Сущность и специфика служебного этикета сотрудников ОВД
Какова сущность и структура нравственных отношений сотрудников правоохранительных органов, юристов?Нравственные отношения — это социально значимые взаимоотношения между людьми, определяющие понимание смысла их бытия и являющиеся каналами их духовного общения, регуляции поведения и передачи нравственного опыта. Нравственные отношения, складываясь в процессе деятельности, существуют в виде совокупности определенных зависимостей и связей, являющихся условием осуществления этой деятельности. Каждый человек независимо от своей воли и желания включен в сферу нравственных отношений. Одной из важнейших особенностей нравственных отношений является их универсальность, находящая свое выражение в том, что эти отношения пронизывают все сферы жизни и деятельности людей. В зависимости от их направленности нравственные отношения подразделяются на следующие виды: • нравственные отношения личности и общества; • нравственные отношения личности и личности; • нравственные отношения личности к самой себе; • нравственные отношения личности и человечества. По сфере реализации нравственные отношения можно разделить на отношение к труду и к людям в процессе труда. По объекту проявления общественные отношения дифференцируются на общественно-политические, правовые, научные, педагогические, правоохранительные, художественные, семейно-бытовые и прочие виды. Касаясь непосредственных отношений профессиональных юристов, следует подчеркнуть, что если все средства профессиональной деятельности имеют законный и нравственный характер, то и результат будет нравственным: • по отношению к гражданам — это предотвращение преступления; • по отношению к преступникам — это установленная по делу истина, справедливое наказание; • по отношению к обществу — это искоренение преступности, утверждение законности и справедливости. С точки зрения профессиональной морали юриста крайне важно разобраться в диалектике нравственных отношений: • нравственные отношения юристов к своей деятельности (объекту, целям, средствам, методам, формам и результатам); • нравственные отношения между самими юристами как субъектами этой деятельности; • нравственные отношения юристов к гражданам в быту и в неслужебное время.
В чем нравственный смысл «Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел»?В демократических обществах, основанных на принципах законности, полиция (милиция) выполняет традиционные функции: профилактика, выявление преступности и борьба с ней, сохранение общественного спокойствия, обеспечение соблюдения закона и общественного порядка и защита фундаментальных прав граждан, оказание помощи и услуг населению. Как известно, одно из основных отличий морали от других форм общественного сознания заключается в том, что ее нормы не являются строго обязательными, представляют право широкого выбора и санкционируются исключительно силой воздействия общественного мнения. Но если это положение оценочно относится ко всем гражданам в равной степени, то применительно к требованиям, которые предъявляются к сотрудникам ОВД, эти условия оказываются этическими нормами и приобретают строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями. Примером такого характера служит «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел России», который утвержден приказом министра внутренних дел в 1993 г. Нарушение данного кодекса чести для сотрудника может иметь негативные последствия — вплоть до увольнения из органов на основании ст. 58 «Положения о службе в органах внутренних дел»: «...за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел, сотрудники могут быть уволены со службы». К числу подобных деонтологических норм1, относятся и требования дисциплинарных уставов и нормативных документов, определяющих формы поведения и общения работников правоохранительных органов. В обобщенном виде нравственные обязательства и этические требования к сотруднику органов внутренних дел сводятся к следующему: • Отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав, свобод, интересов и человеческого достоинства в соответствии с международными и российскими правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали. • Глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как сотрудника ОВД, от которого зависят общественная безопасность, защита жизни, здоровья, правовая защищенность населения, граждан. • Разумное и гуманное использование предоставленных законом сотруднику ОВД прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга. • Принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений. • Безупречность личного поведения на службе и в бьпу, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести — «честь — в службе», общественной репутации сотрудника ОВД. • Не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, всемерно препятствовать таким явлениям. • Самоотверженно и неуклонно всеми правовыми мерами оберегать невинных от беззакония и обмана, слабых от запугивания, мирных от насилия и беспорядка, в экстремальной обстановке не оставлять беззащитных женщин, стариков и детей, больных и инвалидов, не допускать попустительства злу и безнаказанности. • Сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в нестандартных, экстремальных условиях. • Постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллекта, креативное (творческое) освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта. Перечисленные требования дают достаточно полное и глубокое представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать не только сотрудник органов внутренних дел, но и все работники правоохранительных органов, способные в своей деятельности проявить гуманность, терпимость, справедливость, чувство долга, смелость, мужество, выдержку, бескорыстие, честность, патриотизм, беспристрастность, скромность, профессионализм.
В чем специфика профессиональной этики сотрудников различных служб и правоохранительных органов?Деятельность в системе правоохранительных органов многогранна, многоаспектна, что находит свое отражение в профессиональной этике, которая по своему характеру носит собирательный характер. В ней обобщаются особенности поведения и нравственной культуры сотрудников различных служб и подразделений (криминальная полиция, милиция, милиция общественной безопасности (муниципальная милиция), ГИБДД, пенитенциарная служба и т. д.). Этический характер деятельности криминальной полиции, милиции определяется соответствующими задачами, стоящими перед сотрудниками данной службы, среди которых основными являются следующие: • предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; • организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. Существует в этике этих служб одно из фундаментальных положений, согласно которому нет заранее обусловленных «добрых» или «злых» средств, а есть средства вынужденные. При этом этическая мысль предписывает действовать по принципу «цель определяет, а не оправдывает средства». Отсюда, во-первых, следует, что любому оперативному сотруднику нужно осуществлять подбор средств, имея в виду определенные параметры: адекватность средств условиям стоящей задачи; достаточность средств для достижения поставленной цели; средство не должно уничтожать нравственного характера цели, которая значительно выше той, которая соответствует решаемой задаче. А это означает с этической точки зрения, что в основе ОРД лежит моральный компромисс, на который общество должно ццги для достижения благородных целей, но в любом случае средство должно быть адекватно. Во-вторых, проблема моральной целесообразности самым тесным образом связана с процессами трансформации общественной морали применительно к сфере использования оперативными службами конфиденциального содействия граждан. Последнее не представляет собой систему нравственных компромиссов, решение проблемы моральной целесообразности во многом определяется степенью разработки моральной крайней необходимости. В-третьих, специфика оперативно-розыскной деятельности накладывает нравственный отпечаток на характер общения сотрудников оперативных аппаратов между собой. Здесь следует соблюдать определенные правила (обычаи), которые применительно к деятельности других служб могут вызывать недоумение и даже конфликты. Не следует проявлять интерес к действиям коллег, документам, фактам, а также к лицам, с которыми они контактируют; без необходимости не стоит делиться с коллегами своими соображениями относительно места, времени, целей проведения оперативнорозыскного мероприятия, его исполнителей и т. п.; каждый сотрудник, привлекаемый к проведению оперативно-розыскных мероприятий, осведомлен об объектах, целях, участниках, месте, времени и т. п. только в той части, которая требуется для успешного выполнения своих функций (действий). В-четвертых, следственная работа относится к тем видам деятельности, где успех и даже достижения связаны в первую очередь с общим высоким развитием личности, чем со специальными знаниями, способностями. Морально-этические принципы, которыми руководствуется следователь, влияют не только на исполнение им служебных обязанностей, но и на поведение в быту. Как говорил А. Ф. Кони, с нравственными началами необходимо войти в жизнь как с верным компасом. Это связано с тем, что этика имеет непосредственное отношение к деятельности следственных подразделений (этическими нормами и предписаниями на треть расписаны все уголовное и уголовнопроцессуальное законодательство; как следователи, так и дравона- рушители руководствуются в своих поступках морально-этическими нормами. В этом смысле особенность процессуальной деятельности следователя — законодательная регламентация методов и способов работы. Соответствие деятельности следователя требованиям закона однозначно соответствует нормам морали. Когда закон сужает право выбора, поведение диктуется законом. Если же закон предусматривает свободу выбора в рамках предоставленной свободы, есть возможность выбирать более нравственный вариант поведения. В силу такой диалектической взаимосвязи морали и права важное место в этом процессе занимает система категорий этики. Во-первых, они выступают в качестве общечеловеческих ценностей. Их роль особенно важна ддя сферы борьбы с преступностью, где происходит поляризация целей, мотивов, поступков, действий и идеалов (честь, совесть, долг, свобода, смысл жизни, справедливость, красота, истина идр.). Во-вторых, категории этики (добро, зло, справедливость, совесть и т. д.) являются своеобразными нормами, образцами, эталонами поведения человека в обществе, и в конечном счете через них устанавливается взаимодействие морали и права. В-третьих, они ориентируют человека заинтересованного в сфере правоохранительной деятельности главным образом на утверждение общественного блага. Наконец, в-четвертых, важным фактором, гарантирующим соблюдение правоохранительными органами основ морали, является принцип презумпции невиновности. Нравственный долг следователя, как и любого другого сотрудника всей системы правоохранительной деятельности, — уважение человеческого достоинства и справедливого отношения к человеку. Таким образом, закон, регулируя всю правоохранительную деятельность, связывает допустимые границы его проведения с такими категориями этики, как честь, достоинство, права и свободы граждан. Именно поэтому люди с чистой совестью во всех этих системах служа закону служат народу. Непременным условием законности деятельности является четкое усвоение требований нравственности при решении вопроса о применении тех или иных действий.
Каковы особенности культуры речи и внешнего облика сотрудников правоохранительных органов?Культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. К основным компонентам культурной речи относятся правильность, богатство языка, краткость, ясность, уместность и эмоциональная выразительность. Почему необходимо говорить особо о культуре речи сотрудника правоохранительной деятельности? 1. Профессия юрист требует на только высоких нравственных качеств, но и широкого общего образования. А. Ф. Кони подчеркивал: «У юриста общее образование идет впереди специального». 2. Юрист часто бывает конфиденциальным собеседником, а это требует высочайшего уровня культуры. И в каждом конкретном случае нужно находить необходимый тон слова и грамотно выражать свои мысли. 3. Каждый юрист, а тем более руководитель органа выступает как оратор, как пропагандист правовых, нравственных знаний. 4. Умение говорить и выступать публично, владение языком издавна считается атрибутивным качеством юриста, сотрудника органов внутренних дел. 5. Язык — инструмент, при помощи которого оформляются и передаются все мысли, это профессиональное оружие юриста. Для юриста вопросы культуры речи актуальны и злободневны в виду практической необходимости. В обобщенном виде требования культуры речи, внешнего облика сотрудника сводятся к следующим положениям. Известная мудрость гласит: «По одежке встречают, по уму провожают». Стало быть, с этой точки зрения судить о вас все будут по внешнему виду, по форме одежды. По внешнему виду в какой-то степени можно судить и о культуре (от аккуратности до эстетического вкуса). Но может случиться так, что до проявления ума дело так и не дойдет. • По А. П. Чехову: «..в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И каждый сотрудник должен непременно стремиться к этому в идеале и в повседневной деятельности. • Необходимо избавляться от слов-паразитов, сорняков. Зачастую сотрудники употребляют выражения «ну», «значит», «вот», «понимаете», «блин» и т. п. Скажет сотрудник пару фраз — и повторит такое слово. Это, безусловно, не украшает речь, а, наоборот, настораживает. • Сотрудникам милиции особенно полезно знать арго — жаргон криминалитета, чтобы легче было бороться с ними, но разговаривать их языком — значит унизить, оскорбить самого себя, опуститься до их уровня. • Народная мудрость советует: «Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь». Поэтому не следует вступать в диалог с кем-то на тему, в которой разбираешься недостаточно, а тем более слабо. • Правильный тон речи сотрудника органов внутренних дел — средство убеждения и в то же время проявление уважения к собеседнику. Спокойный, ровный тон, безусловно, помогает ему убедить собеседника, в то время как раздражительность, нервозность, крикливость сводят на нет все его доводы, делают сотрудника невыносимым собеседником. • Чем культурнее человек, тем словарный запас богаче. Одно и то же понятие или предмет выражают разные слова. • Никогда, ни при каких обстоятельствах, не следует забывать о главном критерии действий и поведения сотрудника ОВД: законность и моральная оценка общественным мнением, людьми, ради безопасности и спокойствия которых существует данная служба. Профессиональная честь сотрудника ОВД должна быть превыше всего. В заключение приведем общепринятые коммуникативные постулаты • Говорить ни много, ни мало, а именно столько, сколько нужно для адекватной передачи информации. • Не отвлекаться от темы. • Говорить только правду. • Говорить определенно, не двусмысленно (многие говорят обиняками}. • Говорить вежливо, уважая речевое достоинство собеседника. Очень часто постулаты не соблюдаются. Иначе в речи не было бы грубости, хамства, истерики, говорения вокруг да около и т. д.
Каковы особенности культуры поведения сотрудников органов внутренних дел?Профессия сотрудника правоохранительных органов и юриста требует не только мужества, стойкости, выдержки, смелости, профессионального мастерства, но и высокой культуры поведения. Без этих качеств немыслимо успешное выполнение ответственных задач, возложенных на правоохранительные органы. Важнейшей стороной профессиональной деятельности является работа с людьми. Поэтому знание сотрудником правоохранительных органов и юристом как представителем власти основных правил этикета и такта поведения является строго обязательным. Этикет — это устойчивый порядок поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе. Этикетные правила представляют собой соответствие внешнего вида, речи, жестов, мимики, поз, осанки, тона характеру ситуации, в которой происходит общение. Это требование приобретает особую значимость при участии в строго регламентированном церемониале, где определенные официальные формы поведения должностных лиц не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Неисполнение требований этикета по причине их незнания или неуважения к ним воспринимается как оскорбление личного достоинства и часто становится причиной конфликтов или по крайней мере вызывает оправданное неодобрение. Строгое соблюдение правил этикета — важное условие высокой культуры поведения. Это та «одежка», по которой «встречают», по которой составляют первое впечатление о человеке. Но даже самое скрупулезное знание и соблюдение этих правил не гарантирует соответствующего поведения человека, ибо реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Чтобы избежать всех ошибок, необходимо выработать в себе чувство эмоционального сопереживания с контактером, которое называется тактом. Развитое чувство такта позволяет человеку определить должную меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку Именно тактичность позволяет найти решение проблемной коллизии при общении, не умаляя при этом достоинства других людей и не роняя собственного достоинства. Профессиональный такт — это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его «больные струны». Это — умение тактично, корректно обойти, по возможности, вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это — умение что-то сказать или сделать без ненужных «перегибов», назойливости и бесцеремонности. Проявление бестактности — безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и невоспитанности. Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта — это не просто обязательный элемент общения, но и неотъемлемая составная часть духовной культуры личности, тем более личности руководителя, непременное условие позитивных результатов делового общения и авторитета правоохранительных органов в целом.