Система раскрытия инф-ии на рос рцб
Роль информации для инвесторов сложно переоценить. Информация — основной фактор принятия инвестиционного решения. Основным принципом раскрытия является одновременное раскрытие информации всем пользователям. Менеджмент компании должен самым тщательным образом оценивать, что и когда раскрывать.
Информационный поток необходимо тщательно планировать, учитывая то, что в случае возникновения факта, который существен для инвестора, затягивать с его раскрытием нельзя, кроме исключительных случаев, когда данная публикация может повредить бизнесу компании
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается «обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение».
Раскрытой информацией на РЦБ признается информация, в отношении которой проведены действия по раскрытию.
Общедоступной информацией на РЦБ признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим федеральным законом.
Важнейшие звенья Федеральной системы раскрытия информации:
ФСФР РФ – главный регулятор фин.-эк., отношений, отношений по раскрытию информации.
Фед.Комиссия по РЦБ – ежеквартально в срок не позднее 30 кал.дней после окончания каждого квартала, центр.депозитарий предоставляет информацию в форме отчетов, содержащих сведения о лицах, раскрывших информацию.
Центр.депозитарий-сбор информации о фондовом рынке, в т.ч. информацию подлежащею раскрытию.
Информация, предоставленная в ФКЦБ признается раскрытой для применения положений ФЗ о РЦБ. Если эмитент предоставил информацию в центр.депозитарий, это не освобождает его от обязанности ее опубликования.
Ассоциация распространителей финансово-экономической информации (АРФЭИ)- которая объединяет информационные структуры и торговые площадки, играющие ведущую роль на рынке финансово-экономической информации.
Распространители информации на рынке ценных бумаг- информационные агентства, уполномоченные ФСФР РФ осуществлять функции по раскрытию информации на рынке ценных бумаг. В рамках агентств создаются о поддерживаются системы раскрытия информации на РЦБ, которая аккумулирует в себе всю актуальную информацию о компаниях-эмитентах, зарегистрированных на территории России, включая ежеквартальные отчёты и существенные события эмитентов, информацию о выпусках ценных бумаг, списки аффилированных лиц и другие сведения. Данные в систему поступают непосредственно от ФСФР России, ее региональных отделений, компаний-эмитентов. Система обычно состоит из след. разделов:
1. Информационно-поисковая система
2. Лента новостей
3. Страницы эмитентов
4. База данных
5. «Фондовый вестник»
6. База данных
Саморегулируемая организация Национальная фондовая ассоциация (СРО НФА) реализует Программу раскрытия информации профессиональных участников российского рынка ценных бумаг. Программа инициирована регулятором российского финансового рынка – Федеральной Службой по финансовому рынку (ФС ФР России) и заключается в раскрытии информации об итогах деятельности на рынке ценных бумаг финансовых организаций - членов СРО НФА для всех участников рынка, их партнеров и клиентов (инвесторов), а также третьих лиц.
Программа служит повышению открытости инвестиционной деятельности участников рынка. В ее рамках сформирована Система раскрытия информации, которая представляет собой Систему рэнкингов российских инвестиционных банков.
Система включает в себя блоки показателей, рассчитанных на базе отчетности, предоставляемой профессиональными участниками фондового рынка в ФС ФР России, что обеспечивает уникальность рэнкингов благодаря абсолютной достоверности используемых данных.
Рэнкинг (от англ. "to rank" - ранжировать) - это список компаний, который можно упорядочить по любому из имеющихся ранжирующих показателей. Отличительная черта рэнкингов - это объективность, независимость результата и возможность отранжировать исходный список по интересующему ранжирующему показателю.
ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ, ИСХОДЯЩЕЙ ОТ ЭМИТЕНТА
В российских компаниях разделение ответственности за раскрытие информации осуществляется следующим образом: маркетинговая информация, как правило, является инструментом PR-департамента, а биржевая — IR-(отдел по связям с инвесторами) и корпоративного секретаря. Порядок раскрытия информации обычно регламентируется формационной политикой.
Под маркетинговой информацией понимаются новости о запуске новых продуктов и услуг, назначении менеджеров ниже одного уровня после главы компании, об открытии филиалов и т. д. Обычно данная информация не является критичной для принятия инвестиционного решения, и поэтому форма ее раскрытия определяется пиарщиками, а целевая аудитория представляет собой местную, неделовую прессу, потребителей, клиентов, партнеров и т. п.
Биржевая информация является фактором принятия инвестиционного решения. Это могут быть финансовые результаты, изменение структуры собственности, приобретение активов, заключение стратегических соглашений, действия эмитента на рынках капитала. Анализ целесообразности раскрытия прочей информации в отношении фактов (в том числе негативного характера, например предъявление налоговых претензий, существенное списание, понесение больших затрат), способных оказать влияние на динамику котировок, — компетенция менеджмента компании, который должен оценить, является ли та или иная информация биржевой, т. е. существенной для принятия инвестиционного решения.
Любая информация, определенная менеджментом эмитента как чувствительная для фондового рынка, должна быть раскрыта в форме пресс-релиза на русском и английском языках. Русскоязычная версия пресс-релиза рассылается по базе журналистов и размещается на корпоративном сайте эмитента. Пресс-релиз на английском языке должен быть в первую очередь опубликован через авторизованный канал раскрытия информации (Business Wire, Metro и т. д., договор с ними может быть заключен напрямую или через IR-консультантов). Одновременно с этим осуществляется рассылка по базе инвесторов и размещение на корпоративном сайте эмитента в Интернете. Это и есть публичное раскрытие информации.
Раскрытая таким образом информация может быть использована в корпоративной презентации эмитента, годовом отчете, при встречах с инвесторами, в интервью, публичных выступлениях. Главной задачей менеджмента является недопущение селективного раскрытия информации в виде так называемых "сливов" в прессу, комментариев на тему еще не раскрытой публично информации, в том числе во время личных встреч с инвесторами.
Как показывает практика, достаточно часто происходят нарушения требований по раскрытию информации на финансовом рынке. Рассмотрим некоторые из них.
Нарушение сроков раскрытия информации. Положение регламентирует сроки раскрытия той или иной информации. Так, например, опубликование сообщения о существенном факте должно осуществляться в ленте новостей не позднее 1 дня с момента наступления существенного факта, на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с момента наступления существенного факта. Нарушение сроков раскрытия информации может происходить в связи со сложностями, которые возникают непосредственно на этапе подготовки документов, которые необходимо раскрывать, а именно, неоднозначность трактовки некоторых формулировок нормативных правовых актов, отсутствие необходимой подготовки лиц, участвующих в составлении документа.
Нередко обязательства по раскрытию информации не выполняются вообще. Нарушения вышеуказанных требований могут происходит в том числе и по следующим основаниям:
• несмотря на то, что с каждым годом количество пользователей сети Интернет увеличивается, для некоторых Обществ поддержка собственного сайта в сети Интернет является слишком затратной процедурой. Кроме того, для раскрытия указанной информации необходимы не только технические возможности, но и определенные ресурсы для подготовки документов, подлежащих раскрытию, в частности, годового отчета или списка аффилированных лиц;
• некоторые эмитенты не осведомлены о своих обязательствах по раскрытию информации.