В процессе чтения редактор должен выявить логические связи между понятиями и фактами, а затем проверить правильность этих связей.

Вопрос достоверности фактического материала литературного произведения связывается, с одной стороны, с поиском фактических ошибок (ложный фактов и неточностей и, с другой, - с сами процессом постижения истины. Перед редактором стоит задача определить достоверность отдельных фактов и произведения в целом.

Способы проверки фактического материала весьма разнообразны. Это осмысление содержания, логический анализ, предполагающий установление реальных связей и отношений между фактами, а также комментирование, аргументация. Сопоставление, сравнение фактов и многие другие операции, которые являются серьезной умственной работой. Это и подсчеты, и сверка материалов с авторитетными источниками,, требующие главным образом внимательности, сосредоточенности, исполнительности.

При анализе содержания произведения требуется определить целесообразную степень точности фактического материала в каждом конкретном случае. Когда в редакторской практике используется понятие "точность", имеется в виду не синоним достоверности, а другое значение этого слова - та или иная степень соответствия действительности. Материал произведения может быть достоверным, но неточным, а неточность в свою очередь может привести к ложным данным.

Уместность фактического материала зависит от его логической значимости, степени достоверности, точности, научности, новизны, а также от психологической, эстетической и эмоциональной насыщенности. Понятие "уместность фактического материала" связывается с прогнозируемым воздействием на читателя не только на рациональном, но и на эмоциональном уровне.

51. Правила работы с фактами при редактировании. Проверка фактов.
Работа литературного редактора с фактологической основой текста

Факт – любой элемент внетекстовой действительности, нашедший отражение в тексте. Анализируют факт с двух сторон: смотрят, как он работает на раскрытие темы и насколько он верен.

Этапы фактологического анализа:

1. оценка значимости факта для текста; здесь можно выделить три вида фактов:

а) собственно информация, которая сообщается в тексте, т.е. те факты, которые составляют ядро текста

б) факты, которые приводятся в качестве аргументов и оснований для общих утверждений

в) иллюстрации, дополняющие то или иное наблюдение

2. оценка достаточности количества фактов для убеждения аудитории

3. оценка того, не перегружен ли текст малозначительными подробностями

Приёмы проверки фактов:

1. конкретизация представления

 

Роли цитат:

1. для формирования отношения к теме материала

2. для дискредитации цитируемого автора

3. информационная

При проверке цитат важно:

1. точно знать её автора. Авторство не указывается при недословном цитировании, аллюзии

2. не искажать идею оригинала, особенно если цитата вырвана из контекста

3. цитаты не должны быть нанизаны одна на другую

 

52. Работа редактора с цифрами и статистикой.
Работа литературного редактора с логической основой текста

 

Знание логики помогает редактору отстаивать свою позицию перед автором и прогнозировать воздействие материала на аудиторию. Причины логических погрешностей:

1. нечёткость мышления

2. неоформленность темы, т.е. автор сам для себя не до конца решил, о чём хочет написать

3. недосмотр автора

4. неучёт побочных ассоциаций и интерпретаций

Единицы логического анализа:

1. понятие – предмет по его существенным признакам

2. суждение – мысль, в которой подтверждается или отрицается существование предмета, устанавливается связь между предметами

3. логические связки

4. единицы сверхфразового уровня (единицы композиции)

Процедура логического анализа:

1. выделение смысловых единиц и приведение суждения к наиболее простой форме

2. соотнесение логических единиц между собой, с контекстом и с собственными знаниями

Отношения между понятиями:

1. включение – одно понятие полностью входит в состав другого («курица» и «домашняя птица»)

2. равнообъёмность – понятия совпадают по объёму («Толстой» и «автор романа «Война и мир»)

3. перекрещивание понятий – частичное совпадение («роман» и «сатирическое произведение»)

4. несовпадение понятий («стол» и «стул»)

5. контрарность – расположение понятий по разные стороны какой-либо шкалы («добрый» и «злой»)

6. контрадикторность – понятия исключают друг друга («известный» и «неизвестный»)

Основные логические законы применительно к редактированию:

1. Закон тождества – каждая мысль должна иметь определённое содержание и не изменять его; в противном случае происходит подмена понятия

2. Закон противоречия – невозможно утверждать и отрицать что-либо одновременно

3. Закон исключения третьего

4. Закон достаточного основания