Развитие культуры, науки и образования Кубани в 1950-1980-е гг.
Несмотря на то что финансирование системы образования осуществлялось по остаточному принципу, выделяемые средства были значительны.
Количество школ неуклонно росло.
Тысячи жителей Кубани обучались в техникумах, училищах, на курсах усовершенствования и повышения квалификации, в школах коммунистического труда, в кружках экономических знаний, в народных университетах. К 80-м годам каждый работающий в сельскохозяйственном производстве имел техническую специальность, а каждый третий житель села - высшее или среднее образование. На селе появились новые специальности: машинист, оператор, техник-электрик, теплотехник, лаборант, садовод-декоратор.
В целом в 60-е - начале 80-х годов в этой сфере жизнедеятельности общества удалось добиться впечатляющих успехов, что не могло не сказаться на развитии социальной сферы, повышении благосостояния населения Кубани.
В этот период активно занимались улучшением социально-бытовых условий и жизни людей, велась газификация городов и станиц, улучшалось водоснабжение. Сводилась к минимуму потребность в детских садах и яслях, плодотворнее заработала система здравоохранения, индустрия отдыха. Существенно улучшилось положение системы народного образования, профессионально-технического обучения и высшей школы. Активно шел процесс строительства, особенно на селе, клубов, домов культуры, библиотек, кинотеатров, музыкальных школ. Заметные успехи были достигнуты в области развития спорта.
Еще в дореволюционный период на Кубани активно создавались музеи.
Традиционно на высоком уровне развивалось на Кубани театральное и музыкальное искусство. Музыкальные школы, коллективы и ансамбли художественной самодеятельности, цирковые студии работали практически на каждом предприятии, в каждом сельском населенном пункте.
Музыкальная культура Кубани обогатилась в этот период новыми именами и традициями. Наиболее развитой считалась сельскохозяйственная наука.
Помимо того, ученые края вывели прекрасные раннеспелые сорта черешни, высокопродуктивные сорта яблони, груши, абрикоса и других плодовых, а также более ста сортов овоще-бахчевых культур. Ученые Всесоюзного научно-исследовательского института риса передали в производство высокоурожайные сорта риса, создали новый тип инженерной оросительной системы. Во многих регионах нашей страны внедрялись достижения научно-исследовательских учреждений края, занятых проблемами добычи и переработки нефти, газа, нефтяного машиностроения, сейсмической разведки нефти, крепления скважин и буровых растворов и т. д.
Однако в развитии народного образования и научной деятельности имел место ряд проблем. Одной из них была слабая материальная база школ, средних специальных и высших учебных заведений. Нарастание негативных явлений в общественно-политической жизни страны приводило к постепенному снижению качества образования, которое отставало от растущего уровня требований современного производства. Это в свою очередь приводило к снижению компетентности выпускников-специалистов и особенно руководящих кадров.
Оценивая культурное развитие Кубани в рассматриваемый период, можем отметить следующее. Как в целом по стране, так и в Краснодарском крае, период «эпохи застоя» отличался двойственностью и противоречивостью. С одной стороны - масштабные достижения в области науки, образования, просвещения, увеличение ассигнований на культурную сферу в общих показателях. Значительный рост числа обучающихся и повышение качества обучения, усиление культурно-массовой работы, появление выдающихся деятелей искусства и творческих коллективов, известных в СССР и за рубежом. С другой - рост социальной несправедливости в сфере высшего образования, слабая техническая оснащенность, отставание учебного процесса от требований реальной жизни. Культурная сфера, как один из важнейших «идеологических фронтов» партии, подвергалась идеологизации и мелочной опеке партийных органов, что не могло не сказаться отрицательно на ее творческом потенциале.
В целом в 1960 - начале 1980-х годов культура Кубани интенсивно развивалась по всем направлениям. Несмотря на некоторые негативные явления, нарастание кризисных процессов в общественной жизни, в творчестве писателей и художников, артистов и музыкальных деятелей Кубани нашли отражения лучшие стороны советской действительности, богатого историко-культурного наследия Краснодарского края - многонационального региона с глубокими культурными и историческими традициями.
27.