Арбитражные регламенты и их правовое значение.

Немаловажным источником регулирования деятельности арбитражных судов являются их регламенты. На рамочные положения национального закона "накладываются" конкретные процессуальные правила регламентов, на основании которых арбитражный суд осуществляет свою деятельность.

Обратившись к немецкому праву, к развитой системе третейских судов ФРГ в целом, можно сделать вывод о существовании системы арбитражных регламентов немецких третейских судов. На основании проекта новой редакции Книги 10. ГПК ФРГ, а также с учетом положений Модельного Арбитражного Регламента ЮНСИТРАЛ, создавался проект Модельного Регламента DIS, который впоследствии стал основой для внесения изменений и дополнений, а также принятия новых регламентов немецкими третейскими судами.

Регламенты содержат положения, как обязательные, так и факультативные для обратившихся в арбитражный суд сторон. В ряде случаев принцип автономии сторон не ограничен настолько, что они получают право самостоятельно определять порядок урегулирования возникшего между ними спора - от процедуры избрания арбитров и определения места и времени арбитражного разбирательства до порядка проведения самого разбирательства и содержания выносимого арбитражного решения.

· Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ — регламент, принятый Комиссией ООН по праву международной торговли в 1976 г. и рекомендованный к использованию Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1976 г. Данный регламент весьма популярен при арбитраже ad hoc.

· Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ не имеет силы закона в отдельных странах, однако многие национальные арбитражи допускают преимущественное использование сторонами данного регламента или использование его для восполнения пробелов в собственных регламентах.

· В соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ арбитраж не может не состояться, даже если арбитр (компетентный орган) не может действовать, или стороны не договорились о кандидатуре арбитра (не согласовали компетентный орган). Любая сторона арбитражного процесса по истечении 60 дней бездействия арбитража по причине несогласования арбитра (компетентного органа) или невозможности их действия может просить Генерального секретаря Постоянного третейского суда в Гааге назначить компетентный орган. Если стороны не договорились о месте арбитражного разбирательства, это место определяет арбитражный суд.

· Данный регламент предполагает автономность арбитражной оговорки, то есть действие положения соглашения (договора) об арбитраже в условиях, когда само соглашение (договор) может быть признано ничтожным.

· Многие национальные торговые палаты и арбитражные центры выполняют роль компетентного органа по Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ.