Самостоятельная учебная работа студентов № 4
Тема:«Разработка тренинга по профилактике межличностных и внутригрупповых конфликтов»
Цели:1. Закрепление знаний о методах профилактики конфликтов в организации;
2. Формирование умений разрабатывать мероприятия (тренинги) по профилактике внутригрупповых и межличностных конфликтов.
Время: 6 часов.
Дидактическое обеспечение:
1. Программы тренингов по формированию конструктивного поведения в конфликтных ситуациях
2. Карточки с упражнениями на сплочение группы и развитие коммуникативных способностей.
Задание на самоподготовку
1.Повторить тему «Профилактика межличностных и внутригрупповых конфликтов» (по конспектам лекции № 9) [1,3].
2.Повторить теоретический курс по предмету «Социально-психологический тренинг»
3. Разработать программу тренинга и комплекс упражнений по профилактике межличностных и внутригрупповых конфликтов в организации на 18 часов (6 занятий по 3 часа). Каждое занятие должно состоять из 5-7 упражнений.
Примечания: Учебная группа делится на шесть команд. Каждая команда разрабатывает полностью одно занятие. Предварительно команды вместе обсуждают основные модули (блоки или занятия) составляющие тренинг. Далее руководители творческих микрогрупп договариваются о том, какая команда, какое тематическое занятие разрабатывает. После выполнения задания представители команд соединяют разработанные занятия в единый тренинг, осуществляют их «стыковку».
Задание выполняется письменно (или на магнитных носителях).
Рекомендуемая литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 1999.
2. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов / Пер. с нем. Р.С. Эйвадиса. СПб.: Речь, 2001.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.
4. Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
5. Ковалев В.Н., Мирошина Г.Г. и др. Тренинги для старшеклассников, педагогов и родителей. Севастополь, 2004.
6. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг. СПб, 2006.
7. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: Тренинг разрешения конфликтов. СПб: Речь, 2001.
8. Шапиро Д. Конфликт и общение: путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. Кишенев, 1997.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Что такое тренинг?
2. Какие виды тренинга Вы знаете?
3. Назовите основные типы Т-групп.
4. Каковы основные правила работы Т-группы?
5.Перечислите и охарактеризуйте принципы проведения социально-психологического тренинга (СПТ).
6. Какие тренинги относятся к группе СПТ?
7. В чем отличие семинара-тренинга от тренинга?
8. Каков оптимальный состав (численный, гендерный, возрастной и др.) тренинговой группы?
9. Какие основные виды упражнений должны войти в тренинг профилактики конфликтов?
10. Какова оптимальная периодичность проведения занятий для СПТ?
11. Кто из ученых занимался проблемой разработки, организации и проведения тренингов?