Нарушения темпа и структуры мышления.

Разделяют расстройства мышления по темпу (ускорение, замедление), стереотипии (персеверации), шперрунг (обрыв мысли), структуре и содержанию. Расстройства мышления по структуре делят на паралогическое, предметно-конкретное, обстоятельное, инкогерентное (разорванное), аморфное мышление . В свою очередь в паралогическом мышлении выделяют идентифицирующее, символическое, формализующее, аутистическое, прелогическое (мифопоэтическое) мышление . Нарушения мышления по содержанию подразделяют на аффективное, эгоцентрическое, параноидное (бредовое), обсессивное, паранойяльное, парафренное и сверхценное. Среди бредовых идей чаще встречаются идеи отношения и значения, преследования, воздействия, ревности, ущерба, величия, виновности, ипохондрические и нигилистические (отрицания) идеи. Расстройства мышления включаются во многие синдромы, в частности, расстройства мышления по темпу в структуру маниакального и депрессивного синдромов, по структуре в аномалии личности, изменения личности при шизофрении, эпилепсии. Расстройства мышления по содержанию — в сверхценный, обсессивно-компульсивный и параноидный и галлюцинаторно-параноидный синдромы. Среди параноидных синдромов чаше встречается паранойяльный (монотематический бред без галлюцинаций), собственно параноидный (политематический бред с включением отдельных галлюцинаций), парафренный (бред величия). Особым галлюцинаторно-параноидным синдромом является синдром Кандинского-Клерамбо, который включает чувство чуждости и сделанности, с переживанием автоматизма идеаторного, сенсорного, аффективного и двигательного, бред воздействия и псевдогаллюцинации. Симптомы данного синдрома относятся к симптомам первого ранга шизофрении. Парафренный синдром может быть экспансивным, систематизированным, конфабуляторным.

 

26.Нарушение операционной стороны мышления.

К основным мыслительным операциям относятся обобщение, отвлечение, анализ, синтез.

Обобщение – анализ, вскрывающий существенные связи между явлениями и объектами. Существует несколько уровней процесса обобщения:

- категориальный – отношение к классу на основании главных, существующих признаках;

- функциональный – отношение к классу на основании функциональных признаков

- конкретный – "="

- нулевой (операции нет) – перечисление предметов, либо их функций без попытки обобщить.

При всем многообразии нарушения операциональной стороны мышления можно свести к двум крайним вариантам:

1) снижение уровня обобщения;

2) искажение процесса обобщения.

Методики для исследования операциональной стороны мышления:

1. Классификация. Методика представляет собой набор карточек с изображением различных предметов, растений, живых существ. Изображения могут быть заменены надписями. Испытуемый раскладывает предметы на группы, чтобы они имели общие свойства. Способность выделить 2 или 3 группы на последнем этапе => высокий уровень обобщения.

2. Исключение. Существует два варианта: словесный и предметный. Предметный представляет собой набор карточек с изображением 4-х предметов, 3 из которых имеют между собой общее и их можно объединить в одну группу, а один существенно отличающийся, должен быть исключен. Решение испытуемым, на основе конкретно-ситуационного объединения предметов в группу, свидетельствуют о снижении уровня обобщения. Актуализация "слабых" чрезмерно обобщающих признаков свидетельствуют об искажении процесса обобщения.

3. Образование аналогий. В методике "Простые аналогии" представлены пары слов (образцы), между которыми существуют определенные смысловые отношения. Испытуемому следует выделить пару слов по аналогии. Помимо словесного варианта можно использовать невербальный – таблицы Равенна.

4. Сравнение и определение понятий. Для определения понятий нужно проанализировать множество признаков предмета или явления и выделить наиболее точное определение, в котором отличается родовое и видовое отличие. При сравнении предметов испытуемый использует анализ и синтез для разделения существующих признаков на общие для нескольких объектов и на их различия. В качестве стимульного материала используют однородные понятия (человек-животное, танк-трактор) и неоднородные (ложка – телега, ботинок-карандаш).

5. Понимание переносного смысла пословиц или метафор. Можно просто предлагать испытуемому распространенные пословицы и метафоры для объяснения их переносного смысла. Есть вариант этой методики, когда для данной пословицы нужно найти соответствующую ей фразу или другую пословицу.

6. Пиктограммы. Испытуемому предлагают нарисовать несложный рисунок для запоминания названных ему 15 слов и словосочетаний. Среди них обязательно должны быть эмоционально окрашенные, абстрактные и конкретные. После выполнения задания анализируется характер смысловых связей между стимульным словом и рисунком. Смысловые связи могут быть содержательные или слабые. Способность выполнить пиктограмму свидетельствует о доступности для испытуемого обобщенной символизации слова.