Вопрос 10. Основные принципы построения анкеты: соотношение программной логики вопросов и логики построения анкеты.

Структура анкеты. Любая анкета состоит из 3-х основных блоков:- установление контакта с респондентом- основные вопросы- заключительные вопросы (обычно о социально-демографических характеристиках объектов).Анкете обычно предшествует блок «вступление», обычно бывают комментарии, инструкции.Основные принципы построения анкеты:- различение программной логики вопросов и логики построения анкеты, - учитывать специфику целевой аудитории,- использование смысловых блоков примерно одинакового объема - по уровню сложности вопросы должны располагаться в следующем порядке: простые - сложные – простые - очень сложные – простые ,- учет порядка задавания вопросов (сначала частные, потом общие)

 

Вступление:

· Название компании-организатора

· Объяснение цели исследования

· Обоснование важности темы, почему респондент должен отвечать на вопрос

· Объяснение способов заполнения анкеты

· Гарантии анонимности (или хотя бы конфиденциальности)

Контактные вопросы:

Первые вопросы, выполняют функции:

· Установление контакта

· Пробуждение интереса к теме исследования

· Завоевание доверия

· Укрепление респондента

· Обеспечение продолжения беседы

Требования к контрольным вопросам:

· Должен быть максимально широким

· Простым и легким для ответа

· Желательно чтобы вызывал позитивный ответ у большинства респондентов

· Должен быть понятен всем респондентам

Для каждой темы свой контактный вопрос. Пример: «как вы считаете, ситуация в городе в последнее время улучшилась/ухудшилась/изменилась».

Заключение (и в заключение несколько вопросов о вас):

· Пол, возраст, религия

· Доходный статус

Порядок следования вопросов. Обычно рекомендуется задавать вопросы основываясь на логике чередования.

3 способа конструирования вопросов:

· Прямая воронка (сначала более общие, потом более конкретные)

· Обратная воронка (от более конкретных к более общим, переменные включаются во все более широкие вопросы)

· Батарея вопросов (использование вопросов одинакового уровня сложности)

Есть еще постадийная техника развертывания темы.

1. фильтрующий вопрос

2. прямой вопрос (общая направленность сложившегося мнения)

3. дихотомический (два суждения противоположных, нужно выбрать одно)

4. открытый вопрос (основания оценки, мнение)

5. шкальный вопрос (определяет интенсивность мнения)

Вопрос и его структурные элементы.

Вопрос – специально разработанное социологом вопросительное высказывание, адресованное респонденту и требующее от него более-менее содержательного ответа интересно, это кто-нибудь читает кроме крапа?. Вопрос всегда сопровождает информация о том, где и как должен быть записан ответ.

Содержание структуры вопроса:

· как текст, записанный в анкете

· как способ классификации получаемых ответов (варианты ответа)

· как искомая информация, связь с изучаемым концептом

Логическая структура вопроса:

· Описание известного («В … состоятся выборы»)

· Указание на отсутствующую информацию, кот нужно узнать у респондента («Вы будет участвовать в выборах?»)

Критерий Виды Суть, описание Пример
Цель Программный Цель исследования конкретизируется в серии задач  
Анкетный Вопросы, задаваемые респонденту в результате интерпретации и операционализации сложных вопросов
Наличие вариантов ответа Закрытый Наличие специально подготовленного списка, с которым можно согласиться или нет  
Полузакрытый Список возможных вариантов, но можно и дополнительно написать, есть вариант «Другое» Откуда вы узнали о нашем магазине?
Открытый Без вариантов ответа (но закрытый для интервьюера) Как бы вы оценили свое материальное положение?
Содержание Факторграфический Вопрос о факте В каком году вы родились?
Информационный Направлен на выявление знания по теме/проблеме Кто написал «Крейсерову сонату»?
Аттитьюдный На выявление оценки Какие профессии вы считаете престижными?
Поведенческий Об особенностях поведения Случалось ли вам ходить в кино?
Функции Основной Ключевые темы, рассматриваемые в ходе исследования  
Специальный: Не для получения информации, а для адаптации  
  Фильтр Позволяет выделить более узкую группу, задаются специальные вопросы Состоите ли вы в политической партии/движении?
Контрольный Несогласованность ответов респондента по некой теме, насколько логична и связанна позиция респондента Насколько вы удовлетворены работой?, далее Хотите ли вы сменить работу?
Ловушка Уровень искренности, социальной желательности Какие книги вы прочли? (включаются несуществующие книги)
Буферный вопрос Разбавляет монотонность однотипных вопросов Как вы проводите время?
Уровень опасений Нейтральный Не вызывает опасений, не затрагивает социально неодобряемое поведение. Какие из этих ценностей плохи? (включается наркомания)
Сенситивный Затрагивает социально неодобряемое поведение. Приходилось ли вам пробовать марихуану?
Число возможных ответов Дихотомический Два варианта ответа Вы участвовали в последних выборах?
Альтернативный Один ответ из списка возможных Стало ли лучше жить?
Множественный выбор (вопрос-меню)   Какие современные проблемы беспокоят вас больше всего?
Соотношение явной и скрытой цели исследования Прямые Одинаково трактуемые исследователем и респондентом Вы поддерживаете митинг об отставке правительства?
Косвенные Исследователь получает информацию о вопросе, который он не задавал Кто виноват во всех бедах России?
Адресант Личный Адресованный лично респонденту Насколько вы интересуетесь выборами в ГосДуму?
Безличный Вопрос о некой общности Люди интересуются выборами в ГосДуму?
Реальность Реальная ситуация То, что было на самом деле Пользовались ли вы страхованием?
Проективная Возможное поведение Если бы вас просили, за кого вы будет голосовать?
Способ предъявления Вербальный Без особых материалов  
Графический Использование графических материалов Предлагается лесенка, расставьте элементы.