системного подхода
В ХХ в., особенно во 2-й половине ХХ в., в современной науке формируется направление, получившее название «системный подход».
Основные понятия системного подхода
Это такие понятия, как целое, часть, система, структура, элемент, множество, связь, отношение, уровень и другие.
Наиболее важными среди этих понятий являются понятия «целое» и «часть».
Когда говорят о целом, то предполагают:
1. Некоторое множество объектов.
2. Эти объекты могут входить в некоторые отношения друг с другом, порождая новое качество (состояние), отсутствующее у отдельных объектов.
Например, ткань, состоящую из множества клеток, можно называть «целым», а сами клетки ― «частями». Суммирование здесь выражается в накоплении клеток, необходимом для образования целого. В то же время «целое» не есть и просто сумма, поскольку мы могли бы рассмотреть растущее множество разрозненных клеток, не образующих целого, но лишь увеличивающих свое число. Ткань ― это не просто множество клеток, но некоторая новая сущность, новое качество, отсутствующее у каждой отдельной клетки.
Понятия «система», «структура» ― это во многом синонимы понятия «целое». Связи и отношения ― проявления целого, и практически они также представляют из себя формы целого.
Логика целого
Усиление внимания к разного рода эффектам целостности и системности было вызвано развитием различных направлений науки, возникших в XIX-XX вв. Это теория вероятности и статистика, где целое выражает себя в различных статистических эффектах больших совокупностей объектов. Это квантовая механика и теория относительности ― разделы физики, в которых огромную роль играет понятие симметрии. Это кибернетика, оперирующая понятием информационной системы, и т.д.
Воплощение целого
Разная структурированность может приводить не только к разным формам целого. Например, несбалансированное использование неравновесий может хотя и приводить к некоторой степени целого, но это целое будет повышенно дисгармоничным ― таковы, например, диссонансы в музыке или агрессия в социальных группах. В этом случае теория воплощения целого должна будет предполагать введение некоторой зависимости формы целого от тех или иных типов структурирования элементов целого. В итоге можно говорить о достаточно сложной и разветвленной проблематике не просто логики целого, но и ее прикладных разделов, связанных с наукой и искусством реализации различных целых на практике.