Принципы качественной социологии. Ее основные направления.

Методология этого направления соц. науки исходит из естественнонаучного постулата о возможности исчерпывающего отображения предметной области в количественных формальных конструкциях, последующий анализ которых позволяет получить новое знание об объекте исследования. Апогей развития этого направления социологии на Западе можно отнести к середине 1960-х гг.

«Жесткая» (или «количественная») социология нацелена на выявление закономерностей социальных процессов, которые характерны для крупных социальных страт и имеющие надындивидуальную природу. Отдельная единица наблюдения (человек, действие, фрагмент и т.д.) рассматривается не сама по себе, а только как представитель определенной социальной страты. Главная цель «количественной» социологии — определить характер, направленность и другие характеристики взаимодействия между достаточно крупными социальными структурами.

«Качественная» социология ставит своей целью выявить те смыслы, которые являются для каждого человека побудительной причиной его суждений и действий. Она стремится установить глубинный смысл внешне наблюдаемых человеческих поступков и соотнести его с имеющимися социологическими теориями. По этой причине ее часто называют гуманистической социологией, интерпретационной или понимающей, в зависимости от теоретических концепций, лежащих в основе этих теорий. Для «качественной» социологии важно установление субъективных, личностных причин и чувств конкретных индивидов, включенных в систему социальных взаимодействий макроуровня. Стратегия «качественного» социологического исследования нацелена на выявление частного, особенного в целостной картине социальных явлений. «Качественная» стратегия востребована и плодотворна в условиях нестабильного общества, когда многие процессы в обществе еще находятся на стадии становления и не приняли отчетливых массовых форм, а направленность их развития имеет равновозможный разновекторный характер.

В «количественной» социологии социальные структуры рассматриваются как внешние факторы, в значительной мере определяющие поведение индивида. То есть индивиды в каком-то смысле представляются как пассивные элементы этих структур. В «качественной» социологии индивиды представляются как агенты социального действия (Г. Зиммель, М. Вебер). Они не продукты и не «жертвы» социального мира, а его активные субъекты, которые принимают творческое участие в его формировании и функционировании. Именно в результате этого творчества и формируются общие «смыслы и значения», которые разделяются достаточно большими сообществами участников социального взаимодействия.

«Качественная» социология ориентирует исследователя выявлять субъективные смыслы личностных действий, на основе которых конструируются типические модели поведения. Таким образом, изучение социального мира в «качественной социологии» начинается с микроуровня. Только на этой основе она допускает разработку типологий социальных действий.

Направления качественной социологии:

Символический интеракционизм (от англ. interaction — взаимодействие) — теоретико-методологическое направление в современной западной социологии и социальной психологии, сосредоточивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании. Главным средством символического взаимодействия является естественный язык. Этим и объясняется усиленное внимание к исследованию языка как главного средства интерпретации смыслов социальных коммуникаций. Функционирование социума представители символического интеракционизма трактуют как непрерывный процесс выработки и изменения социальных значений языковых средств, жестов и символов, как постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия его участниками. В ходе этого переопределения меняется и объективная (для взаимодействующих субъектов) среда социальной деятельности. Именно поэтому взаимодействие между соответствующими субъектами не может быть понято только на основе фиксированных смыслов его внешних проявлений. Для этого необходимо знание внутренних контекстов используемых символов, понятных участникам взаимодействия. Представители символического интеракционизма утверждают, что мир, в котором живут и взаимодействуют люди, имеет полностью социальное происхождение, так как значения возникают именно и только в процессе социального взаимодействия. Различные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда субъекты, их формирующие, меняют свои значения.

Деятельность людей представлена как совокупность социальных ролей, которая олицетворяется для них в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».

Чтобы понять социальную жизнь, надо понять смысл социальных взаимодействий в их символическом значении, что и является основной задачей символического интеракционизма.

Люди не реагируют на воздействия извне автоматически. Они сначала определяют значение символов: жестов, поступков и т.д., прежде чем ответить на них. Взаимодействие между людьми возможно только благодаря сходному пониманию символов. Разгадывать намерения других люди могут потому, что в детстве их учат придавать значение предметам, действиям, событиям, то есть символам. Собственный прошлый опыт, знание жестов и способность поставить себя на место другого, принять роль другого помогают людям понять намерения других. «Принятие роли другого», а в случае сложного взаимодействия «обобщенного другого» — основа взаимодействия.

Несмотря на то, что сторонники символического интеракционизма внесли определенный вклад в понимание структуры и динамики развития человеческой личности, в изучение микропроцессов социальных взаимодействий, им не удалось выработать сколько-нибудь адекватной теории социального процесса.

Это обусловлено отказом теоретиков символического интеракционизма от анализа материальных факторов жизни общества, а также от исследования крупномасштабных социальных структур, детерминирующих социальные значения и смыслы. В некоторых своих вариантах символический интеракционизм сближается с концепциями феноменологической социологии, в частности этнометодологии. Наибольший вклад в разработку символического интеракционизма внес американский социолог Дж.Г. Мид. Последователи — Г. Блумер, Т. Шибутани, М. Кун, Т. Партленд, представляющие (попарно) две различные школы — чикагскую и айовскую.

Феноменологический интеракционализм исходит из представления о том, что понять мотивы поведения человека можно лишь на основе знания его биографической ситуации, его «жизненного мира» (А. Шюц). Базовым положением является установка на размежевание с методологическими моделями естественных наук как не способных охватить всю сущность правил (норм) и значений, составляющих основу социальной жизни. В центре внимания сторонников этого подхода оказывается не мир в целом, как у позитивистов, а собственно человек в его специфическом измерении. Социальная реальность не есть некоторая объективная данность, которая находится изначально вне субъекта и только потом посредством социализации, воспитания и образования становится его составляющей. Соц. реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события, лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Т.к. именно мнения образуют социальный мир, то понятие «значение» оказывается в центре внимания этой школы.

Объективный мир другими переживается так же, как и самим субъектом. Он общий для всех, другие в него входят как элементы субъектной биографической ситуации. Порядок и согласие в обществе можно поддерживать благодаря интерсубъективности (внутренней ситуации). Каждый субъект социального взаимодействия конструирует собственную социальную реальность, привнося в каждую свои особенности и модели поведения (П. Бергер, Т. Лукман). При частом повторении эти ситуации типизируются, становятся достоянием других, зона их проявления расширяется. В конечном счете они институционализируются.

Этнометодология ориентирует на превращение методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию всех социальных наук. Исследуя микросоциальные процессы взаимодействия, этнометодология фокусирует внимание на их динамике и рассматривает процессы становления и функционирования нормативных моделей и структур в ходе социального взаимодействия. Американский социолог Г.Гарфинкел рассматривал человека, прежде всего, как социализированную индивидуальность. В фокус своей теории ставил проблему активности самого индивида, т.к. он стремился изучить способы реализации человеком своих социальных ролей и функций. При этом акцент своего исследовательского интереса он сосредоточил на индивидуальной активности по воссозданию социальных институтов и социальных практик, благодаря которым, по его представлениям, и происходит создание социальной реальности.

Этнометодология концентрирует внимание на осмыслении способов и методов реализации социальной активности по воссозданию социального мира в целом, и социальных реальностей во всем их многообразии, в частности. Этнометодология отрицает идею о том, что люди согласуют свое поведение с предшествующей социальному взаимодействию нормативной моделью. Люди активны и сами конструируют социальную реальность. Социальную интеграцию этнометодологи рассматривают не как результат консенсуса, достигнутого на основе общего признания тех или иных ценностей или социальных интересов, а на основе различных способов интерпретации социальной реальности, применяемых участниками взаимодействия с целью представить свое поведение согласующимся с нормативной моделью социального порядка, лежащей в основе взаимодействия. Общее признание социального смысла (значения) взаимодействия основывается на признании социальных правил (норм) поведения и нормативной модели социального устройства.

Люди рассматриваются в качестве экспертов для каждой конкретной ситуации. Это послужило основанием называть это направление фольклорной социологией.

Общим для символического и феноменологического интеракционизма и этнометодологии является сосредоточенность на микропроцессах социального взаимодействия. Главная задача этих направлений социологической науки — объяснить, каким образом субъективные значения становятся объективной реальностью. Субъективные значения для этих социологических теорий являются центральными для понимания того, как строится общество: мир, переживаемый людьми в качестве реального, создается в их мыслях и действиях. Все они исходят из предположения, что социальные институты конструируются в процессе взаимодействия. В этом смысле они составили альтернативное жестко количественному, функциональному подходу видение социальной реальности и индивидуального поведения.

В целом «качественная» социология является микросоциологией. В отличие от «количественной» начало исследования социального мира в ней смещено на личностный уровень. Объектами ее исследования становятся агенты социального действия, их личный повседневный опыт взаимодействия с другими, выраженный в словах, высказываниях, рассказах о собственной жизни. Анализируя символы (слова, знаки) интерактивной коммуникации, социологи интерпретируют конкретные смыслы локального социального существования людей, пытается обобщить свои наблюдения, перевести их на уровень более общих теорий социального смысла.