Библиографический список

1. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — М.: ДИ ДИК, 1994.

2. Ерасов Б. С. Социальная культурология. — М.: Наука, 1996.

3. Ионин Л. Г. Социология культуры. — М.: Аспект—Пресс, 1996.

4. Каган М. С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996.

5. Культурология: учеб. пособие / под ред. проф. Г.В. Драча. — М.: Альфа-М, 2003.

6. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Прогресс, 1992.

7. Фукс Э. История нравов. — М.: Мысль, 1994.


8. Штомпелъ Л. А. Лики времени. — Ростов н/Д: Феникс, 1997.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятия «преемственность в культуре».

2. Какую роль в культуре выполняют традиции?

3. Какое значение в культуре имеет творчество?

4. Покажите роль различных поколений в развитии культуры.

5. Раскройте расово-этнические особенности культуры.

6. Определите сущность национально-культурной общности.

7. Что представляет собой регионально-историческая культурная общность?

8. Дайте определение понятия «ассимиляция».

9. Раскройте содержание понятия «транскультурация».

Упражнения для самостоятельной работы

1. Содержание какой категории отражено в следующей
фразе:
«Совокупность сверстников, объединенных общим мироощущением, общими идеалами и общими целями»:

а) элита; б) пенсионеры; в) врачи; г) поколение; д) военнослужащие?

2. Многие выдающиеся мыслители в разные исторические времена разделяли идею, отраженную в словах Г. Гегеля:«Война являетсяорудием прогресса». Согласны ли вы с таким отношением к войне? Применимыли эти мысли к нашим дням?

3. В чем состоит смысл высказывания Вольтера о том, что«... если бы бога не было, его надо было бы изобрести»?

4. Существуют ли объективные законы общественного развития?Если да, то может ли какой-то отдельный человек повлиять на историю? Если нет, то от чего зависят изменения, происходящие в обществе?

5. Допустимо ли, на ваш взгляд, использование сослагательного наклонения («если бы») при оценке различных этапов развития культуры?Какую пользу может принести указанная методика при сравнении прошедших эпох и современного социокультурного развития?


Глава 8. Культура и личность