Сущность и специфика служебного этикета сотрудников ОВД

Какова сущность и структура нравственных отношений сотрудников правоохранительных органов, юристов?Нравственные отношения — это социально значимые взаимоотношения между людьми, определяющие понимание смысла их бытия и являю­щиеся каналами их духовного общения, регуляции поведения и пере­дачи нравственного опыта. Нравственные отношения, складываясь в про­цессе деятельности, существуют в виде совокупности определенных зависимостей и связей, являющихся условием осуществления этой дея­тельности. Каждый человек независимо от своей воли и желания включен в сферу нравственных отношений. Одной из важнейших особенностей нравственных отношений является их универсальность, находящая свое выражение в том, что эти отношения пронизывают все сферы жизни и деятельности людей. В зависимости от их направленности нравственные отношения под­разделяются на следующие виды: • нравственные отношения личности и общества; • нравственные отношения личности и личности; • нравственные отношения личности к самой себе; • нравственные отношения личности и человечества. По сфере реализации нравственные отношения можно разделить на отношение к труду и к людям в процессе труда. По объекту прояв­ления общественные отношения дифференцируются на обществен­но-политические, правовые, научные, педагогические, правоохрани­тельные, художественные, семейно-бытовые и прочие виды. Касаясь непосредственных отношений профессиональных юристов, следует подчеркнуть, что если все средства профессиональной деятель­ности имеют законный и нравственный характер, то и результат будет нравственным: • по отношению к гражданам — это предотвращение преступления; • по отношению к преступникам — это установленная по делу истина, справедливое наказание; • по отношению к обществу — это искоренение преступности, утвер­ждение законности и справедливости. С точки зрения профессиональной морали юриста крайне важно разобраться в диалектике нравственных отношений: • нравственные отношения юристов к своей деятельности (объекту, целям, средствам, методам, формам и результатам); • нравственные отношения между самими юристами как субъектами этой деятельности; • нравственные отношения юристов к гражданам в быту и в неслу­жебное время.

В чем нравственный смысл «Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел»?В демократических обществах, основанных на принципах законности, полиция (милиция) выполняет традиционные функции: профилак­тика, выявление преступности и борьба с ней, сохранение обществен­ного спокойствия, обеспечение соблюдения закона и общественного порядка и защита фундаментальных прав граждан, оказание помощи и услуг населению. Как известно, одно из основных отличий морали от других форм общественного сознания заключается в том, что ее нормы не являются строго обязательными, представляют право широкого выбора и санк­ционируются исключительно силой воздействия общественного мне­ния. Но если это положение оценочно относится ко всем гражданам в равной степени, то применительно к требованиям, которые предъ­являются к сотрудникам ОВД, эти условия оказываются этическими нормами и приобретают строго обязательный характер и обеспечива­ются административными санкциями. Примером такого характера служит «Кодекс чести рядового и на­чальствующего состава органов внутренних дел России», который утвержден приказом министра внутренних дел в 1993 г. Нарушение данного кодекса чести для сотрудника может иметь негативные по­следствия — вплоть до увольнения из органов на основании ст. 58 «По­ложения о службе в органах внутренних дел»: «...за совершение про­ступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел, сотруд­ники могут быть уволены со службы». К числу подобных деонтологических норм1, относятся и требова­ния дисциплинарных уставов и нормативных документов, опреде­ляющих формы поведения и общения работников правоохранитель­ных органов. В обобщенном виде нравственные обязательства и этические требо­вания к сотруднику органов внутренних дел сводятся к следующему: • Отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав, свобод, интересов и человеческого достоинства в соответствии с международными и российскими правовыми нормами и общече­ловеческими принципами морали. • Глубокое понимание социальной значимости своей роли и высо­кого профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как сотрудника ОВД, от которого зависят общест­венная безопасность, защита жизни, здоровья, правовая защищен­ность населения, граждан. • Разумное и гуманное использование предоставленных законом сотруднику ОВД прав в строгом соответствии с принципами соци­альной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга. • Принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотвер­женность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзя­тость в принятии решений. • Безупречность личного поведения на службе и в бьпу, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести — «честь — в службе», общественной репутации сотрудника ОВД. • Не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, всемерно препятствовать таким явлениям. • Самоотверженно и неуклонно всеми правовыми мерами оберегать невинных от беззакония и обмана, слабых от запугивания, мир­ных от насилия и беспорядка, в экстремальной обстановке не ос­тавлять беззащитных женщин, стариков и детей, больных и инва­лидов, не допускать попустительства злу и безнаказанности. • Сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, про­фессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в нестандарт­ных, экстремальных условиях. • Постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллекта, креативное (творческое) освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта. Перечисленные требования дают достаточно полное и глубокое представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать не только сотрудник органов внутренних дел, но и все работники правоохранительных органов, способные в своей деятельности про­явить гуманность, терпимость, справедливость, чувство долга, сме­лость, мужество, выдержку, бескорыстие, честность, патриотизм, бес­пристрастность, скромность, профессионализм.

В чем специфика профессиональной этики сотрудников различных служб и правоохранительных органов?Деятельность в системе правоохранительных органов многогранна, многоаспектна, что находит свое отражение в профессиональной эти­ке, которая по своему характеру носит собирательный характер. В ней обобщаются особенности поведения и нравственной культуры сотруд­ников различных служб и подразделений (криминальная полиция, милиция, милиция общественной безопасности (муниципальная ми­лиция), ГИБДД, пенитенциарная служба и т. д.). Этический характер деятельности криминальной полиции, мили­ции определяется соответствующими задачами, стоящими перед со­трудниками данной службы, среди которых основными являются сле­дующие: • предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; • организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от ор­ганов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. Существует в этике этих служб одно из фундаментальных положе­ний, согласно которому нет заранее обусловленных «добрых» или «злых» средств, а есть средства вынужденные. При этом этическая мысль предписывает действовать по принципу «цель определяет, а не оправдывает средства». Отсюда, во-первых, следует, что любому опера­тивному сотруднику нужно осуществлять подбор средств, имея в виду определенные параметры: адекватность средств условиям стоящей за­дачи; достаточность средств для достижения поставленной цели; средство не должно уничтожать нравственного характера цели, ко­торая значительно выше той, которая соответствует решаемой задаче. А это означает с этической точки зрения, что в основе ОРД лежит мо­ральный компромисс, на который общество должно ццги для дости­жения благородных целей, но в любом случае средство должно быть адекватно. Во-вторых, проблема моральной целесообразности самым тесным образом связана с процессами трансформации общественной морали применительно к сфере использования оперативными службами кон­фиденциального содействия граждан. Последнее не представляет собой систему нравственных компромиссов, решение проблемы мораль­ной целесообразности во многом определяется степенью разработки моральной крайней необходимости. В-третьих, специфика оперативно-розыскной деятельности на­кладывает нравственный отпечаток на характер общения сотрудников оперативных аппаратов между собой. Здесь следует соблюдать опре­деленные правила (обычаи), которые применительно к деятельности других служб могут вызывать недоумение и даже конфликты. Не следует проявлять интерес к действиям коллег, документам, фактам, а также к ли­цам, с которыми они контактируют; без необходимости не стоит делиться с коллегами своими соображениями относительно места, времени, целей проведения оперативно­розыскного мероприятия, его исполнителей и т. п.; каждый сотрудник, привлекаемый к проведению оперативно-розыскных мероприятий, осведомлен об объектах, целях, участниках, месте, времени и т. п. только в той части, которая требуется для успешного выполнения своих функций (действий). В-четвертых, следственная работа относится к тем видам деятель­ности, где успех и даже достижения связаны в первую очередь с об­щим высоким развитием личности, чем со специальными знаниями, способностями. Морально-этические принципы, которыми руковод­ствуется следователь, влияют не только на исполнение им служебных обязанностей, но и на поведение в быту. Как говорил А. Ф. Кони, с нравственными началами необходимо войти в жизнь как с верным компасом. Это связано с тем, что этика имеет непосредственное отно­шение к деятельности следственных подразделений (этическими нор­мами и предписаниями на треть расписаны все уголовное и уголовно­процессуальное законодательство; как следователи, так и дравона- рушители руководствуются в своих поступках морально-этическими нормами. В этом смысле особенность процессуальной деятельности следова­теля — законодательная регламентация методов и способов работы. Соответствие деятельности следователя требованиям закона од­нозначно соответствует нормам морали. Когда закон сужает право выбора, поведение диктуется законом. Если же закон предусматривает свободу выбора в рамках предоставленной свободы, есть возможность выбирать более нравственный вариант поведения. В силу такой диалектической взаимосвязи морали и права важное место в этом процессе занимает система категорий этики. Во-первых, они выступают в качестве общечеловеческих ценностей. Их роль осо­бенно важна ддя сферы борьбы с преступностью, где происходит по­ляризация целей, мотивов, поступков, действий и идеалов (честь, совесть, долг, свобода, смысл жизни, справедливость, красота, истина идр.). Во-вторых, категории этики (добро, зло, справедливость, совесть и т. д.) являются своеобразными нормами, образцами, эталонами по­ведения человека в обществе, и в конечном счете через них устанавли­вается взаимодействие морали и права. В-третьих, они ориентируют человека заинтересованного в сфере правоохранительной деятельности главным образом на утверждение общественного блага. Наконец, в-четвертых, важным фактором, гарантирующим соблю­дение правоохранительными органами основ морали, является прин­цип презумпции невиновности. Нравственный долг следователя, как и любого другого сотрудника всей системы правоохранительной дея­тельности, — уважение человеческого достоинства и справедливого отношения к человеку. Таким образом, закон, регулируя всю правоохранительную дея­тельность, связывает допустимые границы его проведения с такими категориями этики, как честь, достоинство, права и свободы граждан. Именно поэтому люди с чистой совестью во всех этих системах служа закону служат народу. Непременным условием законности деятельно­сти является четкое усвоение требований нравственности при реше­нии вопроса о применении тех или иных действий.

Каковы особенности культуры речи и внешнего облика сотрудников правоохранительных органов?Культура речи — это такой выбор и такая организация языко­вых средств, которые в определенной ситуации при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обес­печить наибольший эффект в достижении поставленных ком­муникативных задач. К основным компонентам культурной речи относятся правильность, богатство языка, краткость, ясность, уместность и эмоциональная вы­разительность. Почему необходимо говорить особо о культуре речи сотрудника правоохранительной деятельности? 1. Профессия юрист требует на только высоких нравственных ка­честв, но и широкого общего образования. А. Ф. Кони подчерки­вал: «У юриста общее образование идет впереди специального». 2. Юрист часто бывает конфиденциальным собеседником, а это тре­бует высочайшего уровня культуры. И в каждом конкретном слу­чае нужно находить необходимый тон слова и грамотно выражать свои мысли. 3. Каждый юрист, а тем более руководитель органа выступает как ора­тор, как пропагандист правовых, нравственных знаний. 4. Умение говорить и выступать публично, владение языком издавна считается атрибутивным качеством юриста, сотрудника органов внутренних дел. 5. Язык — инструмент, при помощи которого оформляются и переда­ются все мысли, это профессиональное оружие юриста. Для юриста вопросы культуры речи актуальны и злободневны в виду практи­ческой необходимости. В обобщенном виде требования культуры речи, внешнего облика сотрудника сводятся к следующим положениям. Известная мудрость гласит: «По одежке встречают, по уму прово­жают». Стало быть, с этой точки зрения судить о вас все будут по внешнему виду, по форме одежды. По внешнему виду в какой-то сте­пени можно судить и о культуре (от аккуратности до эстетического вкуса). Но может случиться так, что до проявления ума дело так и не дойдет. • По А. П. Чехову: «..в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И каждый сотрудник должен непре­менно стремиться к этому в идеале и в повседневной деятельности. • Необходимо избавляться от слов-паразитов, сорняков. Зачастую сотрудники употребляют выражения «ну», «значит», «вот», «пони­маете», «блин» и т. п. Скажет сотрудник пару фраз — и повторит такое слово. Это, безусловно, не украшает речь, а, наоборот, насто­раживает. • Сотрудникам милиции особенно полезно знать арго — жаргон кри­миналитета, чтобы легче было бороться с ними, но разговаривать их языком — значит унизить, оскорбить самого себя, опуститься до их уровня. • Народная мудрость советует: «Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь». Поэтому не следует вступать в диалог с кем-то на тему, в которой разбираешься недостаточно, а тем более слабо. • Правильный тон речи сотрудника органов внутренних дел — сред­ство убеждения и в то же время проявление уважения к собесед­нику. Спокойный, ровный тон, безусловно, помогает ему убедить собеседника, в то время как раздражительность, нервозность, крик­ливость сводят на нет все его доводы, делают сотрудника невыно­симым собеседником. • Чем культурнее человек, тем словарный запас богаче. Одно и то же понятие или предмет выражают разные слова. • Никогда, ни при каких обстоятельствах, не следует забывать о глав­ном критерии действий и поведения сотрудника ОВД: законность и моральная оценка общественным мнением, людьми, ради безо­пасности и спокойствия которых существует данная служба. Про­фессиональная честь сотрудника ОВД должна быть превыше всего. В заключение приведем общепринятые коммуникативные посту­латы • Говорить ни много, ни мало, а именно столько, сколько нужно для адекватной передачи информации. • Не отвлекаться от темы. • Говорить только правду. • Говорить определенно, не двусмысленно (многие говорят обиня­ками}. • Говорить вежливо, уважая речевое достоинство собеседника. Очень часто постулаты не соблюдаются. Иначе в речи не было бы грубости, хамства, истерики, говорения вокруг да около и т. д.

Каковы особенности культуры поведения сотрудников органов внутренних дел?Профессия сотрудника правоохранительных органов и юриста требует не только мужества, стойкости, выдержки, смелости, профессиональ­ного мастерства, но и высокой культуры поведения. Без этих качеств немыслимо успешное выполнение ответственных задач, возложенных на правоохранительные органы. Важнейшей стороной профессиональной деятельности является ра­бота с людьми. Поэтому знание сотрудником правоохранительных ор­ганов и юристом как представителем власти основных правил этикета и такта поведения является строго обязательным. Этикет — это устойчивый порядок поведения, совокупность пра­вил вежливого обхождения в обществе. Этикетные правила представляют собой соответствие внешнего вида, речи, жестов, мимики, поз, осанки, тона характеру ситуации, в ко­торой происходит общение. Это требование приобретает особую зна­чимость при участии в строго регламентированном церемониале, где определенные официальные формы поведения должностных лиц не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Неиспол­нение требований этикета по причине их незнания или неуважения к ним воспринимается как оскорбление личного достоинства и часто становится причиной конфликтов или по крайней мере вызывает оп­равданное неодобрение. Строгое соблюдение правил этикета — важное условие высокой культуры поведения. Это та «одежка», по которой «встречают», по ко­торой составляют первое впечатление о человеке. Но даже самое скру­пулезное знание и соблюдение этих правил не гарантирует соответст­вующего поведения человека, ибо реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Чтобы избежать всех ошибок, необходимо выработать в себе чувство эмоционального сопереживания с контактером, кото­рое называется тактом. Развитое чувство такта позволяет человеку опре­делить должную меру в выражениях и поступках, в проявлении инте­реса к другому человеку Именно тактичность позволяет найти решение проблемной колли­зии при общении, не умаляя при этом достоинства других людей и не роняя собственного достоинства. Профессиональный такт — это проявление по отношению к дру­гим сдержанности, предусмотрительности и приличия при об­щении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его «боль­ные струны». Это — умение тактично, корректно обойти, по возмож­ности, вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это — умение что-то сказать или сделать без ненужных «перегибов», назой­ливости и бесцеремонности. Проявление бестактности — безошибочное свидетельство отсутст­вия культуры, показатель грубости и невоспитанности. Важно посто­янно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта — это не просто обязательный элемент общения, но и неотъемлемая составная часть духовной культуры личности, тем более личности руководите­ля, непременное условие позитивных результатов делового общения и авторитета правоохранительных органов в целом.