III СЕМЕСТР
I. ПРЕДИСЛОВИЕ
Оперативная хирургия и топографическая анатомия является сложной и трудоёмкой учебной дисциплиной в системе Высшего медицинского образования. В связи с началом функционирования стоматологического факультета, появилась настоятельная необходимость в создании учебного пособия для этого контингента студентов по искомому предмету, в котором приведены «Методические указания к практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии», краткие общие данные об операциях, оперативной технике, по хирургическому, стоматологическому инструментарию, а также сведения по новейшему современному оборудованию и инструментальному оснащению широко выполняемых в настоящее время миниинвазивных хирургических вмешательств. В целях облегчения и лучшего восприятия обучаемыми обоснована адекватная дидактическая мотивация, способствующая успешной последовательной познавательной деятельности, как в аудиторное время, так и на практических занятиях, при выполнении экспериментальных учебных операций на животных в предусмотренные кафедрой операционные дни и посещении хирургических клинических баз, во время самостоятельной работы при подготовке к соответствующим разделам и темам изучаемого предмета, включенных в составленную для него Рабочую Программу.
Все вышеизложенное побудило нас к написанию Учебного пособия по предмету в помощь студентам 2 курса стоматологического факультета.
II. Методические указания к практическим занятиям по топографической анатомии
III СЕМЕСТР
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическому занятию № 1.
ТЕМА: Основные понятия и определения топографической анатомии и оперативной хирургии. Методы изучения топографической анатомии. Хирургический инструментарий, стоматологический инструментарий. Правила и способы разъединения и соединения тканей.
Учебные цели: студент должен освоить:
а) методы изучения топографической анатомии и научиться их применять;
б) современную классификацию хирургического инструментария и правила пользования;
в) стоматологические инструменты;
г) способы разъединения и соединения тканей;
д) теоретические основы способов остановки кровотечения.
Оснащение занятия: влажные и сухие препараты органов, набор хирургического инструментария, тренажеры, муляжи, таблицы, учебные видеофильмы.
Самостоятельная работа (под руководством преподавателя)
Студенты осваивают методы топографической анатомии, препарирование областей, «Ледяную анатомию» по Н.И.Пирогову, диоптрографию различных органов и тканей, принципы «Типовой анатомии» по В.Н. Шевкуненко, гистотопографию элементов мягкого остова, принципы рентгенографии и инъекционных исследований (коррозия, наливка различными контрастными растворами), обращая внимание на их прикладное значение (для уточнения диагноза, характера течения патологических процессов, обоснования оперативных вмешательств и т.д.). Знакомятся с классификацией хирургических инструментов и правилами пользования хирургическими инструментами для разъединения и соединения тканей, остановки кровотечения (скальпели, ножницы, пинцеты, хирургические иглы и иглодержатели и др.), а также хирургическими инструментами, применяющимися в стоматологии. Осуществляют на тренажерах разрезы, технически выполняют различные виды швов (узловой, непрерывный, матрацный, обвивной и П-образный). В заключении рассматривают методы временной и окончательной остановки кровотечения, сосудистые швы.
Контрольные вопросы.
1. Определение предмета топографическая анатомия.
2. Методы, применяемые при изучении топографической анатомии.
3. Клиническая и хирургическая анатомия.
4. Микрохирургическая анатомия, компьютерно-томографическая анатомия, магнитно-резонансно-томографическая анатомия, рентгеновская анатомия, ультразвуковая анатомия, эндоскопическая анатомия.
5. Границы области и её внешние ориентиры.
6. Голотопия, скелетотопия и синтопия.
7. Проекция органа, проекционная линия.
8. Фасции (поверхностные, собственные, мышечные, органные, внутриполостные). Вклад Н.И.Пирогова, И.Ф.Матюшенкова. Три закона Н.И.Пирогова.
9. Фасциальное ложе, костно-фиброзное ложе, фасциальное влагалище (ложе), мышечное влагалище, сухожильное влагалище, сосудистое влагалище.
10. Клетчаточное пространство, клетчаточная щель.
11. Сосудисто-нервный пучок, коллатеральное кровообращение.
12. Анатомическая изменчивость человека. «Типовая анатомия» по В.Н.Шевкуненко. Возрастные, индивидуальные и половые различия.
13. Требования, предъявляемые к разъединению и соединению тканей.
14. Инструменты и аппараты разъединяющие ткани.
15. Инструменты захватывающие ткани.
16. Инструменты прокалывающие ткани.
17. Расширяющие и оттесняющие инструменты.
18. Зондирующие инструменты.
19. Вспомогательные инструменты
20. Механизированные инструменты.
21. Стоматологические инструменты.
22. Виды швов, применяемых в хирургии.
23. Виды узлов, применяемых в хирургии.
24. Способы остановки кровотечения.
25. Положение скальпеля в руках хирурга при разъединении тканей.
26. Определение оперативного доступа.
27. Определение оперативного приема.
28. Виды хирургических операций.
29. Венепункция и венесекция.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическому занятию № 2.
Тема: Топографическая анатомия и оперативной хирургия мозгового отдела головы. Лобно-теменно-затылочная область.
Оснащение занятия: влажные и сухие препараты головы, череп, набор хирургического инструментария, тренажеры, таблицы, муляжи, учебные видеофильмы.
Учебные цели: студент должен научиться:
а) ориентироваться в топографо-анатомических взаимоотношениях образований мозгового отдела головы;
б) определять границы по внешним ориентирам лобно-теменно-затылочной области;
в) описывать с точки зрения клинической анатомии голотопию, скелетотопию и синтопию сосудисто-нервных образований, строение фасциально - клетчаточных структур;
г) определять локализацию и пути распространения инфекции и гематом в поверхностных и глубоких слоях мозгового отдела головы, характер повреждения экстракраниальных сосудов и нервов при травмах;
д) обосновывать осуществление первичной хирургической обработки ран мозгового отдела головы, этапов, техники и методы остановки кровотечения из различных сосудов свода черепа..
Самостоятельная работа (под руководством преподавателя)
Студенты изучают границы лобно-теменно-затылочной области по костным и мышечным ориентирам и её послойное строение, голотопию, скелетотопию и синтопию сосудисто-нервных образований. Рекомендуется зарисовать в рабочих тетрадях схемы пироговских распилов свода головы на фронтальном разрезе. При этом необходимо обратить внимание на строение кожи, подкожной клетчатки, сухожильного шлема, подапоневротической и поднадкостничной клетчатки, их значение при определении локализации гематом и гнойных процессов, территории их распространения. Следует акцентировать внимание на особенностях строения костей и их значение при травматических повреждениях, производстве трепанации черепа, а также на топографию венозных коллекторов свода черепа и значении их в регуляции кровотока и распространении инфекции. Затем рекомендуется изучить показания и основные принципы первичной хирургической обработке черепно-мозговых ран и приемов остановки кровотечения.
Контрольные вопросы
1. Границы мозгового отдела головы.
2. Внешние ориентиры мозгового отдела головы.
3. Границы лобно-теменно-затылочнолй области.
4. Слои лобно-теменно-затылочнолй области.
5. Сосудисто-нервные пучки лобно-теменно-затылочнолй области, их проекция на кожу.
6. Особенности строения костей свода черепа.
7. Первичная хирургическая обработка черепно-мозговых ран.
8. Приемы остановки кровотечения при повреждениях сосудов свода черепа.