Муниципально-правовые отношения: понятие, структура и виды.
1. Муниципально-правовые нормы: понятие, особенности и виды.
Как и любая другая норма права, муниципальная норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.
Муниципально-правовые нормы — это нормы права (правила поведения), которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на местном уровне, то есть в процессе организации и функционирования местного самоуправления. В совокупности эти нормы образуют муниципальное право как отрасль российского права.
Нормам муниципального права присущи черты, которые характерны для всех видов правовых норм. Вместе с тем данные нормы имеют свои собственные особенности.
Основной особенностью муниципально-правовых норм является то, что они регулируют общественные отношения в сфере организации и регулирования местного самоуправления.
Другой особенностью является то, что муниципальные нормы складываются, с одной стороны, из норм, установленных государственными органами в результате правотворческой деятельности на федеральном и региональном уровне, а с другой стороны, из правил поведения, установленных самими органами местного самоуправления (которые не входят в систему государственных органов) в результате их нормотворческой деятельности на местном уровне.
Специфика муниципально-правовых норм также заключается в том, что эти нормы как бы распределены «по двум адресам». Это означает, что муниципальные нормы одновременно относятся к двум отраслям права —. отрасли муниципального права и основной отрасли — конституционному, административному, финансовому праву и др.
В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм и уяснения их содержания эти нормы классифицируются по видам.
Классификаций муниципально-правовых норм множество, приведем основные из них.
Нормы муниципального права бывают материальными и процессуальными. Материальные характеризуются тем, что закрепляют полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц, права и обязанности граждан, других субъектов в сфере муниципального права. Процессуальные нормы определяют различного рода процедуры, связанные с местным самоуправлением (порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, порядок выборов и деятельности органов местного самоуправления и т.д.).
Кроме того, нормы муниципального права подразделяются в зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечивают. По этому основанию они делятся на регулятивные и охранительные нормы. Регулятивные нормы закрепляют компетенцию муниципальных образований, иных субъектов местного самоуправления, правовой статус граждан в сфере местного самоуправления, порядок осуществления функций местного самоуправления. Охранительные нормы закрепляют составы правонарушений в сфере местного самоуправления, организации и деятельности органов местного самоуправления, непосредственного отправления населением муниципальных функций.
По характеру предписаний рассматриваемые нормы делятся на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие или дозволительные нормы.
Дозволительные нормы закрепляют правовые возможности участников муниципальных отношений путем установления их полномочий и прав. Это нормы-разрешения, которые устанавливают, что можно делать. Таковы например, правила, закрепляющие права граждан в сфере местного самоуправления, в частности, их право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.
Обязывающие нормы предписывают совершать гражданами, органами, организациями определенные действия в сфере местного самоуправления, например, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.
Запрещающие нормы предусматривают запрет на совершение тех или иных действий, то есть устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодательством предусмотрено, например, что подчиненность органа, должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органам, должностным лицам других муниципальных образований не допускается.
По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными и местными. Федеральные нормы действуют на всей территории России, а местные лишь в пределах конкретного муниципального образования.
Более того, нормы муниципального права подразделяются по методам правового регулирования, в частности:
• императивные — т.е. содержащие властные предписания (например, нормы, которые устанавливают порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина требующие их официального опубликования (обнародования);
• диспозитивные — это те нормы, которые дают свободу действия, то есть предоставляют субъектам муниципально-правовых отношений право на самостоятельный выбор своего поведения;
• поощрительные — нормы, стимулирующие социально полезное поведение субъектов муниципального права;
• рекомендательные — нормы, предлагающие наиболее приемлемый для государства, муниципальных образований и общества вариант поведения субъектов муниципально-правовых отношений.
По субъектам правотворчества выделяются нормы, содержащиеся в международном законодательстве, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федерации, муниципальных нормативных актах, нормативных договорах.
2. Муниципально-правовые отношения: понятие, структура и виды.
Муниципально-празовое отношение — это урегулированное муниципально-правовыми нормами общественное отношение, которое возникает в процессе организации и функционирования местного самоуправления в муниципальных образованиях с учетом исторических и местных традиций.
Рассматриваемые отношения возникают, изменяются или прекращаются вследствие наступления определенных юридических фактов (событий, действий и бездействий).
Муниципально-правовые отношения являются разновидностью правовых - отношений и обладают всеми признаками, характерными для любых правоотношений, поэтому они складываются из следующих структурных элементов: субъекты, объекты и содержание правоотношений.
Субъекты муниципально-правовых отношений — это физические лица и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъектных прав и юридических обязанностей.
К субъектам муниципалъно-правовых отношений относятся:
• муниципальные образования;
• органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, а также органы территориального общественного самоуправления;
• депутаты представительных органов местного самоуправления; члены, других выборных органом местного самоуправления;
• граждане (отдельные физические лица или группа лиц), вступающие в правоотношения с органами местного самоуправления,
• собрание (сход) граждан;
• население муниципальных образований, осуществляющее публичную власть путем принятия решений на выборах, референдумах, сходах, собраниях;
• ассоциации и союзы муниципальных образований, общественные объединения;
• государственные органы Российской Федерации и субъектов России;
• различного рода коммерческие организации;
• муниципальные предприятия, учреждения и иные организации.
Объектом муниципально-правовых отношений является то, по поводу чего взаимодействуют субъекты данных правоотношений на основе своих прав, обязанностей и полномочий. К числу объектов муниципального права относятся, например, муниципальная собственность, территория муниципального образования, муниципально-правовые акты, поведение муниципальных служащих и т.д.
Содержание муниципальных правоотношений составляют права, обязанности и полномочия субъектом (участников) этих правоотношений. Данные права, обязанности и полномочия возникают непосредственно в сфере осуществления функций местного самоуправления. Это, например, право жителей на создание муниципальных образований.
Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты муниципальных правоотношений, заключается в том, что они возникают и складываются в процессе организации и осуществления местного самоуправления. Отсюда вытекают и иные особенности рассматриваемых отношений, которые обусловлены, прежде всего, природой местного самоуправления, возникающие как в области осуществления муниципальной публичной власти (в областях муниципального управления, государственного административного управления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), так и в области общественного самоуправления при осуществлении собственных инициатив граждан по вопросам местного значения.
Муниципально-правовые отношения по своей природе основываются как на нормах материального права, так и процессуального права. Так, например, тот факт, что избиратели осуществляют свое избирательное право на муниципальных выборах имеет материальную природу, а порядок реализации этого права определяется нормамипроцессуального права.
Рассматриваемые отношения имеют различные классификации, одной из основных является деление по их содержанию, которое можно подразделить на три группы.
К первой группе относятся отношения, связанные с организацией местного самоуправления, в частности, с созданием, объединением, совершенствованием муниципальных образований, установлением и изменением их границ, утверждением собственной символики, а также с определением структуры и наименования, с формированием, контролем над их деятельностью, установлением мер ответственности.
Вторую группу данной классификации составляют отношения, которые возникают в процессе принятий решений жителями муниципального образования по вопросам жизнедеятельности населения и обеспечения социально-экономического развития данного муниципального образования (например-, вопросы формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, управления муниципальной собственностью, организации в границах муниципального образования электр-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, планировки и застройки территорий, содержания автомобильных дорог местного значения, организации и развития муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, вопросы создания условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания).
В третью группу входят отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления в процессе реализации переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации государство наделяет органы местного самоуправления конкретными государственными полномочиями и одновременно устанавливает условия, порядок контроля за осуществлением данных полномочий;
Следует отметить, что муниципально-правовые отношения можно классифицировать и по другим основаниям, например, в зависимости от. их субъектов (участников).
Исходя из этого муниципальные правоотношения подразделяются на три вида:
1) правоотношения, в которых обязательно одним из субъектов выступает муниципальное образование;
2) отношения, в которых одной из сторон выступает население (граждане) муниципального образования;
3) отношения, в которых одной из сторон является орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления.