Система муниципальных правовых актов

Говоря о системе муниципальных правовых актов, законодатель как бы подчеркивает, что правовые акты упорядочены, разделены по определенным признакам для обеспечения их доступности, эффективности и разрешения юридических коллизий.

Согласно статье 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. в систему муниципальных правовых актов России входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образова­ния, постановления и распоряжения главы местной ад­министрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмот­ренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном ре­ферендуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны про­тиворечить уставу муниципального образования и пра­вовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

В законодательстве обозначены субъекты, обладаю­щие правом принимать (издавать) муниципальные пра­вовые акты; это население муниципального образования, его представительные органы, глава муниципального об­разования, глава местной администрации» иные органы и должностные лица местного самоуправления» К иным органам можно отнести, например, контрольный орган муниципального образования, избирательную комиссию муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральны­ми законами, законами субъекта РФ, уставом муниципаль­ного образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории му­ниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа му­ниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила» обязательные для исполнения на территории му­ниципального образования, принимаются большинством го­лосов от установленной численности депутатов представи­тельного органа муниципального образования, если иное не установлено Федеральным законом от 2003 г.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа му­ниципального образования, издает постановления и рас­поряжения по вопросам организации деятельности пред­ставительного органа муниципального образования.

Председатель представительного органа муниципаль­ного образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представитель­ного органа муниципального образования.

Глава местной администрации в пределах своих пол­номочий, установленных федеральными законами, зако­нами субъектов Российской Федерации, уставом муници­пального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных госу­дарственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федераций, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации. Иные должностные лица местного самоуправления из­дают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

3. Устав муниципального образования

Устав муниципального образования занимает верховенствующее положение в системе муниципальных правовых актов. Он обладает в этой системе высшей юридической силой. Он включает в себя основные нормы, регламентирующие организацию и деятельность местного сообщества на началах самоуправления. Уставы, хотя во многом воспроизводят многие нормы законов, но при этом адаптируют их к конкретным условиям муници­пального образования, представляют эти нормы в упо­рядоченном виде, облегчая работу депутатов и муниципальных служащих и формируя у населения более четкое представление о смысле, целях и задачах местного самоуправления.

Устав муниципального образования принимается пред­ставительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек— населением и непосредственно на сходе граждан. Устав, а также муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Проект устава муниципального образования не по­зднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одно­временным опубликованием (обнародованием) установ­ленного представительным органом муниципального об­разования порядка учета предложений по проекту ука­занного устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Устав муниципального образования подлежит госу­дарственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.

Основаниями для отказа в государственной регист­рации устава муниципального образования могут быть:

1) противоречие устава Конституции Российской Фе­дерации, федеральным законам, принимаемым в соот­ветствии с ними конституциям (уставам) и законам субъек­тов Российской Федерации;

2) нарушение порядка принятия устава, установленного Федеральным законом «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в РФ».

Устав муниципального образования подлежит офици­альному опубликованию (обнародованию) после его госу­дарственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

В соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об общих принципах ...» уставом муниципального об­разования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов мест­ного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных ор­ганов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу му­ниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муни­ципального образования, депутатов, членов иных вы­борных органов местного самоуправления, выборных дол­жностных лиц местного самоуправления, а также осно­вания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправ­ления и должностных лиц местного самоуправления, ос­нования наступления этой ответственности и порядок разрешения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекра­щения полномочий выборных органов местного само­управления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполне­ния местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Уставом муниципального образования могут регули­роваться и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.