Христос-солнце

Например, в Некрополе Юриев под Ватиканом (начало 4 в.). Там есть мозаика Христос Гелиос-Христос солнце, также появляется изображение виноградной лозы.

 
 

       
   
 

21. Храм Св. Пантелеймона в Нерези близ Скопьи (Славянская Македония).

Монастырский храм вписанного креста с изолированными ячейками 5-ти главый с нартексом. Основан в 1164 году Алексеем Комнином, сыном Феодоры и Константина Ангела. Он привез с собой греческих мастеров. В храме сохранилась старая алтарная преграда. По краям от нее Богоматерь с Младенцем и Пантелеймон.

Росписи церкви в Нерези создавались в эпоху сложных богословских споров, в ходе которых был подвергнуты сомнению догматы о нераздельном соединении во Христе Божественной и человеческой природ, о единстве лиц Святой Троицы, об истинности Евхаристической жертвы (Константинопольские соборы 1156—1157, 1166 гг.; на последнем присутствовал ктитор нерезского храма). Как зримое доказательство истинности этих догматов в росписи сопоставлены различные образы Христа (в четырёх малых куполах), акцентирована тема Страстей Христовых («Оплакивание» и «Снятие со креста» доминируют в пространстве), в центральной апсиде представлено символическое изображение Святой Троицы — Этимасия с крестом, терновым венцом, голубем и Евангелием.

4 купола - образы Христа (Эммануил, Христос-священник, Ветхий Денми, Пантократор). 5-й купол - фреска не сохранилась, но скорее всего в нем было Вознесение).

 
 

       
   
 

Апсида - Евхаристия (красиво вписана в тройное окно на колонках?, удлинение пропорций; Христос и ангел написаны классично; Павел в профиль и весь его лик с морщинами -> придание ему экспрессии)) и Служба святителей (как обычно они со свитками). Ткани - сказочной красоты, вся ткань наполнена светом. Это констатинопольская школа живописи.

В апсиде - под окном - впервые - Престол обетованный (на соборах 1156-1157 гг. был поставлен вопрос: кому приносится жертва: только Богу Отцу или всей Троице? В итоге решили, что Троице). А святые в Службе Св. Отцов как бы приносят жертву.

Есть поцелуй апостолов - 2 поцелуй перед причастием апостолов Андрея и Луки. [У католиков в виде рукопожатия]. Андрей проповедовал на востоке-ассоциация с православной церковью. Лука-секретарь Петра-ассоциация с католической церковью. Потом этот сюжет будет в македонских церквях.

Тема ангельской литургии в барабане в алтарной части в куполе.

 
 

В конхе диаконника зритель видит полуфигуру Иоанна Предтечи, в конхе жертвенника — полуфигуру Богоматери Оранты. Под ними представлены по две фигуры диаконов.

На столпах - Богородица, Пантелеймон. Пантелеймон - как на иконе - холодноватый и сдержанный, без экспрессии. Это центральный образ в храме.

 
 

 

 

Южная правая стена - Евангельский цикл (Сретение - фигура Симеона прекрасна - переливающийся голубо-розовый хитон. Глаза глубоко, все в морщинах).

 
 

       
   
 

Северная стена - Страстной цикл (Распятия нет; Снятие со креста, Оплакивание, Преображение и др.). Преображение - такое же красивое как в Дафни. Горы пересвечены божественным светом. Мягкие шелковые ткани, объемные образы.
Оплакивание занимает большую часть северной стены. Выражение скорби. Необычно - Христос как бы на коленях Богоматери, неестественная поза Богородицы [связи с монашеским уставом появляются песнопения связанные с Оплакиванием, раздирающей скорбью Богородицы - гримаса, эмоции]. У плачущих ангелов - треугольные потоки слез.

 

Западный рукав - Воскрешение Лазаря. Западная стена - Рождество Богородицы (очень подробно, много второстепенных персонажей) и Введение во храм.

Северо-западный столп - Вход в Иерусалим. Очень статичные образы.

Нартекс - цикл жития Св. Пантелеймона.

В нижних ярусах наоса - гимнографы - Иосиф Сицилийский, Феофан Начертанный, Федор Студит, Иоанн Дамаскин, Косьма Майумский - фронтально, со свитками. Двухцветные переливающиеся одеяния.

На прочих стенках - Народные воины с классическим и лицами, на синем фоне, молодые, очень красивые, объемные лики как в 13 в., завитые прически; Мученики - мученик Трифон - будто позднеантичное искусство, очень живой образ; Преподобные - суровые, экспрессивные старцы. Ефрема Сирин - самый экспрессивный, устрашающий образ.

       
   
 

Стилистика. Во фресках Нерези (раскрыты в 1-й пол. XX в.) отразилось новое для византийского искусства стремление выразить Божественное, приблизив его к миру человеческих понятий: сцены исполнены драматизма, эмоционально более доступны зрителю. Пропорции тел сильно удлинены, идеальный «комниновский» тип ликов нарушен в сторону большей экспрессии, рисунок складок драпировок образован острыми, ломающимися линиями. Ряд образов (святые в алтаре) отличают черты крайнего аскетизма — их суровые, изборожденные морщинами лица далеки от всего земного. Но повышенная экспрессия образов, драматизм сцен не разрушают при этом классической гармонии целого: фигуры монахов на северной и южной стенах — идеальных пропорций, представлены в естественных позах, будто воспроизводящих постановку античных статуй, ряд образов (св. Пантелеимон и другие юные святые, второстепенные персонажи в евангельских сценах) исполнены изящества и грации. Развитием приемов фресок Нерези стали фрески церквей Св. Бессребреников в Кастории и Св. Георгия в Курбиново (1193), отличающиеся большей экзальтацией образов, остротой и экспрессией рисунка. Это шедевральное искусство.