Место и роль ООН в современном мире

Особую роль в поддержании международной стабильности и обес­печении международной безопасности, предупреждении и урегули­ровании международных конфликтов играет Организация Объеди­ненных Наций. ООН была создана в соответствии с давней идеей о том, что универсальная организация сможет помочь странам и наро­дам мира навсегда избавиться от войн и конфликтов, заменить сило­вой механизм регулирования международных отношений политико-правовым.

Первый опыт деятельности универсальной организации, каковой была Лига Наций, основанная в 1919 г., оказался неудачным. Лига На­ций не оправдала надежд, она не стала международным институтом, гарантирующим всеобщий мир и безопасность, и после начала Второй мировой войны фактически прекратила свое существование (формаль­но была распущена в 1946 г.).

Проект создания новой универсальной организации начал обсуж­даться представителями стран антигитлеровской коалиции уже в кон­це 1941 г. В годы Второй мировой войны появилось и само название — «Объединенные нации», которое первоначально применялось для обо­значения государств — участников антигитлеровской коалиции. На про­шедшей в апреле—мае 1945 г. в Сан-Франциско конференции был раз­работан Устав ООН, вступивший в силу в октябре того же года. В со­ответствии со ст. 1 Устава ООН, эта организация была создана для того, чтобы:

♦ поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;

♦ развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

♦ осуществлять международное сотрудничество в разрешении меж­дународных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

♦ быть центром согласования действий наций в достижении этих об­щих целей.

286Глава XVII. Роль международных организаций в урегулировании...

В соответствии с Уставом ООН все члены организации должны:

♦ добросовестно выполнять обязательства;

♦ разрешать свои международные споры мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедли­вость;

♦ воздерживаться от применения силы или угрозы силой против лю­бого государства;

♦ оказывать Организации Объединенных Наций всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых в соответствии с Уставом ООН, и воздерживаться от оказания помощи любому государству, про­тив которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера.

Первоначально в состав ООН входило только 51 государство, по­скольку странам — союзникам Германии и Японии, так же как и им са­мим, путь в организацию был закрыт. Впоследствии число членов ООН расширялось как за счет этих же государств, так и за счет новых, воз­никших в результате деколонизации. Последняя волна расширения числа членов ООН пришлась на начало 90-х гг. XX в. и была связана с распадом таких сложных по своему составу государств, как СССР, СФРЮ, ЧССР, выходом Эритреи из состава Эфиопии. Сегодня число государств — членов Организации Объединенных Наций превысило 190 и может еще возрастать.

При создании ООН были учтены идеи английского историка Д. Митрани, который в годы Второй мировой войны пришел к выводу о том, что причиной краха Лиги Наций была сама идея, изначально ле­жавшая в основе ее создания. Лига Наций задумывалась как междуна­родный институт общеполитического характера, при том что уровень конфликтности международных отношений оставался традиционно высок. В результате в обсуждении вопросов политического сотрудни­чества постоянно проявлялась межгосударственная разобщенность и несходство интересов. Поэтому Д. Митрани предложил начинать по­иски пути к международному сотрудничеству не с глобальных поли­тических проблем, а с конкретных вопросов неполитического характе­ра, представляющих интерес для самых разных государств независимо от их общественного устройства. Именно для решения таких конкрет­ных вопросов есть необходимость и возможность создания междуна­родных организаций, которые Д. Митрани назвал организациями функ­ционального типа. Это организации, дистанцирующиеся от политиче-

§ 2. Место и роль ООН в современном мире 287

ской проблематики и сосредоточившие свою деятельность на решении конкретных вопросов. Д. Митрани считал, что совместная работа пред­ставителей разных государств в рамках таких организаций покажет преимущества международного сотрудничества перед конфронтацией и приведет их к пониманию необходимости сотрудничества и более высокого уровня взаимного доверия. Функциональные организации могут стать, по мнению Д. Митрани, тем фундаментом, которого была лишена Лига Наций, что и предопределило ее гибель.

В систему ООН наряду с уже существовавшими ранее организа­циями функционального типа, например Международной организа­цией труда (МОТ), были включены около тридцати новых. Все они как специализированные учреждения работают в различных сферах жизнедеятельности мирового сообщества, дополняя общие усилия ООН по выполнению заявленных в ее Уставе задач. Функциональ­ный, исключительно технический характер деятельности организаций системы ООН позволил им успешно пережить глобальную междуна­родную конфронтацию периода холодной войны и попутно решать не­мало стоящих перед человечеством проблем, например помощь жерт­вам международных и внутригосударственных конфликтов оказывает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Управление Верховного комисса­ра ООН по делам беженцев.

В структуру самой Организации Объединенных Наций входят ее высшие органы — Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Ме­ждународный суд, а также Секретариат. Генеральная Ассамблея — пленарный орган ООН; все ее полноправные члены обладают одним решающим голосом. В заседаниях ООН кроме представителей госу­дарств-членов могут принимать участие и представители других меж­дународных межправительственных и неправительственных органи­заций и движений с правом совещательного голоса. Генеральная Ас­самблея собирается на ежегодные сессии, которые начинаются в третий вторник сентября и продолжаются до декабря. В начале каждой сес­сии проводятся общие прения, потом работа продолжается в шести главных комитетах:

♦ первый комитет занимается вопросами разоружения и междуна­родной безопасности;

♦ второй — экономическими и финансовыми вопросами;

♦ третий — социально-гуманитарными и культурными вопросами;

288Глава XVII. Роль международных организаций в урегулировании...

♦ четвертый — социально-политическими вопросами (раньше это были вопросы деколонизации);

♦ пятый — административными и бюджетными вопросами;

♦ шестой — правовыми вопросами.

В случае необходимости работа сессии Генеральной Ассамблеи мо­жет быть продолжена, а после ее завершения могут специально созы­ваться чрезвычайные сессии. Чрезвычайные сессии созываются по требованию Совета Безопасности, а также большинства членов ООН. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи может быть созвана и по требованию одного члена Организации, если его поддерживает боль­шинство остальных.

Устав ООН определяет следующие функции и полномочия Гене­ральной Ассамблеи:

♦ рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания ме­ждународного мира и безопасности, в том числе принципы, опре­деляющие разоружение и регулирование вооружений, и вырабаты­вать рекомендации в отношении этих принципов;

♦ обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и вырабатывать по ним рекомендации, за исключе­нием тех случаев, когда спор или ситуация находятся на рассмот­рении Совета Безопасности;

♦ обсуждать и за тем же исключением вырабатывать рекомендации по любым вопросам в пределах Устава или по вопросам, касаю­щимся полномочий и функций любого органа ООН;

♦ организовывать исследования и вырабатывать рекомендации в це­лях: содействия международному сотрудничеству в политической области, развития и кодификации международного права, осуще­ствления прав человека и основных свобод для всех и содействия международному сотрудничеству в экономической и социальной областях, а также в области культуры, образования и здравоохра­нения;

♦ рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, ко­торая могла бы нанести ущерб дружественным отношениям между нациями;

♦ получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН;

♦ рассматривать и утверждать бюджет ООН и определять размеры взносов отдельных членов;

§ 2. Место и роль ООН в современном мире 289

♦ избирать непостоянных членов Совета Безопасности, членов Эко­номического и социального совета и подлежащих избранию чле­нов Совета по опеке;

♦ совместно с Советом Безопасности участвовать в избрании судей Международного Суда и по рекомендации Совета Безопасности назначать Генерального секретаря.

Решения Генеральной Ассамблеи по процедурным внутриоргани-зационным вопросам принимаются простым большинством голосов. По вопросам принятия новых членов ООН, принятия бюджета требу­ется квалифицированное большинство: 2/3 голосов + 1 голос. Столь­ко же необходимо для принятия решений по вопросам мира и безопас­ности. Однако решения Генеральной Ассамблеи по этим вопросам не носят юридически обязательного характера. Они важны с морально-политической точки зрения, поскольку отражают позицию большин­ства международного сообщества. В этом плане решения Ассамблеи могут воздействовать на ситуации в зонах конфликтов, а также везде, где возникает угроза всеобщей безопасности, но юридически обяза­тельные решения, согласно Уставу ООН, может принимать Совет Безопасности.

В отличие от Генеральной Ассамблеи, Совет Безопасности работа­ет на постоянной основе, при необходимости он может быть созван в любое время суток, так как именно Совет Безопасности несет главную ответственность за сохранение всеобщего мира, предупреждение и устранение всех угроз мировому сообществу. Начиная с 1965 г. Совет Безопасности состоял из пяти постоянных и десяти непостоянных членов. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблеей сроком на два года. Ежегодно должны переизбираться пять непосто­янных членов, при этом должны сохраняться региональные квоты на представительство в Совете Безопасности. Отличие постоянных чле­нов, в число которых входят США, РФ, КНР, Великобритания и Франция, от непостоянных в том, что кроме постоянного членства при принятии решений они обладают привилегией, известной как «право вето». Решения Совета Безопасности принимаются, когда за них проголосуют не менее девяти из пятнадцати членов, если при этом ни один из постоянных членов не выскажется против. Таким образом, голосуя против, любой постоянный член Совета Безопасности может заблокировать принятие решения. Все решения Совета Безопасности имеют обязательную юридическую силу и опираются на наиболее влиятельные государства мира.

290Глава XVII. Роль международных организаций в урегулировании...

Функции и полномочия Совета Безопасности, в соответствии с Ус­тавом ООН, заключаются в следующем:

♦ поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН;

♦ расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным конфликтам;

♦ рекомендовать методы урегулирования таких споров или условия их разрешения;

♦ вырабатывать планы для создания системы регулирования воору­жений;

♦ определять наличие угрозы миру или акта агрессии и рекомендо­вать меры, которые следует предпринять;

♦ призывать членов Организации к применению экономических санкций или других мер, не связанных с использованием силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

♦ предпринимать военные действия против агрессора;

♦ рекомендовать принятие новых членов;

♦ осуществлять функции Организации Объединенных Наций по опеке в «стратегических районах»;

♦ вырабатывать рекомендации Генеральной Ассамблеи о назначении Генерального секретаря и вместе с Ассамблеей избирать судей Меж­дународного суда.

На своих заседаниях Совет Безопасности принимает обязательные для исполнения резолюции по вопросам, относящимся к его компе­тенции. При возникновении угрозы миру и безопасности Совет Безо­пасности должен принять меры для урегулирования конфликтной ситуации и предложить мирные способы решения спорных вопросов. Если дело доходит до вооруженного насилия, Совет Безопасности обязан предпринять шаги к его прекращению. В соответствии с Уста­вом ООН только Совет Безопасности имеет легитимное право на ис­пользование силы для восстановления мира и пресечения агрессии. Совет Безопасности может прибегнуть и к принудительным мерам, обеспечивающим выполнение принятых им решений. Это могут быть экономические санкции, эмбарго на поставку оружия, при крайней не­обходимости Совет Безопасности может санкционировать коллектив­ные военные действия, как это случилось в 1991 г., когда была принята

§ 2. Место и роль ООН в современном мире 291

резолюция о применении силы против Ирака, оккупировавшего тер­риторию Кувейта.

Экономический и социальный совет координирует деятельность ООН по решению экономических и социальных проблем мирового развития. В состав ЭКОСОС входят 54 члена ООН, избираемых Гене­ральной Ассамблеей ООН сроком на три года. Под эгидой ЭКОСОС действуют специализированные организации и учреждения ООН, ко­торые решают экономические, социальные, гуманитарные и культур­ные проблемы. По линии ЭКОСОС осуществляется официальная по­мощь ООН слаборазвитым странам. Общая сумма этой помощи ис­числяется миллиардами долларов, часть этих денег идет на решение проблем, возникающих в зонах международных и внутригосударст­венных конфликтов, стихийных бедствий и природных катастроф.

Совет по опеке был создан для помощи в обретении полной незави­симости и государственного суверенитета населению тех территорий, которые ранее не были самостоятельными. Предполагалось, что быв­шие колонии и другие зависимые территории будут переходить пер­воначально под управление Совета по опеке. А уже потом, после пере­ходного периода, власть от временной администрации должна была переходить к легитимным органам, представляющим население ранее несамостоятельных территорий. На практике деколонизация в целом шла иначе, и под управлением Совета по опеке оказалось лишь не­сколько небольших территорий, сегодня ставших самостоятельными.

Международный Суд был создан еще в 1919 г. под эгидой Лиги На­ций, а в 1945 г. включен в структуру ООН в качестве ее полноправного органа.

Секретариат ООН задумывался как структура, обеспечивающая административный и технический аспект ее деятельности. В настоя­щий момент в Секретариате работает почти 9 тыс. человек, выполняю­щих самые разные функции, в том числе и связанные с урегулирова­нием конфликтных и кризисных ситуаций: это и посредничество на переговорах, и выработка мирных предложений, и организация оказа­ния гуманитарной помощи жертвам конфликтов. В аппарате Секрета­риата трудятся переводчики, референты, технические секретари, без которых работа ООН невозможна.

Возглавляет Секретариат Генеральный секретарь ООН. В соответ­ствии с Уставом он должен доводить до сведения Совета Безопасности информацию обо всех угрозах международному миру и безопасности, а также выполнять поручения как Совета Безопасности, так и Гене­ральной Ассамблеи и других высших органов ООН. На практике роль

292Глава XVII. Роль международных организаций в урегулировании...

Генерального секретаря ООН в мировой политике, в том числе и в раз­решении проблем урегулирования внутренних и международных кон­фликтов, больше, чем первоначально предполагалось. Это обстоятель­ство принимается во внимание, когда обсуждаются проекты реформи­рования Организации Объединенных Наций.

Сама идея реформирования ООН появилась в конце 80-х гг. XX в., когда стало ясно, что в мировой политике происходят серьезные изме­нения. Организация, созданная в середине столетия, отразила в своей структуре и характере деятельности особенности международных от­ношений, сложившихся непосредственно после окончания Второй мировой войны. За прошедшие десятилетия накоплен огромный опыт, позволяющий судить о том, что в структуре и принципах деятельно­сти ООН оправдало себя, а что требует пересмотра. Среди мер, кото­рые предлагается осуществить в рамках реформирования ООН, часто называется упразднение Совета по опеке как выполнившего свои за­дачи, повышение статуса и эффективности работы Генеральной Ас­самблеи, реформирование Совета Безопасности, расширение его со­става как за счет постоянных членов, так и путем увеличения числа непостоянных. Пока согласия по вопросу о количестве и о персональ­ных кандидатурах новых государств — постоянных членов Совета Безопасности — нет. При обсуждении вопросов реформирования ООН речь идет и о совершенствовании миротворческой деятельности этой организации.