Нормы и патология — здоровая личность
Структура личности
Адлер назвал свою психологию индивидуальной, что в переводе с латинского означает неделимый. Он считал человека целостной сущностью, которую нельзя разделить на какие-то куски. Притом, что важно: целое человек составляет и со всеми другими людьми своего окружения. Так появилась идея социального интереса.
Вместо частей личности Адлер ввёл понятие стиля жизни (как буду достигать целей). Стиль жизни конкретного человека формируется из биологических предрасположенностей и в куда большей степени изсоциальной ситуации вокруг: очень влияет порядок рождения.
Динамика личности
Что движет личностью
Движущими силами человечества и конкретного индивида считал: при сотрудничестве с Фрейдом агрессию, потом пересмотрел настремление к власти / маскуллиный протест и далее пришел к выводу, что фундаментальный единственный врождённый мотив всех людей —стремление к преводсходству / совершенству / идеальной цели, то есть бесконечный рост. | Откуда берётся желание превосходства? Дело в том, что Адлер иследовал в самом начале своей карьеры физиологическуюкомпенсацию: когда люди, рождённые с дефектом какого-то органа, развили его лучше всех окружающих. Он предположил, что подобное происходит и в психологической реальности: мы рождаемся беспомощными и зависим от взрослых, тем самым от опыта бессилия крепнет наше чувство неполноценности. |
Для компенсации / преодоления неполноценности мы желаем что-то сделать и это что-то оформляется в конкретную цель. Адлер назвал её фиктивной целью. В достижении этой цели человек находит смысл жизни, но на самом деле это всего лишь персональный идеальный образ будущего (концепция фиктивного финализма). Всё что происходит с ним в настоящем и во воспоминаниях воспринимается через призму этого образа (схема апперцепции).
Этапы/стадии развития личности
В первые пять лет формируется стиль жизни. Дальше формируется жизненный план и цель, двигаясь к который укрпеляется чувство превосходства / уменьшается чувство неполноценности. Творческое «Я»: человек имеет силу выбирать и корректировать планы, цели и даже (!) стиль жизни.
В процессе развития формируются установки, связанные со стилем жизни. Их можно классифицировать по двум шкалам: активности и социальной полезности.
Типы:
o управляющий (активный асоциальный),
o берущий (асоциальные),
o избегающий (пассивные асоциальные),
o социально-полезный активный.
Практическое применение
Нормы и патология — здоровая личность
Здоровый человек по Адлеру это обладатель высокого социального интереса: сотрудничающий с людьми на равной основе.
Существует ложная компенсация чувства неполноценности — уход в болезнь.
Чрезмерная опека, оставленность родителями или физическое отклонение может вызывать комплекс неполноценности: преувеличенное болезненное чувство собственного бессилия. Сформирует берущийили избегающий тип.
Чрезмерная (гипер) компенсация может вызватькомплекс превосходства: ощущения себя лучше других людей, выпячивание этого на показ. Похоже на наркотик, так как для нормального самочувствия требуется периодически «опускать» других людей. Сформирует управляющий тип.