Основные идеологические течения о путях разрешения социально-политических конфликтов

Умеренные идеологические течения, при всей несхожести их базовых ценностей и принципов, объединены тем, что отдают приоритет таким способам выхода из конфликтных ситуаций, которые не приводят к разрушению существующих общественных систем, а назревшие изме-

§ 2. Основные идеологические течения о путях разрешения конфликтов 41

нения происходят постепенно и легитимно. К ним с некоторыми ого­ворками можно отнести все три так называемые «большие» идеологии современности: либеральную, консервативную и социалистическую.

Из современных политических идеологий либеральная — одна из старейших. Термин «либерализм» появился довольно поздно, к 40-м гг. XIX в., но как течение политической философии он существовал по крайней мере уже с XVII в. Появление либеральной идеологии было обусловлено начавшейся модернизацией западноевропейского обще­ства и необходимостью борьбы против экономических и политиче­ских структур феодализма. Наиболее видными идеологами классиче­ского либерализма стали Дж. Локк и Д. Юм в Англии, Ш. Монтескье, Вольтер и Д. Дидро во Франции, И. Кант в Германии. Зарождение ли­беральной традиции за океаном связано с именами «отцов-основа­телей» Соединенных Штатов Америки Джефферсона, Гамильтона, Франклина.

Представителями классической либеральной доктрины был вы­двинут ряд идей, которые на всех этапах развития этой доктрины оста­вались определяющими. Прежде всего это идея об абсолютной ценно­сти человеческой личности и вытекающее отсюда равенство людей от рождения. В рамках либеральной доктрины впервые был поставлен вопрос о неотчуждаемых правах человека — праве на жизнь, свободу, собственность. Государство понималось как результат общественного договора, главная цель которого — защита этих прав. На этой основе возникла концепция правового государства и были выдвинуты требо­вания ограничить объем и сферу деятельности государства, защитить граждан от чрезмерного государственного контроля. Либерализм ис­ходил из необходимости разделения власти, с тем чтобы каждая из ее ветвей не имела бы полного превосходства над другими и была бы для них сдерживающим ограничителем.

Наряду с политическими идеями классический либерализм декла­рировал и ряд важнейших принципов в сфере экономики. Экономиче­ская доктрина либерализма также основывалась на требовании сокра­тить государственное вмешательство и регламентацию. На практике это означало признание полной свободы частной инициативы и част­ного предпринимательства. По мнению одного из главных идеологов экономического либерализма А. Смита, свободное взаимодействие индивидов в их экономической деятельности в конечном счете приве­дет общество к такому состоянию, когда будут удовлетворены интере­сы всех социальных слоев. Следует отметить, что первоначальная тен-

42Глава III. Идеологический фактор политических конфликтов

денция совпадения политического и экономического либерализма в дальнейшем не сохранилась.

Исторический опыт показал, что две основополагающие ценности классического либерализма — свобода и равенство — противоречат друг другу. Этим противоречием было обусловлено его дальнейшее разде­ление. Левое направление либерализма ориентировалось на элементы эгалитаризма, свойственные раннему либерализму, и нашло свое во­площение в различных вариантах социального либерализма, нацелен­ных на осуществление социально-экономических реформ. Целью та­ких реформ должно было стать предотвращение острых социально-политических конфликтов, способных разрушить существующее об­щество и создать угрозу основополагающим правам и свободам граж­дан. Другое направление в большей степени вдохновлялось идеями экономического либерализма, отстаивая приоритет частной собствен­ности и частного предпринимательства.

После Второй мировой войны реальное политическое влияние ли­бералов во всех развитых странах значительно ослабло. Это было свя­зано как с тем, что политические идеи либерализма осуществились на практике в большинстве цивилизованных стран, так и с тем, что в по­литической жизни либералов потеснили социал-демократы. Однако политические партии и организации либеральной ориентации и се­годня представляют собой влиятельную силу в некоторых странах. С 1947 г. существует Либеральный Интернационал, штаб-квартира которого располагается в Лондоне. В программных документах Либе­рального Интернационала, принятых в 1947, 1967 и 1981 гг., зафикси­рованы основные принципы политической идеологии либерализма применительно к современным условиям. Либералы считают, что по­литической свободы не может быть там, где государство полностью контролирует экономику, не оставляя места для частной инициативы. С другой стороны, экономическая свобода невозможна, если отсутст­вует свобода политическая и не соблюдаются права человека. Либера­лы выступают за социальную рыночную экономику, которая должна совмещать экономическую эффективность и социально ориентирован­ные цели. Большое внимание уделяется гибкой налоговой политике. Налоги, по мнению либералов, должны поощрять предприниматель­скую деятельность и обеспечивать равенство возможностей. Совре­менная либеральная доктрина декларирует необходимость обеспече­ния полной занятости, ликвидацию бедности. Но либералы категори­чески возражают против эгалитаризма, они понимают равенство как равные для всех возможности для саморазвития и для того, чтобы вно-

§ 2. Основные идеологические течения о путях разрешения конфликтов 43

сить максимальный вклад в развитие общества. Принцип уважения человеческой личности и семьи для либералов по-прежнему лежит в основе общества; они считают, что государство не должно брать на се­бя полномочия, противоречащие основным правам граждан. Каждый гражданин должен обладать чувством моральной ответственности по отношению к другим членам общества и принимать участие в общест­венных делах.

Сегодня задачи реформирования общества либералы видят в укре­плении реальной власти парламентов, повышении эффективности ис­полнительной власти и парламентского контроля над ней, децентра­лизации власти, юридической защиты прав личности и человеческого достоинства, тщательного уравновешивания вмешательства и невме­шательства государства для того, чтобы примирить интересы человека с интересами общества. В международном аспекте либералы деклари­руют приверженность принципам сохранения и укрепления мира и безопасности, разоружения, разблокирования региональных и между­народных конфликтов, развития отношений между странами.

Возникновение консерватизма как течения политической мысли относится к XVIII в. Он появился как реакция на распространение ре­волюционно-демократических идей эпохи Просвещения, и особенно — на Великую Французскую революцию. Отличительными чертами консерватизма стали традиционализм и реформизм, а также отрица­тельное отношение к революции. С самого начала аксиомой консерва­тивной идеологии и политики было признание необходимости сохра­нить неравенство людей. Основатели консерватизма считали, что не­равенство в общественном положении верхов и низов служит весьма сильным стимулом для развития общества, побуждая первых сохра­нять свое положение, а вторых — стремиться пробиться наверх, в ряды первых. Со временем консервативная идеология и политика многое заимствовали из теоретического арсенала либерализма.

После Второй мировой войны западноевропейскому консерватиз­му пришлось приспосабливаться к новым историческим условиям, и одной из форм такого приспособления стало появление христиан-ско-демократических партий. Христианская демократия отражала значительную часть политического спектра Западной Европы — от со­циал-реформизма до правого консерватизма. В политическом курсе христианской демократии в самых разнообразных сочетаниях сущест­вовали либеральные и консервативные тенденции. Это во многом оп­ределялось широкой социальной базой христианско-демократического движения. В годы холодной войны христианская демократия в значи-

44Глава III. Идеологический фактор политических конфликтов

тельной степени сместилась вправо, а ее идеология сблизилась с клас­сическими консервативными традициями.

Сегодня консервативные тенденции наиболее явно прослеживают­ся в политическом курсе Республиканской партии США. Ее теорети­ками были сформулированы основные положения неоконсерватизма, воспринятые и в западноевропейских странах. В основе системы идей­ных ценностей современного консерватизма лежат следующие убеж­дения: в безнадежном несовершенстве природы человека, под маской цивилизованного поведения которого скрываются неразумие и гре­ховность; в ограниченности человеческого разума и, следовательно, важности универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией; в особой роли, которая принадлежит в этой связи традициям, институтам, символам, ритуалам и даже пред­рассудкам; в ненадежности прогресса ввиду ограниченности поступа­тельного движения, на которое способно общество; в естественном — физическом и умственном — неравенстве людей; в необходимости су­ществования общественных классов и групп, а значит, и в безрассуд­ности попыток социального уравнивания с помощью силы закона; в несовершенстве правления большинства, подверженного ошибкам и склонного к потенциальной тирании, и в связи с этим — в желатель­ности рассредоточения и сбалансирования политической власти; в важ­нейшей роли частной собственности как гаранта личной свободы и со­циального порядка.

Представители неоконсерватизма считают, что основой всякого общества является предприниматель, выполняющий важнейшие эко­номические функции, прежде всего инвестирующий в производство бüльшую часть своих доходов. Разумная экономическая политика должна защищать предпринимателя от сверхвысоких налогов. Спо­собствуя образованию свободных капиталов, такая система стимули­рует предложение капитала, а значит, содействует экономическому росту. Положение основной массы населения экономическая концеп­ция неоконсерватизма рассматривает лишь как функцию от развития капитала. Если возрастут капиталовложения, увеличится объем про­дукции, то население окажется вовлеченным в производственный про­цесс и получит непосредственный материальный выигрыш. Этот вы­игрыш перекроет те потери, которые понесут трудящиеся в результате жесткой экономии, сокращения общественных расходов и социальных субсидий. А забота о беднейших и нетрудоспособных слоях населения должна возлагаться не на государственную систему обеспечения, а на частную благотворительность.

§ 2. Основные идеологические течения о путях разрешения конфликтов 45

Неоднозначно отношение неоконсерваторов к проблемам демокра­тии. С одной стороны, они декларируют свою приверженность поли­тической демократии. Некоторые идеи неоконсерватизма и практиче­ские действия их сторонников имели антибюрократическую направ­ленность и тем самым способствовали расширению демократических инициатив гражданского общества. С другой стороны, для неоконсер­ваторов характерен узкий подход к проблемам демократии, которую они стремятся ограничить лишь сферой чистой политики. Неоконсер­вативной идеологии свойственны элитаристские и патерналистские подходы к проблеме непосредственного участия масс в политике, что находится в противоречии с процессами повышения уровня образова­ния, гражданской политической культуры, формирования личного достоинства значительной части населения западных стран.

Чрезмерный акцент на экономическую эффективность не позволя­ет консерваторам дать адекватные ответы на многие вопросы, которые ставит действительность западных стран в последние десятилетия, хо­тя практический курс неоконсерваторов в некоторых странах принес несомненные экономические успехи. Однако реальная политика кон­сервативных правительств далеко не полностью соответствует реко­мендациям неоконсервативных идеологов, так как демонтаж в полном объеме системы социальных гарантий был бы чреват серьезными со­циально-политическими потрясениями. В целом можно сказать, что консерваторы всегда стремились к разрешению общественных кон­фликтов на основе существующих традиций, в рамках закона, отдавая предпочтение социально-политической стабильности и порядку. В об­ласти международных отношений консерваторы исходят из необходи­мости противостоять угрозам национальной безопасности и готовы для этого использовать военную силу.

Самое влиятельное политическое движение, ориентирующееся на социалистические ценности, — социал-демократия. В момент своего возникновения социал-демократическое движение базировалось на марксисткой платформе, одним из элементов которой было признание необходимости революционного преобразования капиталистического общества. Духовным отцом современной концепции демократическо­го социализма и основателем реформистского течения внутри социал-демократии стал Э. Бернштейн. Он поставил ряд вопросов, связанных с тенденциями экономического и социально-политического развития капиталистических стран в конце XIX в. Задачу социалистическо­го движения Бернштейн видел во внедрении в общественную жизнь

46Глава III. Идеологический фактор политических конфликтов

принципов солидарности, товарищества, справедливости в условиях мирной эволюции капиталистической экономики и развития демо­кратических институтов. Историческим рубежом в идейной эволюции социал-демократического движения стал учредительный конгресс Со­циалистического Интернационала во Франкфурте-на-Майне, состо­явшийся в 1951 г. В принятой конгрессом декларации «Цели и задачи Социалистического Интернационала» был провозглашен мировоз­зренческий нейтралитет социал-демократического движения. В дек­ларации указывалось, что независимо от того, выводят ли социалисты свои убеждения из результатов марксистского или иного анализа, ли­бо из религиозных и гуманистических оснований, все они стремятся к общей цели — обществу, где будет торжествовать социальная справед­ливость, лучшая жизнь, свобода, мир. Интегрирующей идейной кон­цепцией социал-демократии стала концепция демократического со­циализма как «третьего пути» между капитализмом и коммунизмом. Социал-демократы трактуют демократический социализм как об­щество будущего, к которому они стремятся, и как длительную поли­тическую стратегию социал-демократических партий, направленную на реформирование общества на основе принципов социальной спра­ведливости, свободы, солидарности, мира, равенства и братства. Важ­нейшие составляющие демократического социализма как идеологии и политической стратегии — четыре основные цели:

♦ политическая демократия;

♦ экономическая демократия;

♦ социальная демократия;

♦ международная демократия.

Политическая демократия означает неприятие любых диктатор­ских или авторитарных форм правления, признание и отстаивание правового государства и прав человека. Социал-демократы выступают за свободу слова, профсоюзного движения, за политический плюра­лизм, предусматривающий возможность свободной смены у руля го­сударственной власти партий в зависимости от результатов выборов.

Экономическая демократия означает внедрение демократических принципов в экономическую жизнь государства, создание такой сис­темы, в которой доминировали бы интересы всего общества, а не част­ной прибыли. В то же время социал-демократы не стремятся к отмене частной собственности, частной инициативы и рыночной экономики. Они признают смешанную экономику, сочетание различных укладов;

§ 2. Основные идеологические течения о путях разрешения конфликтов 47

в большей степени, чем либералы или консерваторы, привержены го­сударственному регулированию в экономической и социальной сфе­рах общества.

Социальная демократия — более высокая ступень осуществления принципов демократического социализма по сравнению с политиче­ской и экономической демократией, когда эти принципы пронизыва­ют все сферы общества. Социальная демократия означает торжество основных ценностей — свободы, справедливости и солидарности — при высоком уровне материального благосостояния всех членов общества.

Международная демократия воплощается в демократизации меж­дународных отношений, исключении войны и насилия, угнетения и эксплуатации народов.

Следует отметить, что при решении экономических и политиче­ских проблем на национальном уровне социал-демократы не всегда действовали в соответствии с официально провозглашенными прин­ципами, предпочитая прагматический подход, направленный на при­влечение голосов избирателей.

В 1989 г. XVIII Конгрессом Социнтерна был принят новый доку­мент — «Декларация принципов Социалистического Интернациона­ла». В этом документе анализируются те изменения, которые произош­ли в мире, целью демократического социализма провозглашается та­кое международное устройство, при котором можно будет укрепить основные ценности человеческой цивилизации, а каждый человек по­лучит возможность развивать свои личные качества и таланты, поль­зуясь гарантиями гражданских прав в демократическом обществе. В документе подтверждается приверженность традиционным ценно­стям социал-демократии, указывается на различия между позициями социал-демократов, либералов, консерваторов и коммунистов в пони­мании этих ценностей. Если либералы и консерваторы придают ос­новное значение принципу личной свободы в ущерб справедливости и солидарности, то коммунисты стремятся обеспечить равенство и со­лидарность за счет свободы, а социал-демократы придают этим принци­пам одинаково важное значение. На рубеже XX–XXI вв. международ­ная социал-демократия вынуждена искать ответы на вызовы глобали­зации. Пока выработать собственную альтернативу неолиберальной модели этого процесса социал-демократам не удалось, но они по-преж­нему активно выступают за поиск новых решений многочисленных проблем современного мира, мирных путей урегулирования внутрен­них и международных конфликтов.

48Глава III. Идеологический фактор политических конфликтов