Вопрос 7. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕПЕТИЦИОННОЙ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕПЕТИЦИОННОЙ РАБОТЫ.

 

Основным звеном учебной и воспитательной работы дирижера с оркестром является репетиция. Существуют различные варианты методики работы с оркестром. Все они зависят от уровня подготовки коллектива, от количества репетиций, от степени сложности исполняемой программы и от опыта дирижёра.

Следует обратить внимание руководителя на ряд важных организационно – педагогических моментов, влияющих на качество работы оркестра, проверить состояние инструментов, выявить дефекты, связанные с условиями хранения, а также произвести необходимый ремонт. Из-за отсутствия музыкального мастера чаще всего педагоги – энтузиасты на общественных началах проводят эту большую работу. Безусловно, каждый педагог должен уметь произвести мелкий ремонт, но есть инструменты, требующие капитального ремонта, и здесь без помощи профессионального мастера не обойтись.

К началу учебного года руководитель должен хорошо подготовить оркестровое помещение: обеспечить необходимое количество пультов, стульев, проверить освещение, вентиляцию, акустику.

Перед началом репетиции необходимо тщательно настроить инструменты. В начальный период работы, а тем более во вновь сформированном оркестре, настройку лучше производить самому руководителю. В дальнейшем к этой работе следует подключить концертмейстеров.

Планирование репетиции – важная составная часть подготовительной работы дирижера. Составляя план работы, руководитель опирается на собственный опыт и исполнительские возможности оркестра. План может быть более или менее развернутым и детализированным. Однако, необходимо помнить, что репетиция – дело творческое, живое, и как в любом живом деле, тут могут быть неожиданности. Но если дирижер хорошо подготовился к работе по главным, магистральным направлениям, то он всегда найдет правильный выход из любой создавшейся ситуации.