Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа

 

Какое место и роль занимает идеология в структуре общественного сознания? Чтобы ответить на этот вопрос следует раскрыть содержание общественного сознания. Общественное сознание представляет собой совокупность знаний, ценностей, норм, убеждений, традиций и верований, в которых отображается социальная действительность.

Идеология белорусского государства формировалась в рамках длительной национальной истории, и ее следует рассматривать во взаимосвязи с мифологическо-религиозными и философскими основаниями. Предпосылками идеологии белорусской государственности являются мифологические (языческие) и религиозные верования. Мифология представляет собой форму целостного переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. Общее между мифологией и идеологией проявляется в стремлении подогнать индивидуальную картину мира под схемы, созданные человеческим воображением. Идеология, так же как миф, служит оформлением массовых ожиданий, страхов, надежд, маний и фобий в яркие и доступные образы. Но в отличие от мифа, идеология использует рационально-рассудочные средства объяснения мира.

Мир восточных славян был населен множеством различных существ, с которыми они старались найти общий язык, умилостивить или напугать. Им приносили жертвы, затем начали поклоняться культу Рода и роженицам, божествам плодородия, земли, единства поколения людей. Позднее - молиться Перуну, богу грозы, войны и оружия. В отличие от древних греков, веривших b предопределение судьбы, славяне считали, что вопрос о судьбе можно изменить, умилостивив Богов с помощью жертвоприношения.

Ценностные ориентации белорусской культуры закрепляли нормы поведения, способствующие адаптации к естественной среде. Способом приспособления к суровой природе до конца XIX в. была коллективизация - родовая, общинная или семейная деятельность, поэтому в белорусской культуре как высшая ценность утверждается духовный идеал коллектива, рода, общины, семьи. Взаимопомощь была нормой народной жизни. В. Соловьев в общеславянской духовности видел сплав язычества (мифологизм), христианства (мудрость) и европейского мышления (рационализм). С точки зрения Н. Данилевского, славянству свойст­венно стремиться к свободе из-за умения и привычки славянских народов по­виноваться, наличия у них уважения и доверия к власти при отсутствии власто­любия. Общеславянскими ценностями считают и коллективизм, соборность, веру в идеал, служение обществу.

Таким образом, история общеславянской и белорусской государственности тесно связана с национальной мифологией. О силе традиции свидетельствует то, что сохранились языческие праздники и поныне: Коляды, Масленица, Купалье, Радуница, Деды, то есть языческая культура вошла в повседневную жизнь людей. Но языческие верования не пользовались авторитетом в ближайших странах, а чтобы иметь с ними равноправные отношения, необходимо было примкнуть к одной из мировых религий.

Религияпредставляет собой определенный тип мировоззрения, основанный на вере в сверхъестественное. Ключевое понятие религии – это вера в истинную святость религиозных догм и связанных с ними сакральных предметов, обрядов, практик. Киевская Русь приняла христианство. Формирование духовных ценностей восточ­ного славянства (белорусов, русских, украинцев) связано с влиянием православно-византийского духовного наследия и сохранением общеславянских традиций. При этом система ценностей белорусов дополнена влиянием западнославянской культуры. Н. Бердяев отмечал, что в национальном характере русского че­ловека есть смирение, самосохранение, недостаток инициативы, слабо развито чувство ответственности. Русская душа с комплексом сервилизма (раболепия), привитого Византией, стремится к безграничной свободе духа, скитанию, иска­тельству, бывает мятежной и жуткой в своей стихийности. Душа русского ушиблена географической ширью государства, и эта безграничность не осво­бождает, а порабощает ее. Вся деятельность уходила на служение государству, что налагало безрадостную печать на жизнь русского человека.

Белорусская .ментальность имеет общие ценности с Русью: стремление к справедливости, ориентация на общинно-коллективистские ценности существования, на общество с идеалами братской любви и солидарности, но вместе с тем, она впитала и западную героику католицизма, униатскую склонность к компромиссам, строгую воздержанность вместе с индивидуализмом протестантизма. Белорусам присуще: миролюбие, толерантность, рассудительность, трудо­любие, уважение к закону, привязанность к малой родине, бережливость, склонность к семейно-родовой солидарности. Белорусская идея вопло­тила в себе историческое стремление народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, к сохранению и развитию белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны.

Принятие восточными славянами христианства имело огромное историческое значение. Православие было провозглашено князем Владимиром в конце 988 г. в качестве государственной религии. Оно стало консолидирующей силой, сплотившей родоплеменные группы восточных славян в единую народность. Христианская культура существовала и взаимодействовала с мифологической культурой.

История свидетельствует, что утверждение христианства в Полоцком княжестве проходило мирно, а 992 г. стал началом Полоцкой епархии и Православной церкви в Беларуси. Основание Полоцкой епархии одновременно с государственным строительством утверждало самостоятельность Полоцкого княжества, вводило белорусский народ в семью европейских народов. Принятие христианства - важнейший этап государственного становления Белой Руси. Приняв православие, Беларусь восприняла систему культурных ценностей, верований, интеллектуальных и эстетических достижений Византии.

Великие просветители славян братья Кирилл и Мефодий способствовали развитию славянской письменности и перевели священные христианские тексты на славянский язык, близкий к языку восточных славян.

Известно, что христианство возникло в лоне Римской империи, которая делилась на латинский Запад и греческий Восток, а позднее раскололась на Западную империю и Византию. В государственно-правовом отношении доминировал Запад, в культурном - Восток. Западная христианская церковь впитала духовное своеобразие Запада: холодный рассудочный рационализм, агрессивную авторитарность, индивидуализм, натурализм в искусстве. Эти особенности породили впоследствии притязания западной церкви на светскую власть, торговлю индульгенциями, догмат папской непогрешимости.

Восточная церковь впитала утонченную духовность эллинизма, примат эмоционального начала, соборность, символизм в искусстве. Разделение церквей (1054) свидетельствовало, что в Европе сформировались две родственные, но различные христианские цивилизации. Западные варвары, кельты, германцы вошли в католический мир, впоследствии расколовшийся на католиков и протестантов, но сохранивший общий духовный архетип. Славяне и народы Закавказья вошли в лоно восточной православной церкви, также расколовшейся на ряд течений, сохранивших общую духовную основу.

История Беларуси начинается с Истории Полоцка, Турова и вхождения западнорусских земель в состав Великого княжества Литовского. Православие ненасильственно распространялось в Литве. Но к концу XIV b. положение изменилось.

С момента Кревской унии 1385 г. католицизм становится государственной религией, а православие лишается покровительства государства. На белорусские земли пришли польское право, культура, язык. Началось вытеснение элементов белорусской государственности из политической жизни ВКЛ. В 1559 г. с принятием Люблинской унии ВКЛ и Королевство Польское объединились в единое государство - Речь Посполитую. Католичество распространяет свое влияние среди местного православного населения, используя монашеские католические ордена.

Реформационное движение содействовало активизации духовной жизни общества.

В истории идеологии государственности Беларуси особое место занимает Брестская уния (1596 г.) Ее суть в объединении православной и католической церквей и создание униатской церкви (греко-католической). Обрядность оставалась как в православии, но в качестве обязательного необходимо было признание Папы Римского наместником Бога на земле, а также уплата церковной десятины в пользу Ватикана.

После распада Речи Посполитой и включение части Беларуси в состав Российской империи (1772г.) Екатерина II не стесняла свободу веры и повелела наблюдать за неприкосновенностью всех конфессий. Учредив в 1773 г. независимую от Рима Белорусскую католическую епархию, Екатерина II не признавала за Папой права вмешательства в дела внутреннего устройства.

В истории белорусского государства существует множество замечательных имен в ряду которых святая Ефросинья Полоцкая (ок. 1120 – 1173) одна из самых высокочтимых святых православной церкви. Выдающимся писателем -проповедником является Кирилл Туровский (1130 – 1182).

Огромный вклад в историю общественно-политической мысли внесли мыслители и поэты XV-XX вв. У истоков ренессансной гуманистической мысли и национального самосознания стояли Н. Гусовский (1470(?) – 1533(?).В его «Песне и зубре» изложены важные черты белорусской психологии и элементы идеологии государственности.

Франциск Скорина (1490 – 1551) восточнославянский первопечатник, сын полоцкого купца. В Праге на старобелорусском языке XVI в. им были изданы «Псалтырь» и «Библия руска» с оригинальными предисловиями. Он считал, что белорусский народ должен войти в семью европейских народов, не утрачивая своей самобытности. Идеалом национальной самобытности народа Ф. Скорина считал культуру белорусов, их язык, традиции, историю.

Сымон Будный (ок. 1530 - 1593), Василий Тяпинский (ок. 1540 – 1603) – преемники традиций Ф. Скорины. С. Будный, используя обязанности протестантского пастыря, доказывал необходимость усвоения белорусской культуры, созданной на разных языках.

С. Полоцкий (1629-1680) прославился философскими трудами «Ветроград многоцветный» «Рифмологион», который являлся первым специальным и систематическим философским исследованием идеалов, целей, программ действия государства, содержащим обоснование необходимости идеологии сильного государства. Именно философия, по его мнению, незаменимая помощница в строительстве сильного государства.

Огромное влияние на формирование национального самосознания оказало творчество Ф. Богушевича (1840 – 1900) – «духовного отца белорусского возрождения». В своих произведениях, в частности в предисловии к сборнику «Дудка беларуская» он выдвинул концепцию истории белорусов, подчеркнул преемственность политических, государственных и культурных традиций ВКЛ, их связь с современными умонастроениями, выразившимися в желании освободить «землицу Беларусь» от социального, политического, религиозного гнета, возродить культуру и гражданский престиж родного языка.

Максим Богданович (1891-1917) Янка Купала (1882-1942) Якуб Колас (1882-1956) внесли огромный вклад в формирование философско-мировоззренческих основ идеологии белорусской государственности.

В творчестве Янки Купалы отражены сложные процессы национальной истории Беларуси. Патриотизм, идеи свободы и национального самосознания доставляют лейтмотив творчества классика.

Идеология - ориентир государственного строительства, основой которой является сочетание истории и традиций народа. В мировоззренческую основу государства включены принципы коллективизма, патриотизма, социальной справедливости, представление о том, что человек должен, прежде всего, рассчитывать на себя.

Толерантность" и доброжелательность - доминирующие социальные качества белорусов. Труд - важнейшая сущностная черта народа.

Все отчетливее вырисовываются основные идеи политического, социально-экономического развития страны, которая обрела суверенитет и независимость и самостоятельно осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь ищет новые формы взаимовыгодного сотрудничества с государствами ближнего и дальнего зарубежья. Важнейшим приоритетом страны является строительство единого союзного государства с Россией, союз с которой поможет сохранить социокультурную самобытность белорусов.

К числу важных ценностей следует отнести ценность сильного государства, которое ориентировано на осуществление эффективной внутренней и внешней политики, что порождает тенденцию к усилению государственной власти, способной обеспечить стабильность и устойчивое развитие страны.

Ценность института президентства. Государственная власть осуществляется Президентом страны, который обладает рядом функций исполнительного, законодательного, контрольного, арбитражного характера. Именно ему принадлежит идея создания идеологии белорусского государства, которая должна сплотить народ для осуществления поставленной задачи: «Сильная и процветающая Беларусь».

Для страны важна ценность гражданского общества. И современный этап – это этап формирования гражданского общества, которое представлено различными общественными организациями (молодежными, ветеранскими, профсоюзами, ассоциациями, кооперативами) которые призваны обеспечить связь органов власти и народа.

Ценность участия. Важным направлением является формирование политической культуры граждан страны, особенно подрастающего поколения, а также вовлечение в политику народных масс.

Государство ориентировано на приоритет права и закона и следствием этого является формирование высоких нравственных стандартов во взаимодействии и диалоге на международной арене и в области внутренней политики. Президент в своей деятельности ориентируется на принципиальность, честность, открытость, последовательность, искренность. Национальная белорусская идея воплотила в себе историческое стремление народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, к сохранению и развитию белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны.

Сохранение и приумножение историко-культурных ценностей имеет исключительно важное значение для развития национальной культуры белорусского народа. Отношения по поводу сохранения историко-культурного и духовного наследия регулируется Конституцией Республики Беларусь, Законом «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» и другими нормативными правовыми актами. Согласно ст. 1 указанного закона, историко-культурное наследие - это «совокупность отличительных итогов свидетельств исторического и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях». Государство гарантирует сохранность и защиту историко-культурного наследия не только коренной нации, но и всех национальных общностей, проживающих на территории Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 2 Закона «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь», под историко-культурными ценностями понимаются «наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства в порядке, определенном данным законом».

Из числа белорусских объектов, включенных в список всемирного культурного наследия, составленный ЮНЕСКО, входят: Мирский замок; Несвижский замок; Каложская (Борисоглебская) церковь XII века (Гродно); комплекс костела иезуитов XVI-XVII веков (Несвиж); дворцово-парковый ансамбль XVI-XVII веков (Несвиж); Каменецкая башня ХШ века (Брестская область); Спасо-Преображенская церковь XII века (Полоцк); церковь оборонного типа конец XV-XVI веков (д. Сынковичи Слонимского района); пункт дуги меридиана Струве в Брестской области.

Белорусское законодательство предусматривает гарантии создания, сохранения, распространения и популяризации произведений материальной и духовной культуры, сохранения и передачи культурных традиций; охраны исторических и культурных ценностей.

Став местом встречи Востока и Запада внутри славянства, в силу своего географического положения Беларусь играет роль творческого посредника между ними. Славянский же мир в целом служит интеграции Восточной и Западной цивилизаций, их пониманию, а не противостоянию и желанию подчинить друг друга. В сознании современного белорусского гражданина идеология должна создать образ своего Отечества как цивилизованного, суверенного молодого государства с древними славянскими традициями, способного выполнить миссию инициатора интеграции на постсоветском пространстве.

 

Вопросы:

1. Какова роль мифологии в становлении белорусской идеи?

2. Какое значение имело принятие восточными славянами христианства?

3. Какие традиционные ценности присущи менталитету белорусского народа?

4. Кто стоял у истоков формирования белорусской гуманистической мысли и национального самосознания?

5. Как понятие национальной идеологии соотносится с понятием идеологии белорусской государственности?

6. Какие социальные ценности присущи белорусам?

7. Чем объясняется близость мировоззрения и идеологии?

8. Какова миссия белорусского народа на постсоветском пространстве?