Архитектура и изобразительное искусство Древнего Рима

Рим в мировом культурном процессе выполнял роль интерпретатора и хранителя художественного наследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих римских принципов.

В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства: фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков.

В архитектуре новым у римлян было их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. В римской архитектуре даже самый грандиозный архитектурный ансамбль имел внешнюю оболочку в виде колоннады, арок и т.д. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству, то римские либо обносились высокими стенами, либо устраивались в низинах. Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческих атлетов всегда открыты; образы римлян большей частью заключены в себе, сосредоточены. В скульптурных портретах внимание концентрировалось на личных, индивидуальных особенностях человека. Как правило, римские храмы, форумы, а нередко и скульптурные произведения значительно превосходили размерами древнегреческие.

Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания: храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений. Отличительной чертой городов эпохи I–III вв. н.э. были каменные мостовые, водопроводы («акведуки»), канализация.

Если в греческой архитектуре характерным элементом были колонны, в римской им стали разнообразные арки и арочные конструкции. Колонны приобрели в Риме особую символику: отдельно стоящие колонны воздвигались, например, в честь военных побед. На них высекались рельефы, изображающие сцены военных походов императоров, богов-покровителей Рима или царствующей династии. Наиболее выдающимися памятниками стали колонны Траяна и Марка Аврелия, воздвигнутых ими в честь побед соответственно над даками и маркоманами.

Благодаря аркам римлянам удалось создать новый вид театра – эллипсоидный, опирающийся не на склон горы или мощное каменное основание, а на сводчатые конструкции. Аркады также применялись в акведуках – многоярусных каменных мостах, внутри которых выкладывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Специфическим римским типом сооружения была – триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.

К I в. до н.э. в Риме появился новый тип здания, который затем в течение более чем тысячи лет будет основным в средневековой Европе, это – базилика, строение с внутренней колоннадой, которая делит его пространство на части – нефы.

Знакомству с римской живописью современный мир обязан раскопкам Помпей и Геркуланума, а также некоторым открытым в центре Рима на Палатинском холме древним помещениям, ушедшим за прошедшие тысячелетия глубоко под землю.

Эти изображения дают возможность судить о рисунке, композиции, колорите и технике тогдашней живописи вообще. Все картины делились на два основных типа – сюжетные и бессюжетные. В первом случае рисовались настоящие картины, содержание которых заимствовалось большей частью из мифологии и героических легенд. Попадаются также и сцены жанрового характера с оттенком сентиментальности или комизма; например, молодая девушка показывает подругам найденное ею гнездо с амурами; там, юная торговка, сидя у клетки, наполненной малютками-амурами, продает их девушкам. Во втором – изображались одиночные фигуры, как бы летящие в воздухе, например вакханки, танцовщицы, крылатые гении, скачущие сатиры, кривляющиеся мимы и т. п.

В Помпеях выявлено использование инновации в виде оптической иллюзии – эффекта «тромплей», когда на стене рисовались фальшивые колонны, ниши и двери, позади которых якобы открывалась перспектива. Один из безымянных художников погибшего города имел много заказов, т.к. горожанам нравились иллюзии вида на сад, открывающегося за ложной дверью. Другой особенностью стенной живописи позднеримского периода является имитация трехмерным пространств на плоском фоне, например, фиктивные колонны, увитые побегами растений.

Применялась технология письма как по мокрой штукатурке, так по сухой. Особое пристрастие римляне имели к красному, черному, фиолетовому, желто-зеленому цветам.

 

16. Древнеримская литература: общая характеристика

Древнеримская литература возникает в III в. до н.э. (устное народное творчество, как и в Греции, существовало уже задолго до этого) и проходит свой архаический период в первые два века существования. I век до н.э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, то есть периодом классическим. Последние века римской литературы (I-V вв. н.э.) называются послеклассическим периодом. В связи с гибелью рабовладельческой формации и наступлением средневекового феодализма VI век н.э. можно считать гранью между античной и средневековой литературой.

Римляне, как и другие народы, выражали свои чувства в поэтической форме. Во время работ пели трудовые песни, создававшие ритм трудового процесса, например «песня гребцов». Молитвы и обращения к богам составлялись в стихотворной форме, что облегчало их запоминание. В них содержались просьбы к богам оплодотворить землю, отвратить голод и непогоду, обеспечить богатый урожай, благополучие земледельцев и пастухов. Наряду с поэзией развивается и проза: велись погодные записи, записывались сведения о наиболее крупных событиях, создавались летописи. В IV в. до н. э. некоторые политические деятели стали записывать свои произнесенные речи и издавать их для чтения публики. На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но древнегреческая литература. Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными. Первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого. Римская комедия и трагедия развивались, по большей части, под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром становится жанр так называемой сатуры. Словом сатура обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатурой стали называть смесь разных стихов – длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером.

Общие черты древнегреческой и древнеримской литературы заключаются в том, что обе культуры – полисные, они формировались на основе античной гражданской общины. Греческая культура характеризуется состязательностью, коллективизмом, выдвижением человека на первый план (антропоцентризмом), завершенностью всех жанров культуры, открытостью культуры для других стран и культур. Римская культура в качестве специфических черт несет в себе патриотизм, чувство долга, более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства. В религии Древней Греции преобладает идея всемогущества божества, отсутствует единая религия, боги связаны с конкретными полисами, преобладает представление о всеобщей одушевленности природы (пантеизм), герои выступают как посредники между миром богов и миром людей. Римская религия обожествляет непонятные явления природы и общественной жизни, в ней присутствует анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах), позднее появление антропоморфного взгляда на богов, родовые и семейные культы, она испытывает сильное влияние греческой религии, но также свободно принимает в пантеон иноземных богов и придает важное значение жертвоприношениям. В искусстве Греции реальность представлена в ее единстве, сквозь призму мифов; главная тема – человеческий облик. Рим продолжает традиции греческого искусства, но преобладает символика и аллегории, анализ явлений, расчленение целого на части и их детальное изображение, более четкое, чем у греков, восприятие и описание явлений, утрата ощущения целостности и ценности мироздания.