Пояснительные условные знаки

К пояснительным картографическим условным знакам относятся все прочие условные обозначения на топографической карте или плане, которые применяются для дополнительной характеристики местных предметов. Употребляются они всегда в сочетании с условными топографическими знаками первых двух типов. Например, при обозначении на карте леса внутри контура в дополнение к контурным знакам леса (кружки) помещаются пояснительный знак в виде лиственного или хвойного дерева, указывающий породу и возраст деревьев; при изображении некоторых видов дорог указываются штрихами, перпендикулярными к оси дороги, подъемы круче 10 градусов на реках стрелкой указываются направления течения и т. д.

К пояснительным топографическим условным обозначениям можно отнести также различные подписи и цифры, сопровождающие некоторые условные знаки.

Подписи применяются для указания собственным названиям предметов, как населенные пункты, реки и пр., а также для более подробной характеристики местных предметов, изображаемых на картах. Для этого, например, рядом с топографическими условными знаками промышленных и сельскохозяйственных предприятий, горнорудных разработок и некоторых других предметов подписывается сокращенно род производства, добычи или иная характеристика. Например, кирп. – кирпичный завод, зерн. – зерновой совхоз, зол. – золотые прииски, сух. – высохший колодец.

Точно также сокращенными подписями поясняются некоторые местные предметы и ориентиры, не имеющие своих картографических условных знаков, но выделяющиеся по своему значению. Например, у здания больницы ставится подпись больн., у железнодорожной будки – Б. и т. п. Перечень сокращенных подписей, применяемых на картах, дан ниже.

Цифровые обозначения применяются для указания числа дворов в сельских населенных пунктах, высот наиболее характерных точек рельефа, меженнего уровня (наиболее устойчивого уровня воды в течение лета) воды в реках или озерах и т. п.

Условные знаки карт масштабов 1:25 000, 1:50 000 и 1: 100 000 в основном одинаковы по начертанию и отличаются только своими размерами.

25. Понятие географической широты.

Ответ: Географическая широта определяется с помощью параллелей. Она бывает северная и южная. Если точка лежит к северу от экватора, то она имеет северную широту, а если к югу — южную. Географическая широта на экваторе равна 0°. Все точки, расположенные на одной параллели, имеют одинаковую широту. На картах широту параллелей обозначают на рамках карты, а на глобусе — у пересечения параллелей с меридианами 0° и 180°.

Географические широты могут иметь значение от 0° до 90°. Географическая широта 90° находится у полюсов.

Под географической широтой понимают величину дуги от экватора к северу или к югу до заданной точки. Она тоже измеряется в градусах, так как широта точки есть угол между отвесной линией, проходящей через эту точку, и плоскостью экватора. Чтобы определить географическую широту какого-либо объекта, нужно определить параллель, на которой он находится. Например, Санкт-Петербург имеет широту, равную 60° северной широты, потому что он расположен на параллели, отстоящей от экватора на 60°. Что же делать, если объект расположен не на изображенных параллелях, а между ними? Для этого надо определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора и к ней прибавить число градусов дуги меридиана от параллели до объекта. Например, Москва располагается севернее параллели 50°. Число градусов по меридиану между этой параллелью и Москвой равно 6. Значит, географическая широта Москвы будет 56°. Так как этот город лежит к северу от экватора, то широта будет северной.

26. Понятие географической долготы.

Ответ: Географической долготой называют часть дуги экватора, которая заключена между начальным меридианом и меридианом исследуемой точки. Измеряется долгота в градусах. Для отсчета меридианов один из них принимают за начальный, или нулевой. Начальный меридиан проходит через старую Гринвичскую обсерваторию (Лондон). Прежде для этой цели служили меридианы острова Иерро (самого западного из группы Канарских островов), Парижской и Берлинской обсерваторий и др. В России при геодезических и картографических работах в XIX веке счет долгот велся от меридиана Пулковской обсерватории.

Начальный меридиан делит поверхность Земли на два полушария: Восточное и Западное. Если определяемая точка лежит к востоку от нулевого меридиана, то она будет обладать восточной долготой. Она может иметь значение от 0° до 180°. Чтобы определить географическую долготу, надо найти меридиан, на котором находится данная точка. Например, Санкт-Петербург располагается к востоку от Гринвича на меридиане, отстоящем от начального на 30°. Это значит, что географическая долгота этого города будет равна 30° восточной долготы (30° в.д.). Если пункт располагается между двумя меридианами, то сначала узнают долготу ближайшего к пункту меридиана со стороны Гринвича. Затем к ней прибавляют число градусов дуги параллели между этим меридианом и самим пунктом. Например, Москва находится восточнее меридиана 30°. Дуга параллели между этим меридианом и Москвой составляет 8°. Это значит, что географическая долгота Москвы 38°. Она расположена к востоку от нулевого меридиана. Это значит, что Москва имеет восточную долготу.

Почему же долгота измеряется в градусах? Это можно объяснить тем, что долгота данной точки есть угол между плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана данной точки земной поверхности.

 

27. Использование координатной сетки при целеуказании по карте

Ответ: Целеуказание по карте включает определение по карте и передачу по техническим средствам связи или каким-либо другим способом данных о местоположении целей (объектов) на местности. Оно обычно применяется, когда передающий и принимающий целеуказание находятся на значительном удалении друг от друга. Целеуказание должно быть кратким, понятным и достаточно точным.

В зависимости от обстановки и характера решаемых задач местоположение целей (объектов), нанесенных на карту, указывают различными способами: по квадратам координатной (километровой) сетки, прямоугольными координатами, географическими координатами, от ориентира, от условной линии.

По квадратам координатной сетки указывают приближенное местоположение цели или объекта, когда достаточно знать, в каком квадрате координатной сетки карты цель находится. Квадрат, в котором находится цель (объект), указывают подписями (номерами) образующих его километровых линий, вначале нижней горизонтальной линии (абсциссы X), а затем левой вертикальной линии (ординаты У). В письменном документе квадрат указывают в скобках после наименования объекта, например, высота с отметкой 245,2 (4814) (рис. 1). При устном докладе вначале указывают квадрат, а затем наименование объекта: квадрат 4814, высота с отметкой 245,2.


Рис.1 Целеуказание по квадратам координатной сетки карты.

Для более точного указания местоположения объекта квадрат координатной сетки делят на девять частей, которые обозначают цифрами. Цифру, уточняющую местоположение объекта внутри квадрата, добавляют при целеуказании к обозначению квадрата, например, КНП (4914-9). Такое целеуказание называют целеуказанием «по улитке». Его точность для карты масштаба 1 : 50 000 составляет около 300 м, а для карты масштаба 1 : 100000 — около 500 м.
В отдельных случаях при уточнении местоположения объекта квадрат на карте делят на четыре части, обозначаемые прописными буквами, например, миномет (5013-А).

На склейке карт, покрывающей район протяженностью с севера на юг или с запада на восток более 100 км, оцифровка километровых линий в двухзначных числах может повториться (см. подразд. 7.3). Чтобы исключить неопределенность в положении объекта, квадрат при целеуказании обозначают шестью цифрами. К абсциссе X и ординате У добавляют сотни километров (по одной цифре мелкого шрифта в оцифровке координатных линий), например, высота 245,2 (448714).

Целеуказание вышеперечисленными приемами по радио открытым текстом противник может легко расшифровать и принять необходимые меры к выводу целей из-под ударов. Чтобы вести скрытое целеуказание, километровым линиям присваивают произвольные номера, которые необходимо знать передающему и принимающему целеуказание.

Прямоугольными координатами целеуказание выполняется наиболее точно. При этом местоположение цели может быть указано полными или сокращенными координатами (см. подразд. 7.3) в зависимости от удаления передающего от принимающего целеуказания.

Географическими координатами целеуказание выполняется по мелкомасштабным топографическим картам, на которых нет километровой сетки. Местоположение цели указывают широтой и долготой, например, высота 245,2 (40° 08' 40" с. ш., 65° 31' 00" в. д.).

От ориентира. В районе боевых действий на карте выбирают несколько ориентиров, присваивают им условные наименования, которые записывают на карте. Через каждый ориентир проводят взаимно перпендикулярные линии, параллельные линиям километровой сетки. При указании цели называют ближайший к ней ориентир, затем расстояния до нее по перпендикулярам. Например (рис. 2): «Сокол, юг — 200, запад — 500, САУ». Данные целеуказания записывают так; САУ (Сокол, ю200, з500). Целеуказание от ориентира можно осуществлять также указанием расстояния до цели и направления на нее. Например: «Голова танковой колонны — 7 км северо-западнее Клин». Если ориентирам не присваивались условные наименования, то при целеуказании от ориентира необходимо указывать квадрат, в котором ориентир находится, например, КНП — 2 км севернее СНОВ (4567). В таких случаях в качестве ориентиров принимают обычно крупные населенные пункты, озера и т. п.

Рис.2 Целеуказание от ориентира.

От условной линии целеуказание применяется чаще всего в движении, особенно в танковых подразделениях. Заранее на карте проводят линию в направлении действий подразделений (рис. 3), относительно которой указывают положение целей. На линию наносят сантиметровые деления. Начальную и конечную точки линии обозначают буквами. Таких линий может быть несколько. Все их наносят на рабочие карты передающий и принимающий целеуказание. Положение цели на снимку карте указывают в таком порядке. Вначале называют условное наименование линии, затем отрезок линии до цели в сантиметрах и длину перпендикуляра от линии до цели в сантиметрах. Например: «Прямая АБ, четыре и девять, вправо два и ноль, ПТУР». При необходимости данные целеуказания записывают в таком порядке: «Противотанковое орудие (АБ — 7,3, влево 1,5)».

Рис.3 Целеуказание от условной линии.

Целеуказание по аэрофотоснимкам чаще всего производят в прямоугольных или полярных координатах. В прямоугольных координатах положение целей указывают, когда на аэрофотоснимках нанесена координатная сетка. Порядок целеуказания такой же, как и по карте.

Целеуказание в полярных координатах осуществляют также на заранее подготовленных аэрофотоснимках. Их подготовка заключается в следующем. Аэрофотоснимкам присваивают номера, которые записывают в правом верхнем углу. На всех аэрофотоснимках, имеющих одинаковые номера, строится одна система полярных координат. В качестве полюса принимают четко изобразившуюся на аэрофотоснимке контурную точку (перекресток дорог, просек, угол леса и т. п.), а в качестве полярной оси — направление на удаленную от полюса контурную точку. Полюс обводят кружком, а направление прочерчивают на аэрофотоснимке (рис. 4).

Рис.4 Целеуказание по аэрофотоснимку.

Целеуказание в полярных координатах выполняют в такой последовательности. Цель на аэрофотоснимке соединяют прямой линией с полюсом. Затем измеряют угол положения цели, а также расстояние до нее в миллиметрах и передают полученные полярные координаты цели. Например: «Аэрофотоснимок 4, влево 4-34, 47 — РЛС». При необходимости данные целеуказания записывают: РЛС (аэрофотоснимок 4, влево 4-37, 47).

 

28. Подготовка исходных данных для движения по азимутам.

Ответ: Сущность движения по азимутам заключается в уме­нии выдерживать с помощью компаса нужное направле­ние и точно выходить к намеченному пункту. Этот способ незаменим при движении на незнакомой местности, в го­рах, в лесу, в пустыне, и особенно ночью и в других усло­виях ограниченной видимости. Особенно необходимы эти умения в условиях боевых действий войск. По азимутам идут в разведку и возвращаются из нее, выдерживается направление наступления, атаки, совершаются марши войск на различной местности.

Как же подготавливаются данные для движения по азимутам и что они собой представляют? Подготовка по карте данных для движения по азимутам состоит в изуче­нии и уточнении маршрута движения, выборе ориентиров вдоль него, особенно в местах поворота, в определении магнитных азимутов и расстояний по каждому участку пу­ти — от одного ориентира до другого — и, наконец, в оформлении этих данных так, чтобы ими было удобпо пользоваться в пути.

Выбор ориентиров и уточнение маршрутов производится по карте.

 

Количество ориентиров и выбор маршрута движения определяются в зависимости от характера мест­ности, задач и условий предстоящего движения.

Главное — выбрать маршрут, который бы обеспечивал быстрый выход к назначенному пункту (объекту). Поэто­му желательно, чтобы он не имел излишних поворотов, проходил по участкам, наиболее удобным для движения, и по возможности обходил имеющиеся на местности пре­пятствия.

Выбранные ориентиры соединяют прямыми линиями. Если они не пересекают линий координатной сетки на карте, необходимо их продолжить до пересечения, с тем, чтобы легче можно было определить дирекционные углы о . После этого на карте для каждого участка маршрута определяют дирекционный угол и, вводя поправку направ­ления, переводят его в магнитный азимут, который и запи­сывается на карте против соответствующего участка мар­шрута. Угол этот замеряют по часовой стрелке с помощью транспортира (рис. 59) или с помощью компаса. Делается

это так. Положив карту с прочерченным маршрутом на стол, ориентируют ее как можно точнее по компасу с уче­том поправки направления. Затем, не меняя ориентировки карты, прикладывают компас на первую линию маршрута так, чтобы направление С — Ю совпало с прочерченным направлением маршрута (при этом С должен быть направ­лен в сторону движения) (рис.60).

После того как стрелка успокоится, берут отсчет по лимбу компаса под ее северным концом. Вычтя получен­ное число из 360°, получим магнитный азимут искомого направления. Таким же образом определяют последова­тельно магнитные азимуты всех остальных участков мар­шрута. Для нашего примера на первом участке магнитный азимут равен 360° — 340° = 20°, а азимут второго участка будет 360° — 30° = 330°. Определив и записав магнитные азимуты, измеряют по карте длину каждого участка мар­шрута. При этом, если движение будет совершаться пе-1 шим порядком, метры переводят в пары шагов или подсчитывается время, необходимое для прохождения каждого участка, например, при движении на лыжах. Все эти дан­ные оформляют на карте, но если карты с собой в пути не


Рассмотрим порядок и технику движения по азимуту на примере движения по маршруту от северной окраины поселка Никитское до моста на железной дороге юго-вос­точнее Згарева.

29. Подъём и склеивание карты.

Ответ:

Подготовка карты к работе включает: оценку карты, склеивание листов карты, складывание карты и подъем элементов местности на карте.

Оценка карты — ознакомление с картой и уяснение ее особенностей. Ознакомление с картой производится по следующим вопросам: масштаб, высота сечения рельефа, год съемки (составления), номер и год издания, поправка направления.

Масштаб узнают по подписи внизу листа карты и уясняют размер стороны квадрата координатной сетки в километрах и величину масштаба (сколько метров или километров соответствует 1 см на карте). Кроме того, уясняют точность, полноту и детальность карты.

Высоту сечения рельефа узнают по подписи под масштабом карты и уясняют полноту и детальность изображения рельефа, а также, какая крутизна ската соответствует расстоянию между горизонталями в 1 мм.

Год съемки или составления карты по исходным материалам узнают по подписи в юго-восточном углу листа, при этом уясняют современность карты и возможные изменения местности.

Номер и год издания подписывается под номенклатурой листа карты (на картах старого издания в северо-западном углу листа). Номер и год издания указывают в боевых документах в целях обеспечения единства ориентирования и целеуказания.

Поправка направления определяется по текстовой справке или схеме, помещаемой в юго-западном углу листа. Поправку направления уясняют, если предстоит работа с картой на местности или движение по азимутам.

Рис. 8. Склеивание карты

Перед склейкой листы карты раскладывают в соответствующем порядке. Для ускорения раскладки большого количества листов рекомендуется составить схему их расположения или воспользоваться сборной таблицей, очертив на ней склеиваемые листы. После этого приступают к обрезке краев соприкасающихся листов; обрезают восточные края (кроме листов крайней правой колонны) и южные (за исключением нижнего ряда). Обрезка производится острым ножом (лезвием бритвы) или нож ницами точно по внутренней рамке листа. Обрезку карт ножом обычно производят без линейки на картонной подкладке. Лезвие ножа (бритвы) следует держать под острым углом (с наклоном по направлению линии обреза).

Вначале склеивают листы по рядам или по колоннам в том направлении, где полоса получится короче, затем склеивают между собой ряды или колонны. Склейку листов в колоннах начинают снизу, а в рядах — справа.

При склеивании карты кладут обрезанный лист оборотной стороной на смежный необрезанный и, сблизив их по линии склейки, наносят кистью на полосу склейки тонкий равномерный слой клея. Затем, перевернув верхний лист, совмещают рамки листов, километровые линии и соответствующие контуры. Место склейки протирают сухой тряпкой (бумагой), делая движение поперек линии склейки в сторону обреза. Небольшое не совмещение может быть исправлено протиранием в направлении, противоположном направлению смещения. Таким же порядком производится склейка рядов или колонн.

При склейке длинных полос (рядов или колонн) рекомендуется полосу с обрезанными листами свернуть в рулон, а клей наносить на нижнюю полосу (с обрезанными краями) и, разматывая постепенно рулон, совмещать и проглаживать склеиваемые полосы.

При неодинаковой деформации двух смежных листов (одна сторона рамки длиннее другой) клеем смазывается более короткий лист, что позволяет несколько растянуть его и уравнять с более длинным,

Складывание карты. При подготовке карты для работы в помещении ее складывают «гармошкой» в двух направлениях. Вначале «гармошку» образуют в направлении вытянутой стороны карты, а затем образовавшуюся полосу вновь складывают «гармошкой». Размер сложенной карты должен соответствовать размеру стандартного листа (21х31 см) или размеру папки для ее хранения.

Для работы на местности карту складывают «гармошкой» вдоль полосы действия (маршрута) с учетом удобства ее хранения в полевой сумке (планшете). В этом случае развернутую карту ориентируют вдоль маршрута и ненужные части карты подворачивают, оставляя полосу по размеру полевой сумки (планшета), а затем ее складывают «гармошкой».

Карту при складывании необходимо тщательно разглаживать и возможно плотнее перегибать, не допуская перегибов ее на местах склейки листов.

Подъем элементов местности на карте (подъем карты) применяется, когда требуется более наглядно показать (выделить) местные предметы и элементы рельефа, которые имеют важное значение для данной задачи.

Элементы местности поднимают на карте цветными карандашами путем расцветки, увеличением условного знака, подчеркиванием или увеличением подписи названия.

Реки, ручьи и каналы поднимают утолщением линий и тушевкой синего цвета. Болота покрывают синей штриховкой, линиями, параллельными нижнему обрезу карты.

Мосты, переправы, гати и т. п. поднимают увеличением условного знака карандашом черного цвета. Используемые при ориентировании местные предметы, изображаемые внемасштабными условными знаками, обводят кружками черного цвета.

Рельеф поднимают растушевкой светло-коричневым цветом вершин или утолщением некоторых горизонталей и их оттенением (оттушевкой) в сторону понижения.

Леса, сплошные кустарники и сады поднимают обводом опушки утолщенной линией и легким закрашиванием контура зеленым цветом.

Дороги и маршруты поднимают проведением вдоль условного знака утолщенной линии коричневого цвета.

Населенные пункты поднимают подчеркиванием или увеличением надписей их названий. Небольшие населенные пункты, кроме того, выделяют обводом их по внешнему контуру.

 

30. Ориентирование на местности по карте.

Ответ: Мы уже говорили о том, что никакое описание мест­ности не может создать у читателя правильное о ней пред­ставление, какое дает топографическая карта. Именно карта служит наземным путеводителем при движении по дорогам и без дорог, днем и ночью по незнакомой мест­ности. Знание ее и умение пользоваться ею необходимо всем, но особенно путешественникам, туристам, изыскате­лям, геологам, геодезистам, военным. Надо уметь со­поставлять ее с местностью, но самое главное, уметь ори­ентироваться на местности по карте.

Напомним еще раз, что ориентирование но карте (аэроснимку) складывается из ориентирования карты, определения на ней точки своего местонахождения (точки стояния) и сличения карты с местностью.

Что такое ориентирование карты? Ориентированием карты называется придание ей такого положения в гори­зонтальной плоскости, при котором все направления на ней были бы параллельны соответствующим направлениям на местности, а верхняя (северная) сторона ее рамки об­ращена на север. Ориентирование карты производится главным образом по линиям местности и ориентирам. И только лишь там, где их нет или не видно, карту ориен­тируют по компасу.

Ориентирование карты по линиям местности и ориен­тирам осуществляется следующим образом. Если вы нахо­дитесь на участке местности, где имеется прямолинейный участок дороги, карту рекомендуется ориентировать по дороге. Для этого карту поворачивают так, чтобы изобра­жение дороги на ней совпало с направлением дороги на местности, а изображение всех других местных предметов, расположенных справа и слева дороги, находились с тех же сторон и на карте. На рисунке 51 показано два варианта ориентирования карты по дороге (а) и по направлению на

ориентир (б). Преимущество такого способа ориентирова­ния карты по дороге заключается в том, что он обеспечи­вает быстроту и точность ориентирования и не требует ввода поправок. Он является основным способом ориенти­рования при движении на автомобилях и другой технике. На закрытой (лесистой) местности, а также на местности, где мало или совсем нет линейных ориентиров, этот способ не приемлем. В этом случае ориентируют карту по направ­лениям на ориентир.

Если ваше местоположение на карте известно (напри­мер, перекресток дорог, мост, курган и т. п.), то карту ориентируют по направлению на любой видимый ориен­тир, обозначенный на карте. Для этого прикладывают линейку (или карандаш) к двум точкам на карте (точка нашего стояния — перекресток дорог на рисунке 51, б и вет­ряная мельница — ориентир) и, смотря вдоль линейки, по­ворачиваются с картой так, чтобы выбранный ориентир оказался на линии визирования.

Если и такой возможности нет на местности, то для ориентирования карты используют компас. Имеется три способа ориентирования карты по компасу.

Первый способ. Если величина магнитного склонения для данного листа карты менее 3°, ее ориентируют по компасу без учета магнитного склонения. В этом случае карте придают горизонтальное положение. Накладывают на нее компас направлением С — Ю вдоль меридиана (за­падная или восточная рамка карты) так, чтобы буква «С» находилась на севере карты, и освобождают тормоз магнит­ной стрелки. Осторожно вращая карту вместе с компасом, подводим букву «С» на лимбе компаса под конец магнит­ной стрелки — карта сориентирована.

Второй способ. Если величина магнитного скло­нения для данного листа карты более 3°, то карту ориен­тируют по компасу с учетом магнитного склонения. При этом все делают то же самое, что и при первом способе. Но затем вращением карты подводят под северный конец магнитной стрелки то деление на лимбе компаса, которое соответствует величине и знаку магнитного склонения, указанного в зарамочном оформлении карты. На рисун­ке 52, а показано первое действие—как правильно устанав­ливать компас на карту, когда она еще не ориентирована. Затем показано второе положение карты (рис. 52, б), когда она повернута так, что северный конец стрелки ком­паса совпадает с буквой «С» (север) на лимбе. В этом слу­чае карта ориентирована, но без учета магнитного склоне­ния. На рисунке 52, в выполнено третье, и последнее, действие, то есть карта повернута так, что северный конец стрелки компаса совпал с цифрой Н-15° на лимбе компаса, то есть соответствующему восточному магнитному склонению, а если бы это было западное магнитное склонение, то карту надо было бы повернуть так, как показано на рисун­ке 52, г.

Третий способ. Часто при работе на местности карта бывает сложена так, что боковые стороны ее рамки оказываются завернутыми внутрь ее. В этом случае для ориентирования карты вместо боковой стороны ее рамки можно воспользоваться вертикальными линиями километ­ровой сетки, на одну из которых и устанавливают компас по тем же правилам, что и на боковую сторону рамки. При этом для точного ориентирования карты устанавливают ее так, чтобы северный конец стрелки компаса показывал цифру на лимбе компаса, соответствующую величине и знаку поправки (П).

Следующий элемент ориентирования на местности по карте — определение точки своего местонахождения. Здесь также могут использоваться различные способы.

По местным предметам. Проще всего это сде­лать, когда находишься рядом с каким-либо ориентиром, изображенным на карте (перекресток дорог, отдельный камень, характерный выступ леса и т. п.). Место располо­жения условного знака на карте и будет указывать иско­мую точку нашего местонахождения.

По ближайшим ориентирам на глаз. Это простейший и основной способ приближенного опреде­ления на карте точки своего местонахождения. В этом слу­чае карту надо сориентировать и опознать на пей и на

местности один-два ориентира. Затем определяют на глаз свое местоположение относительно этих ориентиров на местности и наносят свое местонахождение на карту. На­пример, сделав остановку на открытой местности (рис. 53), вы заметили, что в направлении вашего движе­ния видно дерево, а слева под прямым углом — поворот­ный столб линии связи. Сориентировав карту, вы нашли на ней изображение дерева и угол поворота линии связи. Затем, определив глазомерно, что дерево находится от вас примерно на расстоянии 400 м, а угол поворота линии свя­зи на расстоянии 200 м, отложим эти расстояния на карте так, чтобы между ними был примерно прямой. Вы найдете свое местонахождение на карте.

Промером пройденного расстояния. Этот способ применяется при движении по дороге, тропе, просеке или по любой другой линии местности, обозначен­ной на карте (берег реки, опушка леса, линия связи и т. п.), а также при движении по прямой в каком-либо определен­ном направлении (например, на удаленный ориентир, а в условиях плохой видимости — в направлении по заданно­му азимуту). Особенно он полезен в условиях плохой ви­димости и на местности, закрытой или бедной ориентира­ми. Начав движение от какого-либо опознанного на мест­ности и карте предмета (мост, перекресток дорог, опушка леса и т. п.), вы ведете счет парам шагов. В этом случае точку вашего местонахождения всегда можно определить, отложив в масштабе карты расстояние, пройденное вами от исходной точки по данному направлению движения.

Пример. Пройдя по дороге (рис. 54) 200 м от моста в направлении на тригонометрический пункт, турист оста­новился. Отложив пройденное расстояние от моста, он по­лучил на карте точку своего местонахождения.

Засечкой по ориентирам. Этот способ наибо­лее пригоден для открытой местности и в условиях хорошей видимости. При движении по дороге или вдоль како­го-либо линейного ориентира засечка точки своего место­нахождения осуществляется следующим образом (рис. 55).

Ориентируем карту и опознаем на ней ориентир, види­мый на местности с данной точки. Затем накладываем на карту линейку (или карандаш) к изображению этого ори­ентира и, не сбивая ориентировки карты, поворачиваем ее вокруг условного знака. Точка пересечения линии визиро­вания вдоль линейки с изображением дороги, на которой мы находимся, и будет на карте искомой точкой нашего местонахождения. Определение точки нашего местонахож­дения упрощается, если выбранный ориентир находится на перпендикуляре к направлению движения или в створе с каким-либо другим ориентиром, тоже обозначенным на карте и видимым с данной точки (рис. 56). Тогда искомая точка нашего местонахождения на карте определяется пе­ресечением дороги, на которой мы находимся, с прямой, проведенной через ориентир перпендикулярно к линии на­шего движения. Во втором случае — с прямой, проходя­щей через оба ориентира, образующих створ. При проведении этих линий не требуется даже ориентирования карты, ни визирования на ориентиры с помощью линейки.

При движении вне дорог и по направлениям, не обо­значенным на карте, определение своего местонахождения определяется обратной засечкой минимум по двум ориен­тирам. Для этого находят на местности в разных направ­лениях, под углом не менее 30° друг от друга и не более 150°, два местных предмета, которые имеются на карте. Карту ориентируют по компасу, а затем поочередно визи­руют на каждый ориентир и прочерчивают по линейке на­правления от ориентиров на себя. Место пересечения на карте этих направлений и будет точкой нашего местона­хождения (рис. 57).

Третьим элементом ориентирования по карте является сличение ее с местностью. Сличить карту с местностью — это значит найти на ней изображение расположенных во­круг точки нашего местонахождения местных предметов и элементов рельефа и, наоборот, опознать на местности объекты, показанные на карте. Сличать карту с мест­ностью приходится постоянно при ее ориентировании и работе с ней на местности. Это позволяет быстро и полно изучать местность, выявлять происшедшие на ней изменения, уточнять расположение наблюдаемых целей, ориенти­ров и других важных объектов, определять расстояния до них и т. д.

Для того чтобы найти на карте изображение предметал наблюдаемого на местности, надо:

— сориентировать карту и определить на ней точку своего местонахождения;

— сохраняя ориентировку карты, повернуться лицом к предмету, положение которого надо найти на карте;

— мысленно провести линию от своей точки местона­хождения на предмет, видимый на местности, оценить на глаз расстояние до него и отложить его в масштабе карты от точки своего местонахождения по направлению на предмет;

— на отложенном расстоянии найти на карте изобра­жение определяемого предмета.

Пример. Ца рисунке 58 с точки нашего местонахож­дения за лесом видна высота. На карте за лесом в этом направлении за условным знаком леса изображено несколько высот. Сориентировав карту и приложив линей­ку к точке нашего местонахождения, мы визируем на ви­димую на местности высоту. Проведя вдоль линейки ли­нию, определяем, какая высота видна за лесом.

Чтобы решить обратную задачу, то есть узнать на местности объект, изображенный на карте, нужно также сориентировать карту и найти на ней точку нашего место­нахождения. Затем определяем по карте на глаз расстоя­ние до искомого предмета и направление на него и по этим данным отыскиваем его на местности.

Таковы основные элементы ориентирования на мест­ности с помощью карты и компаса. Несколько слов об ори­ентировании по карте в движении (на автомобиле, мото­цикле).

Ориентирование с помощью карты в движении сводит­ся к отысканию ориентиров, изображенных на карте вдоль маршрута движения. Ориентирование на автомашине име­ет свои особенности. Во-первых, внутри и вблизи машины нельзя использовать компас; во-вторых, скорость движе­ния создает неудобства в сличении карты с местностью; и, наконец, с машины ограничена видимость местности.

Чтобы уверенно двигаться по намеченному пути и точ­но выйти к конечному пункту, надо перед маршем подгото­вить карту и определить данные для движения. Обычно на карту пунктиром наносят маршрут движения. Затем нано­сят местность вдоль маршрута и выбирают ориентиры, по которым будет проверяться правильность выдерживания направления движения. При выборе их предпочтение от­дается отдельным подробностям рельефа, а также мест­ным предметам, которые слабо подвержены изменениям. Ориентиры выбираются как на самом маршруте, так и по сторонам маршрута на расстоянии, при котором можно хо­рошо видеть их во время движения. Ориентиры намечают­ся на всех поворотах маршрута и на длинных прямолиней­ных участках. Если местность полузакрытая и движение будет проходить по грунтовым дорогам, то расстояние между ориентирами не должно превышать 1—3 км. После этого определяется расстояние до ориентиров от началь­ной точки нарастающим итогом (то есть такой-то ориентир на таком-то километре и т. д.) и переводится в пока­зания спидометра машины (прибора, показывающего ко­личество пройденных машиной километров). Эти расстоя­ния рекомендуется подписать на карте. Подготовленная таким образом, карта для удобства пользования в движе­нии складывается «гармошкой» вдоль маршрута (то есть сргнутой по длине маршрута несколько раз и легко рас­крываемой на любом нужном вам участке маршрута). Карту во время движения нужно держать перед собой все­гда в ориентированном положении, то есть повернутой по оси движения. Если движение ведется вне дороги, то кар­ту ориентируют по дальним ориентирам.

Работа в пути по выдерживанию маршрута сводится к отысканию на местности ориентиров, обозначенных на карте, и к последовательному передвижению от одного ориентира к другому. Наличие на машине спидометра дает возможность учитывать пройденный путь, что значитель­но облегчает отыскание на местности намеченных ориен­тиров.

Итак, мы рассмотрели основные вопросы ориентирова­ния на местности с картой и без нее, с компасом и без компаса, и теперь можно приступить к изучению способов движения на местности, и главного из них — движения по азимутам.