Развитие образования, просвещения, науки.

В XVIII веке в России сложилась система светского образования. Начало было положено созданием школы математических и навигацких наук в Москве (1701 г.). За ней последовали медицинские, горные, кораблестроительные, инженерные школы, а также цифирные школы для начального обучения, епархиальные училища для детей духовенства. Детям крепостных крестьян учиться запрещалось.

Школа первой четверти XVIII века ставила, прежде всего, задачи профессионального обучения. Учеба рассматривалась как особый вид службы. Дворянин перед венчанием в церкви должен был предъявить документ об окончании школы; священник, не окончивший епархиального училища, не получал прихода.

Значительно развилось книгопечатание; были созданы новые типографии. Выпускались учебники – «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого (это была своеобразная энциклопедия по математике для того времени), книги по военным знаниям. Книги становились иными по своему оформлению, назначению. Появились словари. При Петре I была проведена реформа шрифта и утвержден окончательный вариант гражданской азбуки. Стала выходить газета «Ведомости».

Петр I поощрял развитие науки и техники. Изобретатель А.К.Нартовизобрел оригинальные монетные и токарные станки, новые виды оружия, предложил свои способы отливки пушек. Незадолго до смерти Петр I составил инструкцию Витусу Берингу по исследованию Северного морского пути, который после смерти Петра I предпринял две Камчатские экспедиции (1725-1730 гг.), (1733-1743 гг.). Экспедиции должны были дать ответ на вопрос, издавна волновавший правительства, ученых многих стран, купцов: соединяется ли Азия на северо-востоке с Америкой? Результаты Камчатских экспедиций были грандиозны. Был открыт пролив (назван имени Беринга) отделяющий на севере Азию от Америки. Всесторонне исследована Камчатка, описаны северные берега Сибири, нанесены на карту Курильские острова и Северная Япония, собраны богатейшие материалы по истории Сибири. Пролив и остров Беринга, море Лаптевых, мыс Челюскин – это все имена участников экспедиций 1725-1743 гг. Камчатские экспедиции – это был научный и гражданский подвиг ученых и моряков. Многие участники экспедиции умерли, в том числе умер от цинги В.Беринг.

При Петре I была открыта Кунсткамера (1719 г.) – первый естественнонаучный и этнографический музей. Там можно было увидеть коллекции минералов, земной и небесный глобусы, заспиртованных уродцев, древние монеты, предметы утвари и одежды многих народов мира. Чтобы у народа появилось желание посетить Кунсткамеру, там угощали чаем с булочкой, а более знатных людей «горячительными» напитками. Кунсткамера впоследствии была передана Петербургской Академии наук. При Петре I также были открыты военноморской и артиллерийский музеи.

При Петре I с 1700 года было введено новое летоисчисление. Теперь Россия стала жить во втором тысячелетии, и счет лет шел от рождества христова, а не от сотворения мира.

Петр I подписал указ о создании Петербургской Академии наук, которая была создана в 1725 году.

Первым русским академиком был М.В.Ломоносов. Русские ученые были выходцами из разных сословий: Ломоносов, Головин – из крестьянских семей; Лепехин, Зуев, Крашенинников, Ползунов – солдатские дети; Кулибин – сын посадского (ремесленника) человека.

Ведущим жанром в изобразительном искусстве XVIII века был портрет. В живописи прославился Иван Никитин, создавший портреты Петра I. Андрей Матвеев написал «Автопортрет с женой», что было новым для того времени.