Ответы на зачёт: СОЦИОЛОГИЯ. КРАТКО
1. Социология как наука. Объект, предмет, функции социологии
Социология - учение об обществе.
Объект науки: ОБЩЕСТВО
1) Социальные связи
2) Социальные взаимодействия
3) Социальные отношения и способ их организации
Предмет науки: СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
1) Человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям
2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий и другие уровни организации общественной жизни
3) Отношение между группами людей, занимающих разное положение в обществе
4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты):
Функции социологии:
1) Теоретико-познавательная
2) Критическая
3) Описательная
4) Прогностическая
5) Преобразовательная
6) Информационная
7) Мировоззренческая
2. Структура социологии
Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов.
Социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности и межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на следующие составные части:
1) общетеоретическая социология как макросоцио-логическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;
2) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общностей, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т. е. частные, специальные социологические теории, включая отрасли социологии (социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);
3) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.
В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни.
В центре эмпирических социологических исследований находятся само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т. д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.
Структура социологии иногда анализируется через призму актуальных проблем, имеющих отношение к различным сферам общественной жизни. В структуре социологии особо следует отличать фундаментальную и прикладную социологию. Основанием для такого деления служат различия в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие – на изучение практических вопросов преобразований социальной жизни, на выработку практических рекомендаций. И в этих направлениях могут производиться как теоретические, так и эмпирические исследования. Прикладная социология ищет пути и средства практического использования познанных фундаментальной социологией механизмов и тенденций общественной жизни.
3. Методы прикладных исследований
1) Метод опросов
а) Анкетирование
б) Интервьюирование
2) Метод наблюдения
3) Методы анализа документов
4) Методы эксперимента
4. Роль социологии в современном обществе
1) Познавательная – даёт новые знания об обществе
2) Прикладная – предоставляет конкретную социологическую информация для решения практических научных и социальных задачах .
3) Контролируемая – полит партии и власть используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной деятельности
4) Идеологическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества
5) Прогностическая – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции развития общества.
6) Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведения их результатов до общественности могут способствовать совершенствованию общественных отношений, развитию общества
5. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности
Исследование структуры личности осуществляется в науке по двум взаимосвязанным основаниям: по основанию деятельности и по основанию социальных отношений, в которые она вступает в процессе своей жизнедеятельности. Первое («деятельностное») основание структурирования личности используется преимущественно в философии и психологии, а второе («отношенческое») — в социологической науке. Таким образом можно сделать вывод: структура личности, как и ее сущность, совершенно по-разному описывается в философии, психологии и социологии.
Структура личности рассматривается в социологии двояким образом: с одной стороны, как фундаментальная основа деятельности человека, обусловленная состоянием и развитием общества в целом, а с другой — как социальная структура личности. В первом случае она опирается на принципы философского анализа личности, во втором — на собственные возможности.
Социальная структура личности характеризует как «внешнюю», так и «внутреннюю» соотнесенность человека с социумом: «внешняя» соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей ролевого поведения (как динамической стороны статусов); «внутренняя» соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций).
Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Например, человек является членом семьи как малой группы, но он еще член и коллектива предприятия, и общественной организации, и спортивного общества. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Например, директор предприятия, занимающий в данном коллективе самое высокое положение, придя в спортивное общество, будет находиться там на правах новичка и неумехи, т.е. займет низкое положение.
6. Социализация личности
Автор теории: Эрик Эриксон, считал что социализация происходит в течении всей жизни, с определёнными кризисами:
Первый происходит от рождения до года
Второй кризис – 1-2 года
Третий кризис – 3-4 лет
Четвертый кризис связан с походом в школу
Пятый кризис наступает в подростковом возрасте и связан он с определением места в жизни
Шестой кризис (18-20 лет) построение отношений
Седьмой кризис ( 40 лет) примерный итог жизни
Восьмой кризис (пожилой возраст) окончательный подвод итогов жизни
7. Социальные статусы и роли
В современном обществе каждый человек занимает определенное положение. Под этим подразумевается наличие у индивида каких-то отношений, закрепленных за ним обязанностей, и имеющихся у него прав. Совокупность этих характеристик личности и определяет еесоциальный статус.
Статус (от лат. status — «правовое положение»)—система прав и обязанностей индивида в отношении других людей, обладающих другими статусами. Социальный статус призван указывать положение индивида и социальной группы, в которую он входит, в некоторых сферах человеческого существования, в сфере человеческих взаимоотношений.
Социальный статус не является стабильной характеристикой человека. На протяжении жизни человек может сменить огромное количество социальных статусов.
Социальный статус человека определяется следующимифакторами:
1. семейным положением индивида;
2. степенью образованности;
3. возрастом человека;
4. профессией;
5. занимаемой должностью;
6. национальностью.
Совокупность всех социальных статусов называютстатутным набором. Так, один и тот же человек может быть матерью, женщиной, сестрой, женой, преподавателем, кандидатом наук, доцентом, пожилым человеком, русской, православной и др.