Развитие культуры, науки и образования Кубани в 1950-1980-е гг.

Несмотря на то что финансирование системы об­разования осуществлялось по остаточному принципу, выделяемые средства были значительны.

Количество школ неуклонно росло.

Тысячи жителей Кубани обу­чались в техникумах, училищах, на курсах усовер­шенствования и повышения квалификации, в школах коммунистического труда, в кружках экономических знаний, в народных университетах. К 80-м годам каж­дый работающий в сельскохозяйственном производ­стве имел техническую специальность, а каждый тре­тий житель села - высшее или среднее образование. На селе появились новые специальности: машинист, оператор, техник-электрик, теплотехник, лаборант, садовод-декоратор.

В целом в 60-е - начале 80-х годов в этой сфере жизнедеятельности общества удалось добиться впе­чатляющих успехов, что не могло не сказаться на развитии социальной сферы, повышении благососто­яния населения Кубани.

В этот период активно занимались улучшением социально-бытовых условий и жизни людей, велась газификация городов и станиц, улучшалось водоснаб­жение. Сводилась к минимуму потребность в детских садах и яслях, плодотворнее заработала система здра­воохранения, индустрия отдыха. Существенно улуч­шилось положение системы народного образования, профессионально-технического обучения и высшей школы. Активно шел процесс строительства, особен­но на селе, клубов, домов культуры, библиотек, ки­нотеатров, музыкальных школ. Заметные успехи были достигнуты в области развития спорта.

Еще в дореволюционный период на Кубани активно создавались музеи.

Традиционно на высоком уровне развивалось на Кубани театральное и музыкальное искусство. Музы­кальные школы, коллективы и ансамбли художест­венной самодеятельности, цирковые студии работали практически на каждом предприятии, в каждом сель­ском населенном пункте.

Музыкальная культура Кубани обогатилась в этот период новыми именами и традициями. Наиболее развитой считалась сельскохозяйственная наука.

Помимо того, ученые края вывели прекрасные ран­неспелые сорта черешни, высокопродуктивные сорта яблони, груши, абрикоса и других плодовых, а так­же более ста сортов овоще-бахчевых культур. Ученые Всесоюзного научно-исследовательского института риса передали в производство высокоурожайные сорта риса, создали новый тип инженерной оросительной системы. Во многих регионах нашей страны внедря­лись достижения научно-исследовательских учрежде­ний края, занятых проблемами добычи и переработки нефти, газа, нефтяного машиностроения, сейсмической разведки нефти, крепления скважин и буровых ра­створов и т. д.

Однако в развитии народного образования и на­учной деятельности имел место ряд проблем. Одной из них была слабая материальная база школ, сред­них специальных и высших учебных заведений. На­растание негативных явлений в общественно-поли­тической жизни страны приводило к постепенному снижению качества образования, которое отставало от растущего уровня требований современного произ­водства. Это в свою очередь приводило к снижению компетентности выпускников-специалистов и особенно руководящих кадров.

Оценивая культурное развитие Кубани в рассмат­риваемый период, можем отметить следующее. Как в целом по стране, так и в Краснодарском крае, период «эпохи застоя» отличался двойственностью и проти­воречивостью. С одной стороны - масштабные дости­жения в области науки, образования, просвещения, увеличение ассигнований на культурную сферу в об­щих показателях. Значительный рост числа обучаю­щихся и повышение качества обучения, усиление культурно-массовой работы, появление выдающихся деятелей искусства и творческих коллективов, извес­тных в СССР и за рубежом. С другой - рост социаль­ной несправедливости в сфере высшего образования, слабая техническая оснащенность, отставание учеб­ного процесса от требований реальной жизни. Куль­турная сфера, как один из важнейших «идеологиче­ских фронтов» партии, подвергалась идеологизации и мелочной опеке партийных органов, что не могло не сказаться отрицательно на ее творческом потенциале.

В целом в 1960 - начале 1980-х годов культура Кубани интенсивно развивалась по всем направлени­ям. Несмотря на некоторые негативные явления, на­растание кризисных процессов в общественной жиз­ни, в творчестве писателей и художников, артистов и музыкальных деятелей Кубани нашли отражения лучшие стороны советской действительности, богато­го историко-культурного наследия Краснодарского края - многонационального региона с глубокими культурными и историческими традициями.
27.