Муниципально-правовые отношения: понятие, структура и виды.

1. Муниципально-правовые нормы: понятие, особенности и виды.

Как и любая другая норма права, муниципальная нор­ма представляет собой установленное и охраняемое госу­дарством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обя­занностях.

Муниципально-правовые нормы — это нормы права (правила поведения), которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на местном уровне, то есть в процессе организации и функционирования местного самоуправления. В совокупности эти нормы образу­ют муниципальное право как отрасль российского права.

Нормам муниципального права присущи черты, ко­торые характерны для всех видов правовых норм. Вме­сте с тем данные нормы имеют свои собственные особен­ности.

Основной особенностью муниципально-правовых норм является то, что они регулируют общественные отноше­ния в сфере организации и регулирования местного са­моуправления.

Другой особенностью является то, что муниципаль­ные нормы складываются, с одной стороны, из норм, установленных государственными органами в результате правотворческой деятельности на федеральном и регио­нальном уровне, а с другой стороны, из правил поведе­ния, установленных самими органами местного самоуп­равления (которые не входят в систему государственных органов) в результате их нормотворческой деятельности на местном уровне.

Специфика муниципально-правовых норм также за­ключается в том, что эти нормы как бы распределены «по двум адресам». Это означает, что муниципальные нормы одновременно относятся к двум отраслям пра­ва —. отрасли муниципального права и основной отрас­ли — конституционному, административному, финан­совому праву и др.

В целях более глубокого изучения особенностей муни­ципально-правовых норм и уяснения их содержания эти нормы классифицируются по видам.

Классификаций муниципально-правовых норм множе­ство, приведем основные из них.

Нормы муниципального права бывают материальны­ми и процессуальными. Материальные характеризуют­ся тем, что закрепляют полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц, права и обя­занности граждан, других субъектов в сфере муници­пального права. Процессуальные нормы определяют раз­личного рода процедуры, связанные с местным самоуп­равлением (порядок принятия решений непосредствен­но населением муниципальных образований, порядок выборов и деятельности органов местного самоуправле­ния и т.д.).

Кроме того, нормы муниципального права подразде­ляются в зависимости от того, какие функции, цели пра­вового регулирования они обеспечивают. По этому осно­ванию они делятся на регулятивные и охранительные нормы. Регулятивные нормы закрепляют компетенцию муниципальных образований, иных субъектов местного самоуправления, правовой статус граждан в сфере мест­ного самоуправления, порядок осуществления функций местного самоуправления. Охранительные нормы закреп­ляют составы правонарушений в сфере местного само­управления, организации и деятельности органов мест­ного самоуправления, непосредственного отправления на­селением муниципальных функций.

По характеру предписаний рассматриваемые нормы делятся на обязывающие, запрещающие и уполномочи­вающие или дозволительные нормы.

Дозволительные нормы закрепляют правовые возмож­ности участников муниципальных отношений путем установления их полномочий и прав. Это нормы-разрешения, которые устанавливают, что можно делать. Та­ковы например, правила, закрепляющие права граж­дан в сфере местного самоуправления, в частности, их право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Обязывающие нормы предписывают совершать граж­данами, органами, организациями определенные действия в сфере местного самоуправления, например, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с доку­ментами и материалами, непосредственно затрагивающи­ми права и свободы человека и гражданина.

Запрещающие нормы предусматривают запрет на со­вершение тех или иных действий, то есть устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодательством предусмотрено, например, что подчиненность органа, дол­жностного лица местного самоуправления одного муници­пального образования органам, должностным лицам дру­гих муниципальных образований не допускается.

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными и местными. Федеральные нор­мы действуют на всей территории России, а местные лишь в пределах конкретного муниципального образования.

Более того, нормы муниципального права подразделяются по методам правового регулирования, в частности:

• императивные — т.е. содержащие властные пред­писания (например, нормы, которые устанавливают по­рядок вступления в силу нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, которые затрагивают права, свободы и обязанности че­ловека и гражданина требующие их официального опуб­ликования (обнародования);

• диспозитивные — это те нормы, которые дают сво­боду действия, то есть предоставляют субъектам муни­ципально-правовых отношений право на самостоятель­ный выбор своего поведения;

• поощрительные — нормы, стимулирующие социально полезное поведение субъектов муниципального права;

• рекомендательные — нормы, предлагающие наиболее приемлемый для государства, муниципальных образований и общества вариант поведения субъектов муниципально-правовых отношений.

По субъектам правотворчества выделяются нормы, содержащиеся в международном законодательстве, феде­ральном законодательстве, законодательстве субъектов Федерации, муниципальных нормативных актах, нор­мативных договорах.

2. Муниципально-правовые отношения: понятие, структура и виды.

Муниципально-празовое отношение — это урегулиро­ванное муниципально-правовыми нормами общественное отношение, которое возникает в процессе организации и функционирования местного самоуправления в муници­пальных образованиях с учетом исторических и мест­ных традиций.

Рассматриваемые отношения возникают, изменяются или прекращаются вследствие наступления определен­ных юридических фактов (событий, действий и бездей­ствий).

Муниципально-правовые отношения являются раз­новидностью правовых - отношений и обладают всеми признаками, характерными для любых правоотноше­ний, поэтому они складываются из следующих струк­турных элементов: субъекты, объекты и содержание правоотношений.

Субъекты муниципально-правовых отношений — это физические лица и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъектных прав и юридических обязанностей.

К субъектам муниципалъно-правовых отношений от­носятся:

• муниципальные образования;

• органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, а также органы терри­ториального общественного самоуправления;

• депутаты представительных органов местного са­моуправления; члены, других выборных органом местно­го самоуправления;

• граждане (отдельные физические лица или группа лиц), вступающие в правоотношения с органами местно­го самоуправления,

• собрание (сход) граждан;

• население муниципальных образований, осуществ­ляющее публичную власть путем принятия решений на выборах, референдумах, сходах, собраниях;

• ассоциации и союзы муниципальных образований, общественные объединения;

• государственные органы Российской Федерации и субъектов России;

• различного рода коммерческие организации;

• муниципальные предприятия, учреждения и иные организации.

Объектом муниципально-правовых отношений являет­ся то, по поводу чего взаимодействуют субъекты данных правоотношений на основе своих прав, обязанностей и пол­номочий. К числу объектов муниципального права отно­сятся, например, муниципальная собственность, террито­рия муниципального образования, муниципально-правовые акты, поведение муниципальных служащих и т.д.

Содержание муниципальных правоотношений состав­ляют права, обязанности и полномочия субъектом (уча­стников) этих правоотношений. Данные права, обязан­ности и полномочия возникают непосредственно в сфере осуществления функций местного самоуправления. Это, например, право жителей на создание муниципальных образований.

Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты муниципальных правоотношений, заключается в том, что они возникают и складываются в процессе организации и осуществления местного само­управления. Отсюда вытекают и иные особенности рас­сматриваемых отношений, которые обусловлены, прежде всего, природой местного самоуправления, возникаю­щие как в области осуществления муниципальной пуб­личной власти (в областях муниципального управле­ния, государственного административного управления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), так и в обла­сти общественного самоуправления при осуществлении собственных инициатив граждан по вопросам местного значения.

Муниципально-правовые отношения по своей приро­де основываются как на нормах материального права, так и процессуального права. Так, например, тот факт, что избиратели осуществляют свое избирательное право на муниципальных выборах имеет материальную приро­ду, а порядок реализации этого права определяется нор­мамипроцессуального права.

Рассматриваемые отношения имеют различные класси­фикации, одной из основных является деление по их со­держанию, которое можно подразделить на три группы.

К первой группе относятся отношения, связанные с организацией местного самоуправления, в частности, с созданием, объединением, совершенствованием муници­пальных образований, установлением и изменением их границ, утверждением собственной символики, а также с определением структуры и наименования, с формиро­ванием, контролем над их деятельностью, установлени­ем мер ответственности.

Вторую группу данной классификации составляют от­ношения, которые возникают в процессе принятий ре­шений жителями муниципального образования по вопросам жизнедеятельности населения и обеспечения со­циально-экономического развития данного муниципаль­ного образования (например-, вопросы формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, управле­ния муниципальной собственностью, организации в гра­ницах муниципального образования электр-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, планировки и заст­ройки территорий, содержания автомобильных дорог местного значения, организации и развития муници­пальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, вопросы создания условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного пи­тания, торговли и бытового обслуживания).

В третью группу входят отношения, в которых на­ходит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления в процессе реализации переданных орга­нам местного самоуправления отдельных государствен­ных полномочий. В соответствии с федеральными зако­нами и законами субъектов Российской Федерации го­сударство наделяет органы местного самоуправления конкретными государственными полномочиями и одно­временно устанавливает условия, порядок контроля за осуществлением данных полномочий;

Следует отметить, что муниципально-правовые от­ношения можно классифицировать и по другим основа­ниям, например, в зависимости от. их субъектов (участ­ников).

Исходя из этого муниципальные правоотношения подразделяются на три вида:

1) правоотношения, в которых обязательно одним из субъектов выступает муниципальное образование;

2) отношения, в которых одной из сторон выступает население (граждане) муниципального образования;

3) отношения, в которых одной из сторон является орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления.