ERP-системы могут быть установлены как на промышленных предприятиях, так и в организациях сферы услуг: банках, страховых компаниях, образовательных учреждениях.

АСУ

Автоматизированная система управления (АСУ) -это совокупность экономических и математических методов, технических средств организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.

Основное назначение АСУ – получение высокой эффективности разработки, внедрения и эксплуатации различных по назначению производственных систем.

Понятие “Автоматизированная система управления” в России стало использоваться в 50-е годы ХХ века. Интенсивное применение таких систем начинается в 1970–1980-е годы. Оно было направлено в основном на облегчение рутинных операций.

Появление АСУ обусловлено необходимостью совершенствования организационной структуры управления предприятием, организацией, учреждением и т.п. Ныне это необходимый элемент многих отраслей знаний и хозяйства страны. АСУ представляет собой совокупность коллектива людей и комплекса программно-технических средств, т.е. является человеко-машинной системой, базирующейся на экономико-математических методах управления, использовании средств ЭВМ.

Автоматизация базируется на широком использовании средств вычислительной техники (СВТ) и необходимого для них ПО. В качестве технических средств АСУ получили использование многомашинные, многопроцессорные комплексы, образующие с помощью ЭВМ и информационных сетей распределенные системы обработки информации. При реализации АСУ обычно применяются автоматизированные рабочие места и участки.

Решаемые в АСУ задачи делят на задачи, требующие немедленного ответа и допускающие определённую его задержку по времени выполнения.

 

4.Интегрирование АСУ.

Интегрированные автоматизированные систе­мы управления промышленными предприятия­ми – термин, возникший и широко распространенный в 1980-1990-е гг. в связи с необходимостью объединения в единую систе­му разнообразных автоматизированных систем, разрабатывав­шихся на предприятии.

Определение ИАСУ и проблемы интеграции. Требования по по­вышению уровня организации производства, обеспечению чет­кой координации действий подразделений предприятия могут быть выполнены путем интеграции всех функций управления в единую интегрированную систему управления (ИАСУ). Данная система комплексно обеспечивает автоматизацию процессов стратегического планирования, экономического и технического развития предприятия, маркетинговых и научных исследований, проектирования новых видов продукции, управления техничес­кой подготовкой производства, текущей производственно-хо­зяйственной, сбытовой и финансовой деятельностью и автомати­зацию управления основными и вспомогательными технологи­ческими операциями.

Сущность интеграции системы управления предприятием заключается в следующем:

-согласовании целей и критериев их оценки всех компонен­тов системы;

-решениикомплексов задач, обеспечивающих достижение целей;

-обобщении информации (при передаче с нижнего уровня на верхний) или дифференциации информации (при передаче с верхнего уровня на нижний);

получении общего экономического эффекта, превышающе­го простую сумму эффектов отдельных компонентов (синергетический эффект-возрастание эффективности деятельности в результате соединения).

Под интегрированными автоматизированными системами уп­равления (ИАСУ)- понимаются многоуровневые человеко-машин­ные системы, которые решают задачи: управления эконо­микой предприятия, административной деятельностью, исследо­ваниями конъюнктуры рынка, реализацией товаров, а также за­дач проектирования изделий, технической подготовки производ­ства, организации и управления технологическими процессами.

Решение проблем интеграции заключается в применении системного подхода к проектированию, разработке целевых программ создания ИАСУ, адаптации и идентификации ее ком­понентов, объединении фаз жизненного цикла ИАСУ. Интегра­ция может рассматриваться в различных направлениях, а имен­но: функциональная, информационная, программная, техничес­кая, организационная.

 

5.Единое информационное пространство - представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Иными словами единое информационное пространство состоит из следующих основных компонентов:

-информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

-организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

-средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

 

6. MRP. (Material Requirements Planning, MRP- Планирование потребности в материалах) — методология, используемая в управлении производством и обеспечивающая разработку планов и графиков поставки материалов и комплектующих для обеспечения заданной программы производства.

История появления и развития MRP-систем.

В докомпьютерную эпоху все задачи по контролю за наличием материалов и комплектующих выполнялись персоналом предприятия вручную. С этой целью применялись карточки складского учёта, в которых указывалась информация о поступлении и расходовании материала. Такая система действовала медленно, зачастую давала сбои в результате неизбежных ошибок и неточностей, вызванных человеческим фактором. В результате её использования возникали периоды, в течение которых производство простаивало из-за отсутствия материала.

С началом повсеместной автоматизации в 60-е годы XX века программисты нашли применение вычислительным системам в планировании деятельности предприятия (в частности, производственных процессов). Разработанный ими метод получил название MRP и приобрёл широкое распространение во всём мире. Фактически, с появлением MRP-систем заказы на пополнение складов стали формироваться по мере необходимости и в нужном объёме.

В конце 70-х XX века возможности MRP-систем были расширены за счёт реализации идеи воспроизведения замкнутого цикла. В частности, были добавлены следующие функции:

контроль соответствия количества произведённой продукции количеству используемой продукции;

составление регулярных отчётов о задержках заказов, объёмах и динамике продаж и поставщиках.

Дальнейшее усовершенствование системы вызвало преобразование системы MRP с замкнутым циклом в расширенную модификацию, которую впоследствии назвали MRP II (Manufactory Resource Planning). Эта система была создана для эффективного планирования всех (в том числе, финансовых и кадровых) ресурсов производственного предприятия.

 

Основные информационные элементы MRP-системы.

Система планирования материальных потребностей рассчитывает план закупок необходимых компонентов и план производства на основании спецификации изделия, прогнозируемого спроса и технологических нюансов производства. MRP-система также может самостоятельно рассчитывать сроки исполнения и план производства.

В результате система выдаёт план заказов с оперативными изменениями и ряд служебных отчётов. Классическая MRP-система выдает на выходе следующие результаты:

План Заказов. Он определяет, какое количество каждого материала должно быть заказано в каждый рассматриваемый период времени в течение срока планирования. План заказов является руководством для дальнейшей работы с поставщиками и, в частности, определяет производственную программу для внутреннего производства комплектующих, при наличии такового.

Изменения к плану заказов. Они являются модификациями к ранее спланированным заказам. Ряд заказов могут быть отменены, изменены или задержаны, а также перенесены на другой период.

 

7.ERP-(Enterprise Resource Planning- планирования ресурсов предприятий). Это система планирования ресурсов предприятия, предполагающая:

прогнозирование;

управление проектами и программами;

ведение информации о продукции и технологии;

управление затратами, финансами, кадрами и т.д.

Проект системы ERP является проектом реорганизации всего бизнеса.

В основе ERP-систем лежит принцип создания единого хранилища (репозитария) данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию:

финансовую информацию;

производственные данные;

данные по персоналу

и др.

ERP-система — это набор интегрированных приложений, позволяющих создать интегрированное информационное пространство для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия.

В ERP-системах реализованы следующие основные функциональные блоки:

Планирование продаж и производства;

Управление спросом;

Укрупненное планирование мощностей;

Основной план производства (план-график выпуска продукции).

Планирование потребностей в материалах.

Спецификация изделий;

Проверка и корректировка цеховых планов по мощностям;

Управление закупками, запасами, продажами;

Управление финансами;

Управление затратами (учет всех затрат предприятия и калькуляция себестоимости готовой продукции или услуг);

Управление проектами/программами.

Наиболее распространенные в России системы класса ERP:

SAP

Baan

Галактика

Парус

1С: Предприятие 8

Dynamics Ax

Cognos

Navision Attain и Navision Axapta

 

8.Аренда EPR/MRP. Системы класса ERP - это набор интегрированных приложений, позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия.

В состав практически любой ERP-системы входит следующий набор подсистем:

производство;

снабжение и сбыт;

хранение;

техобслуживание оборудования и произведенной продукции;

финансы.

ERP-системы - последнее достижение в эволюции автоматизированных интегрированных систем управления предприятием. Их непосредственными предшественницами были MRPII-системы (Manufacture Resources Planning - планирование производственных ресурсов).

ERP-системы могут быть установлены как на промышленных предприятиях, так и в организациях сферы услуг: банках, страховых компаниях, образовательных учреждениях.

Внедренная MRP/ERP-система может помочь компании привлечь инвестиции. MRP/ERP-системы делают бизнес компании более прозрачным, что повышает доверие к нему со стороны инвесторов. Это особенно актуально в российских условиях.
Следует добавить, что существуют российские разработки MRP-систем ("Галактика", "Парус", "Босс"), однако часто выбор отечественных предприятий падает на аналогичные западные системы. Мотивом такого решения, как правило, является желание привлечь западные инвестиции: обычно иностранные акционеры, инвесторы, консультанты требуют, чтобы на предприятии была установлена знакомая им система.
Говоря о внедрении информационных управленческих систем, следует различать:

производителей систем и их официальных дистрибуторов, поставляющих программное обеспечение;

консалтинговые компании, которые непосредственно занимаются внедрением систем, консультируют по принципам работы с ними и занимаются техническим сопровождением.

Существует два основных момента, существенно влияющих на решение компаний о внедрении MRP/ERP-систем:

высокая стоимость приобретения и установки ПО;

длительность и трудоемкость внедрения.

Высокая стоимость MRP/ERP-систем. В ней выделяется несколько составляющих:

цена одной лицензии, то есть,цена одного рабочего места: для ведущих ERP-систем от 2 до 8 тыс. долл;

для MRP/ERP-ценасистем среднего класса - от 1,5 до 5 тыс. долл.;

цена консалтинга, внедрения и сопровождения: как правило, она находится в промежутке от 100 до 500% от стоимости системы;

цена обучения пользователей- зависит от маркетинговой политики фирмы-производителя системы или консалтинговой компании: например, у SAP R3 стоимость обучения одного человека в неделю составляет 1500 долл., у Baan - от 1000 долл.

Некоторые компании снижают стоимость покупки системы за счет уменьшения количества покупаемых лицензий. Действительно, совсем не обязательно покупать лицензии для всех предполагаемых пользователей системы, то есть в соотношении 1:1. Например, на среднем предприятии с системой обычно работает около 50 пользователей. Можно для этих 50 человек купить не 50 лицензий, а, скажем, 25 лицензий, при этом одновременно с системой будет работать не 50 управленцев, а 25. При необходимости можно постепенно докупать недостающие лицензии.

Долгое и сложное внедрение. Внедрение MRP/ERP-систем, как правило, требует серьезного пересмотра внутренней логики работы компании, реинжиниринга бизнес-процессов. Это в большой степени касается российских предприятий: если не перестроить существующие системы производственного планирования на работу в рыночных условиях, когда главенствующими становятся не показатели выпуска, а существующий портфель заказов и прогнозная оценка спроса на продукцию, то говорить о внедрении MRPII/ERP-систем бессмысленно.