Правовой режим международных рек, заливов, проливов и каналов.
Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей. Пролив — это естественный морской проход, соединяющий районы одного и того же моря или моря и океаны между собой.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила следующие виды проливов, используемых для международного судоходства:
проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны, в которых любые суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода в целях непрерывного и быстрого прохода или пролета через пролив;
проливы между островом и континентальной частью прибрежного государства, в которых применяется право мирного прохода как для транзита, так и для захода в территориальные и внутренние воды;
проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем государства, в которых также применяется право мирного прохода;
проливы, правовой режим в которых регулируется специальными международными соглашениями (Черноморские проливы, Балтийские проливы и т.д.).
Граничащие с международным проливом государства вправе в пределах, предусмотренных международными соглашениями, регулировать транзитный и мирный проход судов и летательных аппаратов через пролив, в частности, устанавливать правила относительно:
безопасности судоходства;
предотвращения загрязнения с судов;
недопущения рыболовства;
погрузки и выгрузки товаров, посадки и высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных правил и т.п.
Международные каналы представляют собой соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях интенсивного морского судоходства и используемые всеми государствами в соответствии с международным правом и национальным законодательством. Особенностью правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государства — владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров, существенно ограничивающих правомочия данного государства.
Принципы правового режима международных каналов: уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние дела; свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой бы то ни было дискриминации; обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законодательства государства — владельца канала.
Режим судоходства по большинству каналов характеризуется следующими основными чертами:
каналы в мирное время открыты для всех невоенных судов и военных кораблей всех государств;
администрации канала предварительно сообщается название и принадлежность судна, получается свидетельство на судно (в большинстве каналов ограничивается прохождение судов определенных размеров и тоннажа), предусмотрена уплата сборов;
устанавливаются правила прохождения канала.
В военное время воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска, грузить и разгружать военные грузы и т.д.; в отношении территории канала запрещается блокада.
Детально правовой режим каналов регулируется национальным правом соответствующего государства и международными договорами, например, Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г.
Общие положения. Согласно ст. 16 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне не допускается приостановление мирного прохода иностранных судов через проливы, которые, соединяя часть открытого моря с другой частью открытого моря или с территориальным морем иностранного государства, служат для международного судоходства. Правовой режим этих проливов может регулироваться нормами национального права, международными соглашениями, однако в основе такого регулирования должен лежать принцип свободы судоходства для судов всех государств без какой-либо дискриминации. Вместе с тем режим различных проливов имеет свои особенности. Так, Черноморские проливы, ведущие к морю, на берегах которого расположено ограниченное число государств, не могут иметь режим, аналогичный, например, режиму Гибралтарского пролива, соединяющего только две части открытого моря. Что касается проливов, ведущих в закрытые моря, берега которых принадлежат одному государству, или во внутренние воды государства (например, Керченский пролив), то их правовой режим целиком определяется прибрежным государством и на них распространяется режим внутренних вод.
Каналы, используемые для международного судоходства, обычно являются собственностью государств и находятся под их суверенитетом. Правовой режим таких каналов может определяться нормами как национального, так и международного права.
Для международных рек характерным является то, что они либо пересекают границы различных государств, либо составляют их границы. В отличие от рек, протекающих полностью по территории одного государства, международные реки имеют особый правовой режим. В тех случаях, когда такая река пересекает территорию государства, участок реки находится под суверенитетом прибрежного государства, однако в силу международного соглашения, заключенного прибрежными государствами, по нему может допускаться плавание судов других стран.