Структура научного метода познания-

Структура научного познания, о которой мы говорили выше, представляет собой способ научного познания или научный метод. Метод это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Современная наука основывается на определенной методологии – то есть совокупности используемых методов и учений о методе. Система методов научного исследования включает в себя, во-первых, методы применяемые не только в науке, но и в других отраслях знания, во-вторых, методы применяемые во всех отраслях науки и. В-третьих, методы специфические для отдельных определенных разделов науки, отдельных научных дисциплин. Среди всеобщих методов, характерных для всех сфер человеческого познания можно выделить такие методы как:

анализ – расчленение целостного предмета на составные части (стороны признаки отношения) с целью их более глубокого изучения.

синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.

абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений.

обобщение – прием мышления – в результате исследования, в результате которого общие свойства и признаки целого класса объектов.

индукция.

дедукция.

аналогия – прием познания при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается заключение об их сходстве по другим.

моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), воспроизводящей оригинал с определенной точки зрения интересующей исследователя.

классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком ( особое значение имеет в описательных науках6 геологии, географии, некоторых разделах биологии).

 

Научный метод как таковой разделяется на методы используемые на каждом уровне исследования. Таким образом, выделяются эмпирические и теоретические методы.

 

Эмпирические методы:

наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.

описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, он позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

 

Научные методы теоретического уровня исследования:

формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.

аксиоматизацию – построение теорий на основе аксиом (утверждений доказательства истинности которых не требуются).

гипотетико-дедуктивный метод – создание систем дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

4 Натурфилософия Древней Греции.Геоценрическая модель мира.-Начиная с IV века до н. э. греческие мыслители строят геометрические модели мира, призванные объяснить движение небесных светил. Рождению новой космологической модели способствовал самый выдающийся ученый Древней Греции – Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). На основе достижений всей греческой науки он создал единую научную систему, сформировал детально разработанное мировоззрение. Аристотель превратил сведения о видимых небесных явлениях и движениях светил в стройную теорию – систему мира. Система мира по Аристотелю основывалась на четырех принципах, являвшихся синтезом всей греческой науки.

 

Принципы, лежащие в основе геоцентрической системы мира

 

Небесный свод (сфера неподвижных звезд) – опора для звезд и граница между небом и землей. Он за сутки делает полный оборот вокруг оси, соединяющей северный полюс неба с южным. Ось вращения пересекается с небесной сферой в двух неподвижных точках – полюсах мира. Принцип сохранился до Коперника.

 

Одухотворенность небесных тел: звезды, как и другие небесные тела, обладают душой, приводящей их в движение. 5 Сущность учения Анаксимандра и Аристотеля о строении Вселенной- -Аристотелем былонаписано много работ.В одной под названием -"Физика"-он рассматривает вопросы о материи и движении,о пространстве и времени,о конечном и бесконечном,о существующих причинах.В другой работе - "О небе"- он привел два веских доводав пользу того,что Земля не плоская тарелка ,а круглый шар.Он догадался,что лунные затмения происходят тогда,когда Земля оказывается между Луной и Солнцем.Земля всегда отбрасывает на Луну круглую тень,а это может быть лишь в том случае,если Земля имеет форму шара.Однако он полагал что Земля неподвижна,а Солнце,Луна,планеты и звезды обращаются вокруг нее по круговым орбитам.Также Аристотелю удалось вычеслить длину экватора.Правда она была в два раза больше,чем на самом деле. 6 Плотолемеевская модель мира-Птолемеевская система не только не позволяла давать точные предсказания; она также страдала явной несистематичностью, отсутствием внутреннего единства и целостности; каждая планета рассматривалась сама по себе, имела отдельную от остальных эпициклическую систему, собственные законы движения. В геоцентрических системах движение планет представлялось с помощью нескольких равноправных независимых математических моделей. Для объяснения петель движения данной планеты предполагалось помимо движения по деференту движение по своей группе эпициклов, никак не связанных, вообще говоря, с эпициклами и деферентами других планет. Строго говоря, геоцентрическая теория не обосновала геоцентрической системы, так как объектом этой теории система планет (или планетная система) не являлась; в ней речь шла об отдельных движениях небесных тел, не связанных в некоторое системное целое. Геоцентрические теории позволяли предвычислять лишь направления нa небесные светила, но не определить истинную удаленность и расположение их в пространстве. Птолемей считал эти задачи вообще неразрешимыми. Установка на поиск внутреннего единства и системности была той основой, вокруг которой концентрировались предпосылки создания гелиоцентрической системы.Создание гелиоцентрической теории было связано и с необходимостью реформы юлианского календаря, в котором две основные точки — равноденствие и полнолуние — потеряли связь с реальными астрономическими событиями. Календарная дата весеннего равноденствия, приходившаяся в IV в. н.э. на 21 марта и закрепленная за этим числом Никейским собором в 325 г. как важная отправная дата при расчете основного христианского праздника Пасхи, к XVI в. отставала от действительной даты равноденствия на 10 дней. Еще с VIII в. юлианский календарь пытались совершенствовать, но безуспешно. Латеранский собор, проходивший в 1512—1517 гг. в Риме, отметил чрезвычайную остроту проблемы календаря и предложил ее решить ряду известных астрономов, среди которых был и Н. Коперник. Но он ответил отказом, так как считал недостаточно развитой и точной теорию движения Солнца и Луны, которые и лежат в основе календаря. Однако это предложение стало для Н. Коперника одним из мотивов совершенствования геоцентрической теории.

7 Революционные взгляды Н.Коперника на модель Вселенной.- К концу первого десятилетия XVI в. в Европе появился мыслитель, которому суждено было начать первую великую революцию в астрономии, в корне изменившую, однако, и всю физическую картину мира, т. е. развившуюся в революцию универсальную. Этим мыслителем был гениальный польский астроном Николай Коперник (1473—1543). Еще в 90-е годы XV в., после первого глубокого восхищения математическим гением Птолемея, Коперник убедился и в существовании глубоких противоречий между его теорией мира и наблюдениями. Восхищение сменилось сомнениями… В поисках других идей он изучил в подлинниках сохранившиеся сочинения или изложения учений древнегреческих математиков и натурфилософов, иначе, первых физиков. Среди них были и автор геоцентрической системы, и первый истинный гелиоцентрист Аристарх Самосский, и пифагорейцы, также утверждавшие подвижность Земли и учившие о всеобщей числовой гармонии мира. Глубокое проникновение в древнегреческую науку, культуру, философию сформировало широкий склад мышления у самого Коперника. Вместе с тем он первым взглянул на весь накопившийся за тысячелетия опыт астрономии глазами смелого и уверенного в своих творческих и познавательных способностях человека эпохи Возрождения. После длительного периода замкнутости, оторванности от жизни, наука выходила на широкий простор сотрудничества с практикой. Новые, более точные таблицы движения небесных тел, прежде всего Луны и Солнца (по сравнению с Альфонсинскими, которые к XVI в. сильно разошлись с наблюдениями), нужны были для вычисления положений Луны для данного места и момента времени. Долгое время это был единственный способ нахождения долготы во время длительных морских плаваний в эпоху развития торговли и великих географических открытий. Немалым стимулом для совершенствования теории планетной системы были нужды популярной тогда астрологии. Наконец, теория движения Солнца и Луны стала необходимой для уточнения календаря. Определяя разницу во времени одного и того же положения Луны на небе — по таблицам и по часам, установленным по Солнцу во время плавания, находили долготу места на море. Календарная дата весеннего равноденствия, приходившаяся в IV в. новой эры на 21 марта и опрометчиво закрепленная за этим числом специальным церковным съездом — Никейским собором в 325 г. как важная отправная дата при расчете основного христианского праздника пасхи, к XVI в. отставала от действительной даты равноденствия на 10 дней! В отличие от своих современников и предшественников, пытавшихся лишь совершенствовать детали птолемеевой системы либо же обращаться к древней схеме гомоцентрических сфер, но не имевших смелости отказаться от самого геоцентрического принципа, Коперник сумел преодолеть это преклонение перед авторитетами и робость перед догмой и вместе с тем глубоко понять плодотворность и истинность идеи древнегреческой натурфилософии — искать простоту и гармонию в природе как ключ к объяснению явлений, искать единую сущность многих кажущихся различными явлений. Раскрытие двойственной причины сложных видимых планетных движений — разложение их на собственные реальные движения планет и на видимые, являющиеся отражением движения наблюдателя (т. е. Земли), направило мысль на поиски истинных движений небесных тел, что и сделал Кеплер, а также на углубленное изучение законов движения вообще (Галилеи). Эти два пути развития теории Коперника привели к созданию небесной и общей механики и объединились в новой физической картине мира Ньютона. Геоцентрический способ описания видимого движения, например Солнца, метеорных потоков, сохранился в современной астрономии лишь как удобный в некоторых задачах математический прием. На первый взгляд теория Коперника затрагивала лишь третий элемент аристотелевой физико-космологической системы мира — изменяла конкретную модель Вселенной и, напротив, даже стремилась сохранить остальное, во всяком случае, механизм процессов (второй элемент): равномерные круговые движения небесных тел, причина которых не обсуждалась и у Коперника, т. е. оно принималось как факт. Но теория Коперника сразу вступила в конфликт с первым элементом картины мира Аристотеля: небесные тела, как и Земля, которая была введена в круг планет, в свою очередь оказывались центрами тяжести, во всяком случае, центрами обращения других тел. А спустя чуть более полувека выяснилось противоречие гелиоцентрической системы и второму элементу картины мира Аристотеля: истинные движения планет оказались не круговыми и не равномерными. Таким образом, начавшись как революция в астрономии, коперниковская революция в теории планетных движений уже вскоре проявила черты революции универсальной, так как привела к полной смене физической картины мира, хотя взрывной силы этой новой теории не понимал и сам Коперник.

8 Взгляды Дж.Бруно на строение Вселенной-Одним из активных сторонников учения Н. Коперника был знаменитый итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600). Он пошел дальше Коперника, отрицая наличие центра Вселенной вообще и отстаивая тезис о бесконечности Вселенной. Ряд новых положений, которыми Дж. Бруно дополнил систему Н. Коперника:

 

- о существовании бесконечного количества миров;

 

- о том, что Солнце не является неподвижным, а меняет свое положение по отношению к звездам;

 

- о том, что атмосфера Земли вращается вместе с нею.

 

Главная идея Дж. Бруно – идея о материальном единстве Вселенной как совокупности бесчисленных миров, таких же планетных систем, как наша. 17 февраля 1600 г., как нераскаявшийся еретик, Дж. Бруно был сожжен на костре, на Площади цветов в Риме инквизицией. Трагическая гибель Джордано Бруно произошла на рубеже двух эпох: эпохи Возрождения и эпохи Нового времени. Последняя охватывает три столетия – XVII, XVIII, XIX века. В этом трехсотлетнем периоде особую роль сыграл XVII век, ознаменовавшийся рождением современной науки, у истоков которой стояли такие выдающиеся ученые, как Галилей, Кеплер, Ньютон.