Понятие муниципального образования. Основные признаки.
Закон 1995 г. содержал развернутое определение муниципального образования. Это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные (представительные) органы. Названные особенности в совокупности с уставом муниципального образования составляли главные признаки самоуправляющейся единицы. Закон 2003 г. определяет муниципальное образование как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения (ст. 2).
В Законе 2003 г. содержатся подробные характеристики — описания муниципальных образованийобщего типа: городских и сельских поселений; муниципальных районов; городских округов.
Называются также муниципальные образования, принадлежащие к группеспециального типа: внутригородские территории городов федерального значения; закрытые административно-территориальные образования; города-наукограды; приграничные территории.
Приведем определения муниципальных образований общего типа.
Сельское поселение представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и т. д.).
Городское поселение — это город или поселок с прилегающей территорией. В составе городского поселения могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями (муниципальными образованиями). Численность жителей в таких сельских населенных пунктах должна составлять, как правило, менее 1 тыс. человек.
Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий (вне границ поселений), объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через местные органы, которые также выполняют отдельные государственные полномочия. «Муниципальный район, — поясняет Д. Н. Козак, возглавлявший специальную комиссию по разработке проекта Закона 2003 г., — это современный сельский район, объединяющий в любом случае несколько сельских и городских муниципальных образований для решения межмуниципальных задач»'.
Городской округ — это не входящее в состав муниципального района городское поселение, органы власти которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения как поселения, так и муниципального района. Кроме того, городской округ выполняет возложенные на него государством отдельные полномочия. Невхождение в состав муниципального района — не единственное требование к организации городского округа. Во внимание принимаются условия для самостоятельного решения вопросов местного значения и переданных государственных полномочий. Очевидно, что городской округ — довольно крупное городское поселение, способное справиться как с собственными задачами, так и с делегированными функциями. Согласно ч. 2 ст. 11 Закона 2003 г. наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и-иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения и исполнения ими отдельных переданных государственных полномочий.
Внутри группы общего типа муниципальные образования разнятся между собой по нескольким основаниям. Одни из них организованы по поселенческому принципу, другие — по территориальному. За поселениями закрепляются 22 вопроса местного значения. Муниципальные районы располагают только 20 местными вопросами. В арсенале городских округов их 27. Городские и сельские поселения могут решать только вопросы местного значения. Предметы ведения муниципальных районов и городских округов помимо местных вопросов включают также отдельные государственные полномочия.
Что отличает муниципальные образования общего типа от территорий со специальным статусом? Первые представляют собой самое массовое звено муниципальных образований Российской Федерации. Вторые, напротив, единичны. Они скорее исключение из общего ряда самоуправляющихся территорий. Применительно к ним федеральный законодатель говорит об особенностях организации местного самоуправления в закрытых административно-территоральных образованиях, городах-наукоградах и приграничных территориях, имея в виду что особенности их статуса вызывают специфику реализации самоуправленческих начал.
Несмотря на объективные показатели, отличающие территории самоуправления по их размерам, численности и плотности населения, в правовом отношении они равны.