Альберт Бандура: цикл моделирования
внимание[выборочное] | Наблюдение за поведением, которое является причиной позитивного поощрения или предотвращает какие-то негативные условия, может быть сильнейшим стимулом к вниманию, сохранению и в дальнейшем (в похожей ситуации) выстраиванию такого же поведения. Важно внимание к деталям — умение замечать и детализировать ключевые моменты. |
запоминание | Образное кодирование. По мере того как человек наблюдает модельные стимулы, в процессе сенсорного научения возникают относительно стойкие и легко воспроизводимые образы того, что было увидено. Пока небыло языка это был доминантный способ. Вербальноекодирование. Речевые описания (коды) могут внутренне повторяться без открытого выстраивания поведения; например, человек может мысленно «проговорить», что надо сделать, чтобы улучшить сложные моторные навыки (например, спуск с горы на лыжах). Несут значительную информацию, накопленную ранее. Как описание этого цикла В случаях сложных навыков недостаточно простого наблюдения, чтобы гладко и точно выполнить действие. Постоянная практика в выполнении последовательности движений (и коррекция на основе информативной обратной связи) имеет большое значение. |
раскодированиедействиями | Никакая закодированая модель не будет работать если в ней отсутствует информация о том как описаное делать с помощью простых наблюдаемых поведенческих конкретных действий. Кроме того действия должны соответствовать текущему уровню способностей данного человека. |
мотивация кисполнению | При наличии подкреплениямоделирование или научение через наблюдение быстро переводится в действие. Позитивное подкрепление не только увеличивает вероятность открытого выражения или фактического выстраивания требуемого поведения, но также влияет на процессы внимания и сохранения! |
Человек может приобрести и сохранить навыки, даже обладать способностями для искусного выстраивания моделируемого поведения, но научение редко можно превратить в открытое выполнение, если онопринято негативно (окружением и/или мной).