Каковы главные идеи А. Ф. Кони в области права и нравственности?

Во-первых, центральное место в правоохранительной деятельности А. Ф. Кони всегда отводил личности сотрудника правоохранительных органов, юристов.Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках, а самый обдуманный и справедливый уголовный закон обращается в ничто при дурном отправлении правосудия.

Во-вторых, большое внимание он уделял проблеме внутреннего убеждения.Судья, юрист должен принимать решение, основываясь натом, что в данное время представляется логически неизбежным и нравственно-обязательным.Процесс формирования внутреннего убеждениясвязан с непрерывным разрешением возникающих сомнений. С сомнениемнадо бороться и победить его или быть им побежденным,так, чтобы в конце концов не колеблясь и не смущаясь, сказать решительноеслово — ≪виновен≫ или ≪нет≫.

В-третьих, судейская независимость — одно из важнейших условий, обеспечивающих постановление правильного приговора.

В-четвертых, А. Ф. Кони высоко ценил общественное мнение передовой России. Вместе с тем он предостерегал от подмены подлинного общественного мнения ≪общественными страстями≫.

В-пятых, говоря о недопустимости автоматического применения закона, он требовал необходимости проникновения в мысль законодателя и вместе с тем возражал против внесения в толкование закона своих личных вкусов, симпатий и антипатий, что способно поставить на место закона личное усмотрение ипроизвол.

В-шестых, высоко ценя закон, А. Ф.Кони тем не менееподчеркивал, что он намечает лишь служебные обязанности. Но наряду со служебным долгом есть нравственный долг. Нравственный долг сотрудника правоохранительных органов заключается в уважении к человеческому достоинству и в справедливом отношении к человеку.

Для этого необходимо привить сотруднику нравственную чуткость, развить в нем стремление не только казаться, но и быть справедливым.

В-седьмых, основоположник судебной этики А. Ф. Кони боролся против переоценки доказательственного значения признания обвиняемым своей вины.≪Нравственный долг сотрудника, - писал он,—не идти слепо по пути собственного признания... свободно, вдумчивои тревожно исследовать, в чем кроется истинный источник этого доказательства...≫

В-восьмых, огромное значение он придавал ≪ораторскому искусству, умению твердо править словом≫.В стремлении к истине самыеглубокие мысли сливаются с простейшим словом. Слово — одно из величайших орудий человека.Поэтому нравственный долг сотрудника— обращаться осторожно и умеренно с этим оружием и высказыватьсвое слово лишь в случае глубокого убеждения, не поддаваясь соблазнукрасивой формы или видимой логичности своих построений,не заботясь о способах увлечь кого-либо своей речью.

Сотруднику правоохранительных органов нужна наблюдательность, умение оценивать подробности и способность прислушиваться не только к голосу разума, но и сердца.А это предполагает возможность освободить его от внешних пут и дать ему широкий просторв избрании наказания, доверяя вэтом случае его житейской опытностии его совести. Нравственный долг, справедливое отношение к человекувыражаются в сознательном и беспристрастном постановлениисебя на его место в каждом случае и в воздержании от того, чтобыделать разумное существо не целью, а средством достижения постороннихи своих личных целей. В осуществлении справедливости и всвязи с деятельной любовью нравственный долг сливается с руководящимначалом христианства, предписывающего возлюбить ближнего своего как самого себя.