Семинарско- практическое занятие № 4

Тема:«Анализ, разрешение и профилактика личностных конфликтов»

Цели занятия:

1. Освоение методов анализа личностных конфликтов.

2. Формирование умений решения личностных конфликтов.

3. Формирование умений разрабатывать индивидуальные программы и психологический инструментарий разрешения личностных конфликтов.

Время: 2 часа аудиторных занятий + 4 часа СУРС.

Тип: семинар-практикум.

Дидактическое обеспечение занятия:

* плакат «типы внутриличностных конфликтов»;

* схема-модель ресурсного анализа внутриличностного конфликта;

* схема методики психоаналитической игры «Город» (В.Н. Ковалева, Ю.А. Романовской) для разрешения внутриличностного конфликта;

* модели для визуализации решения внутриличностных проблем «Пирамида» (В.Н.Ковалева), «Зеркало» (Ю.А. Романовской).

Раздаточные материалы:

· карточки задания с конфликтными ситуациями (см. Ковалев В.Н. Сборник ситуационных задач по основам конфликтологии. - Севастополь, 2007.- 96 с.).

Теоретический базис

Своеобразие и типология внутриличностных конфликтов. Психоанализ внутриличностного конфликта. Принципы анализа и разрешения внутриличностных конфликтов в процессе психологического консультирования. Проективные методы и методики как средство анализа и разрешения внутриличностного конфликта. Техники разрешения внутриличностных конфликтов: «Пирамида», «Город», «Зеркало», «Лабиринт» и др.

Анализ и разрешение внутриличностных конфликтов (методы: моделирование, мозговой штурм, сенектика).

Задания на самоподготовку:

1. Повторить лекционный материал по теме «Внутриличностные конфликты» [1, С. 291 -326; 2,С.77 - 87].

2. Выполнить реферат на тему «Концепция внутриличностного конфликта в конструктивной теории невроза Карен Хорни» [7;8;9].

3. Выполнить краткое описание основных подходов ученых-психологов (З. Фрейда, А. Фрейд, К.Г. Юнга, А. Адлера, А. Голднера, Р. Ассаджоли, К. Хорни, К. Левина, Г. Хоманса, Дж. Адамса, Г. Салливана, Л.А. Козера, И. Ялома, Ф.Е. Василюка, В.В. Столина, Н. Миллера, Д. Скинера, Дж. Долларда, Е.А. Донченко и Т.М. Титаренко, В.Н. Мясищева, Ф. Франкла, А. Лурия, Л. Фестингера, Н. Левитова) к рассмотрению феноменологии внутриличностных конфликтов. На каждого автора по 2-3 страницы [1; 2; 3; 4; 7; 8; 9].

Примечание: Поощряется рассмотрение концепций, подходов, теорий и других ученых. По одному поощрительному баллу (в системе ESTC) начисляется за качественную характеристику каждого автора в основном списке и по 0,5 балла за характеристики теорий внутриличностного конфликта, авторы которых не вошли в основной список. Кроме рекомендуемой литературы желателен самостоятельный поиск материала в хрестоматиях, монографиях, интернет ресурсах.

4. Охарактеризовать основные виды внутриличностных конфликтов [1, С.295 – 298; 2, С. 79 -87].

5. Составить модель (схему или таблицу) генезиса внутриличностного конфликта и проранжировать по значимости внешние и внутренние факторы возникновения внутриличностных конфликтов [1, С. 300 – 302; 3; 7; 8; 9].

6. Ознакомиться с литературой по проблемам: 1) «Личностные конфликты человека и суицидальное поведение» [1, C. 308 - 315]; 2) «Внутриличностный конфликт и стресс» [2; 4; 7]. Составить краткие конспекты (3 – 4 страницы на каждую тему).

7. Законспектировать условия предупреждения внутриличностных конфликтов, а также факторы и механизмы их разрешения [1, C.320 – 326; 2, С. 79 – 88].

8. Выполнить тест для контроля знаний – Вариант -3 (смотреть приложение А4).

9. Составить конфликтную ситуацию, описывающую внутриличностный конфликт (объем не более 1 страницы) [6].

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНТИ, 1999., С. 291 – 326.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2003., С. 77 - 87.

3. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония 2–е изд., доп. К., 1989. С. 16 - 72.

4. Ишмуратов А.Т. Конфликтология. К., 2003.

5. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Основы конфликтологии. Севастополь, Изд. ЧФ МГУ, 2006., С. 29 - 45

6. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Практикум по курсу «Основы конфликтологии. Севастополь, Изд. ЧФ МГУ, 2006.

7. Психология конфликта / Сост. Н.В. Гришина. СПб.: Питер, 2001.

8. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. СПб. 2003.

9. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1999.

Дополнительная:

1. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. М., 2000.

2. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д., 1998.

3. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта. К., 2002.

4. Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн., 2001.

5. Русынка И.И. Конфликтология. Психотехнологии предупреждения и управления конфликтами. К., 2007.

6. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1993.

7. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешения. Мн., 1996.

Вопросы для самоконтроля знаний:

1. Что такое личностный конфликт?

2. Какие вы знаете виды личностных конфликтов?

3. Чем отличаются подходы зарубежных и отечественных психологов к пониманию личностного конфликта?

4. При каких условиях возникают личностные конфликты?

5. Что представляет собой переживание личностного конфликта?

6. В чем состоит конструктивная роль личностных конфликтов?

7. Какие факторы способствуют суицидальному поведению человека?

8. Каким образом можно избежать появления личностного конфликта?

9. В чем может состоять помощь родных и близких человеку, совершившему суицидальную попытку?

10. Какие из психологических защит являются наиболее эффективными при разрешении личностных конфликтов?

11. Перечислите позитивные и негативные стороны действия механизма замещения при переживании личностного конфликта.

12. В чем сущность интроекции как механизма психологической защиты?

13. Что такое когнитивный диссонанс?

14. В чем суть Фрейдисткого подхода в рассмотрении личностных конфликтов?

Ход работы

Инструктаж о правилах работы в группе:

1. Практическая работа осуществляется творческими группами (командами) по четыре - пять человек в каждой.

2. Основной метод работы – брейнсторминг (коллективная мозговая атака);

3. Правила работы членов творческих групп:

* принимаются любые, самые невероятные предложения по решению проблемы;

* высказываться лаконично, по существу;

* не перебивать друг друга;

* не критиковать. Вместо критики задавать уточняющие вопросы;

* эмпатия и толерантность должны быть основными правилами межличностной коммуникации;

* предлагает решение капитан команды. Члены группы могут дополнять его версию только после завершения его доклада;

* время на анализ и разрешение ситуации до 10 минут.

Творческая сессия

Группы работают над предложенными им конфликтными ситуациями, используя схемы анализа конфликтов и технологические модели их разрешения.

Зашита проектов

* Выступления капитанов команд (руководителей творческих групп) по содержанию анализа конфликтных ситуаций.

* Обсуждение групповых решений и подведение итогов:

- выступают члены творческой группы, дополняя доклад капитана; высказывают альтернативные точки зрения (если таковые есть);

- вопросы, замечания, дополнения членов других творческих групп по проблемной ситуации первой команды.

Обсуждение моделей психокоррекционных бесед с клиентами, переживающим внутриличностный конфликт (с использованием психоаналитических игр).

Подведение итогов семинарско-практического занятия.