Ценностно-нормативные конфликты.

Ценности– желаемые человеком цели и образ поведения, который способствуют достижению этих целей. Нормы – эталоны должного поведения, то что должно быть в данной соц группе, с точки зрения общества. Классификация норм: 1) Универсальные – те, которые являются обязательными для всех в контексте группы (нравы); 2) Внутригрупповые – ритуалы; 3) Личностные нормы – человек относит свое поведение с А-концепцией.

Исследования ценностей могут проводиться на двух уровнях анализа:

- на уровне личности (индивидуальных различий)

- на уровне культуры (различий в социальной культуре).

Концепция Хофстеда. ( на уровне больших социальных общностей) измерял ценности, когда объект конфликта –культура. 5 ценностей:

1) Индивидуализм – коллективизм. Индивидуализм (США)- отражает готовность культуры ценить индивидуальные ценности, акцент на индивид.развитие. В культурах коллективизма: акцент на групповых интересах (Мексика, Арабские страны).

2) Мускулинность – феминость (мужественность- женственнойть) Мускулинность:стереотип мужеств признаки:конкуренция, завоевание, (Япония) Феминность – понимание, сочувствие (Россия).

3) Дистанция власти - готовность нац.культуры принять различия в статусе, власти между носителями. Россия и Китай – один из самых высоких показателей власти. Низкие – Дания, Швеция.

4) Долгосрочная / краткосрочная ориентация. Долгосрочная: ценности, ориентир на будущее, сбережение и упорство, планирование жизни и развития. (Япония). Краткосрочная – ценности, ориентирован на прошлое и настоящее, такие как уважение к традициям и выполнение социальных обязательств. «мы живем здесь и сейчас, после нас хоть потоп» (Россия).

5) Избегание неопределенности и риска. Есть культуры избегающие неопределенность и стремящиеся к покою (Россия). Гонконг – готова к быстрым изменениям.

Т.О. при пересечении противоположных ценностей может возникнуть конфликт.

Концепция на уровне человека: Подход Ш. Шварца: 1) Власть у мужчин эта ценность ярче чем у женщин; 2) Конфортность–мир и согласие в коллективе, где он существуют; 3) Доброта – благополучие своих самых близких; 4) Религия; 5) Безопасность – в России актуально; 6) Достижения; 7) Гедонизм - тяга к чувству наслажденя;

ИТОГ: -общее количество ценностей невелико; -все субъекты взаимодейтсвия обладают одними и теми же ценностями, но у них разный вес; -ценности организованы в систему; -истоки ценностей: семья, школа, общественные институты, об-во, культура, сам чел.