Правовой режим международных рек, заливов, проливов и каналов.

Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей. Пролив — это естествен­ный морской проход, соединяющий районы одного и того же моря или моря и океаны между собой.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила следую­щие виды проливов, используемых для международного судоходства:

проливы между одной частью открытого моря или экономичес­кой зоны, в которых любые суда пользуются правом беспрепятствен­ного транзитного прохода в целях непрерывного и быстрого прохода или пролета через пролив;

проливы между островом и континентальной частью прибрежно­го государства, в которых применяется право мирного прохода как для транзита, так и для захода в территориальные и внутренние воды;

проливы между одним районом открытого моря и территориаль­ным морем государства, в которых также применяется право мирного прохода;

проливы, правовой режим в которых регулируется специальными международными соглашениями (Черноморские проливы, Балтий­ские проливы и т.д.).

Граничащие с международным проливом государства вправе в пределах, предусмотренных международными соглашениями, регу­лировать транзитный и мирный проход судов и летательных аппара­тов через пролив, в частности, устанавливать правила относительно:

безопасности судоходства;

предотвращения загрязнения с судов;

недопущения рыболовства;

погрузки и выгрузки товаров, посадки и высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных правил и т.п.

Международные каналы представляют собой соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях ин­тенсивного морского судоходства и используемые всеми государства­ми в соответствии с международным правом и национальным зако­нодательством. Особенностью правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государст­ва — владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров, существенно ограничивающих правомо­чия данного государства.

Принципы правового режима международных каналов: уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внут­ренние дела; свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой бы то ни было дискриминации; обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законода­тельства государства — владельца канала.

Режим судоходства по большинству каналов характеризуется сле­дующими основными чертами:

каналы в мирное время открыты для всех невоенных судов и военных кораблей всех государств;

администрации канала предварительно сообщается название и принадлежность судна, получается свидетельство на судно (в боль­шинстве каналов ограничивается прохождение судов определенных размеров и тоннажа), предусмотрена уплата сборов;

устанавливаются правила прохождения канала.

В военное время воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска, грузить и разгружать воен­ные грузы и т.д.; в отношении территории канала запрещается бло­када.

Детально правовой режим каналов регулируется национальным правом соответствующего государства и международными договора­ми, например, Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г.

Общие положения. Согласно ст. 16 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне не допускается приостановление мирного прохода иностранных судов через проливы, которые, соединяя часть открытого моря с другой частью открытого моря или с территориальным морем иностранного государства, служат для международного судоходства. Правовой режим этих проливов может регулироваться нормами национального права, международными соглашениями, однако в основе такого регулирования должен лежать принцип свободы судоходства для судов всех государств без какой-либо дискриминации. Вместе с тем режим различных проливов имеет свои особенности. Так, Черноморские проливы, ведущие к морю, на берегах которого расположено ограниченное число государств, не могут иметь режим, аналогичный, например, режиму Гибралтарского пролива, соединяющего только две части открытого моря. Что касается проливов, ведущих в закрытые моря, берега которых принадлежат одному государству, или во внутренние воды государства (например, Керченский пролив), то их правовой режим целиком определяется прибрежным государством и на них распространяется режим внутренних вод.

Каналы, используемые для международного судоходства, обычно являются собственностью государств и находятся под их суверенитетом. Правовой режим таких каналов может определяться нормами как национального, так и международного права.

Для международных рек характерным является то, что они либо пересекают границы различных государств, либо составляют их границы. В отличие от рек, протекающих полностью по территории одного государства, международные реки имеют особый правовой режим. В тех случаях, когда такая река пересекает территорию государства, участок реки находится под суверенитетом прибрежного государства, однако в силу международного соглашения, заключенного прибрежными государствами, по нему может допускаться плавание судов других стран.